Решение по делу № 33-222/2023 от 22.02.2023

Судья Хроленок Т.В.

Дело № 2-3566/2022

Дело № 33-222/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 мая 2023 года                                                                            г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Коневой О.А., Слободчиковой М.Е.,

при секретаре Шаховой И.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.12.2022, которым постановлено:

Исковые требования Дереглазов С.А. (<...> года рождения, уроженка <...>) к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (<...>) о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения - удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» внести изменения в выданное 03.10.2022 Дереглазов С.А. свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> в графе «Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья» указать «121 732 рубля», в графе «Размер выплаты» указать «4 017 156 рублей 00 копеек».

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» в пользу Дереглазов С.А. судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дереглазов С.А. обратился в суд с исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.

Требования мотивировал тем, что 03.10.2022 ему выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, из расчета площади утраченного жилого помещения - <...> кв.м, исходя из стоимости одного квадратного метра 78 184 рубля. Принадлежащая ему квартира, расположенная по адресу: <...>, внесена в Перечень утраченных жилых помещений, утвержденный губернатором ЕАО в IV квартале 2022 года. Согласно приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от <...> № <...> стоимость одного квадратного метра на четвертый квартал 2022 года по ЕАО составила                       121 732 рубля.

Просил обязать ОГБУ «МФЦ» внести изменения в выданное им свидетельство № <...> от <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения в графе «стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать 121 732 рубля, в графе «размер выплаты» указать - 4 017 156 рублей.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области, департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, Минфин России, Минстрой России.

В судебное заседание не явились истец Дереглазов С.А., представитель ответчика ОГБУ «МФЦ», представители третьих лиц департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, Минфина России, Минстроя России, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом.

Представитель ОГБУ «МФЦ» представил в суд письменный отзыв, согласно которому просил в иске отказать, поскольку не имеет правового значения дата включения спорного жилого помещения в Перечень.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило решение суда отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении требований.

Мотивируя жалобу, указало, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.

Сославшись на подпункт «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, указало, что при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

В данном случае Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2020 года заложил и выделил денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме - 78 184 рубля за 1 кв.м.

Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений подписан губернатором ЕАО 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к этому документу.

Поскольку истец установил право на получение мер господдержки в результате чрезвычайной ситуации 2020 года на основании решения суда, дата включения утраченного жилого помещения в соответствующий перечень не имеет правового значения.

Разрешая настоящий иск, суд не применил положения вышеуказанного постановления, тем самым своим решением подменил орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения на дату введения режима чрезвычайной ситуации, что является недопустимым.

Полагает, что истец злоупотребляет своим правом, поскольку чрезвычайная ситуация произошла в 2020 году, а он обратился в суд и установил право только в 2022 году. Судом не дана оценка тому, что спорное жилое помещение было признано аварийным и квадратный метр его стоимости не может составлять 121 732 рубля.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Истец Дереглазов С.А., представители ответчика ОГБУ «МФЦ», третьих лиц департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, Минфина России, Минстроя России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

С 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области № 284-рг введён режим чрезвычайной ситуации.

Вступившим в законную силу решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 29.06.2022 за Дереглазов С.А. признано право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления. Данным решением на ОГБУ «МФЦ» возложена обязанность включить Дереглазов С.А. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее его право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м.

<...> истцу Дереглазов С.А. выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения на сумму           2 580 072 рубля, исходя из общей площади жилого помещения <...> кв.м, стоимости одного кв.м 78 184 рубля.

Жилое помещение <...> включено в Перечень утраченных жилых помещений, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории ЕАО (дополнения и изменения в перечень 29.09.2020) в IV квартале 2022 года (21.10.2022) под порядковым номером № <...>.

<...> истцу Дереглазов С.А. выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения на сумму 2 580 072 рубля, исходя из общей площади жилого помещения <...> кв.м., стоимости одного кв.м 78 184 рубля.

Приказом Минстроя России от 20.09.2022 № 773/пр установлена средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения на IV квартал 2022 года в Еврейской автономной области в размере 121 732 рубля.

Считая, что свидетельство подлежало выдаче на сумму, рассчитанную с учётом показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Еврейской автономной области на IV квартал 2022 года, истец обратился в суд с указанными выше требованиями.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции, руководствуясь Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327, в редакции действующей до 01.01.2022, установил, что повреждённое в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было включено в вышеназванный Перечень 21.10.2022, в этой связи пришёл к выводу, что размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв.м общей площади жилого помещения на IV квартал 2022 года.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Перечень формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает утверждение Перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.

В соответствии с пунктом 5 Порядка выплата предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

Размер выплаты гражданам определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метров для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. метров на семью из 2 человек и 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения (пункт 9 Порядка).

В пункте 2 названного распоряжения правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов)

Как следует из пункта 3 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление трансфертов, на цели, указанные в пункте 5 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (председателями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при расчёте размера трансферта на цели приобретения или строительства жилых помещений учитываются показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней.

В соответствии с редакцией подпункта «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, действующей с 01.01.2022, при расчете размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об определении размера выплаты на приобретения жилого помещения взамен утраченного исходя из показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждённой Минстроем России для ЕАО на IV квартал 2022 года, так как право истца на получение данной меры государственной поддержки признано решением суда от 29.06.2022, свидетельство, удостоверяющее право на получение данной выплаты, выдано 03.10.2022, то есть в период действия редакции Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, устанавливающих, что при определении размера межбюджетного трансферта, направленного на эти цели необходимо исходить из показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Кроме того, как верно указано в апелляционной жалобе, перечень утраченных жилых помещений был утверждён губернатором ЕАО 29.09.2020, 21.10.2022 в него были внесены дополнения, в силу чего ссылку истцов на то, что выплата должна быть рассчитана исходя из стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленной на 21.10.2022, следует признать несостоятельной.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (определения от 30.06.2020 № 1488-О, 28.06.2022 № 1654-О) Конституция Российской Федерации, предусматривая меры социальной поддержки в жилищной сфере (статья 40, часть 3), вместе с тем не предопределяет объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан конкретных жилищных гарантий, которые устанавливаются с учетом имеющихся у государства финансовых возможностей.

Названными выше нормативными положениями предусмотрена адресная финансовая помощь для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан, не имеющих другого жилья, пригодного для проживания. В силу указанных нормативных положений, а именно Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации. В выданном 03.10.2022 истцу свидетельстве выплата рассчитана исходя из данной стоимости - 78 184 рубля за 1 кв.м.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с оспариваемым судебным постановлением, полагая его подлежащим отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.12.2022 отменить.

Вынести по делу новое судебное постановление, которым исковые требования Дереглазов С.А. (<...>) к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворенной.

Председательствующий      Ю.Г. Золотарева

Судьи         О.А. Конева

        М.Е. Слободчикова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25.05.2023.

Судья Хроленок Т.В.

Дело № 2-3566/2022

Дело № 33-222/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 мая 2023 года                                                                            г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Коневой О.А., Слободчиковой М.Е.,

при секретаре Шаховой И.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.12.2022, которым постановлено:

Исковые требования Дереглазов С.А. (<...> года рождения, уроженка <...>) к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (<...>) о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения - удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» внести изменения в выданное 03.10.2022 Дереглазов С.А. свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> в графе «Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья» указать «121 732 рубля», в графе «Размер выплаты» указать «4 017 156 рублей 00 копеек».

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» в пользу Дереглазов С.А. судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дереглазов С.А. обратился в суд с исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.

Требования мотивировал тем, что 03.10.2022 ему выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, из расчета площади утраченного жилого помещения - <...> кв.м, исходя из стоимости одного квадратного метра 78 184 рубля. Принадлежащая ему квартира, расположенная по адресу: <...>, внесена в Перечень утраченных жилых помещений, утвержденный губернатором ЕАО в IV квартале 2022 года. Согласно приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от <...> № <...> стоимость одного квадратного метра на четвертый квартал 2022 года по ЕАО составила                       121 732 рубля.

Просил обязать ОГБУ «МФЦ» внести изменения в выданное им свидетельство № <...> от <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения в графе «стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать 121 732 рубля, в графе «размер выплаты» указать - 4 017 156 рублей.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области, департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, Минфин России, Минстрой России.

В судебное заседание не явились истец Дереглазов С.А., представитель ответчика ОГБУ «МФЦ», представители третьих лиц департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, Минфина России, Минстроя России, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом.

Представитель ОГБУ «МФЦ» представил в суд письменный отзыв, согласно которому просил в иске отказать, поскольку не имеет правового значения дата включения спорного жилого помещения в Перечень.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило решение суда отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении требований.

Мотивируя жалобу, указало, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.

Сославшись на подпункт «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327, указало, что при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

В данном случае Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2020 года заложил и выделил денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме - 78 184 рубля за 1 кв.м.

Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений подписан губернатором ЕАО 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к этому документу.

Поскольку истец установил право на получение мер господдержки в результате чрезвычайной ситуации 2020 года на основании решения суда, дата включения утраченного жилого помещения в соответствующий перечень не имеет правового значения.

Разрешая настоящий иск, суд не применил положения вышеуказанного постановления, тем самым своим решением подменил орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения на дату введения режима чрезвычайной ситуации, что является недопустимым.

Полагает, что истец злоупотребляет своим правом, поскольку чрезвычайная ситуация произошла в 2020 году, а он обратился в суд и установил право только в 2022 году. Судом не дана оценка тому, что спорное жилое помещение было признано аварийным и квадратный метр его стоимости не может составлять 121 732 рубля.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Истец Дереглазов С.А., представители ответчика ОГБУ «МФЦ», третьих лиц департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, Минфина России, Минстроя России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

С 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области № 284-рг введён режим чрезвычайной ситуации.

Вступившим в законную силу решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 29.06.2022 за Дереглазов С.А. признано право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления. Данным решением на ОГБУ «МФЦ» возложена обязанность включить Дереглазов С.А. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее его право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м.

<...> истцу Дереглазов С.А. выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения на сумму           2 580 072 рубля, исходя из общей площади жилого помещения <...> кв.м, стоимости одного кв.м 78 184 рубля.

Жилое помещение <...> включено в Перечень утраченных жилых помещений, в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории ЕАО (дополнения и изменения в перечень 29.09.2020) в IV квартале 2022 года (21.10.2022) под порядковым номером № <...>.

<...> истцу Дереглазов С.А. выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения на сумму 2 580 072 рубля, исходя из общей площади жилого помещения <...> кв.м., стоимости одного кв.м 78 184 рубля.

Приказом Минстроя России от 20.09.2022 № 773/пр установлена средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения на IV квартал 2022 года в Еврейской автономной области в размере 121 732 рубля.

Считая, что свидетельство подлежало выдаче на сумму, рассчитанную с учётом показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в Еврейской автономной области на IV квартал 2022 года, истец обратился в суд с указанными выше требованиями.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции, руководствуясь Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327, в редакции действующей до 01.01.2022, установил, что повреждённое в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было включено в вышеназванный Перечень 21.10.2022, в этой связи пришёл к выводу, что размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв.м общей площади жилого помещения на IV квартал 2022 года.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Перечень формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает утверждение Перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.

В соответствии с пунктом 5 Порядка выплата предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

Размер выплаты гражданам определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метров для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. метров на семью из 2 человек и 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения (пункт 9 Порядка).

В пункте 2 названного распоряжения правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов)

Как следует из пункта 3 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление трансфертов, на цели, указанные в пункте 5 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (председателями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при расчёте размера трансферта на цели приобретения или строительства жилых помещений учитываются показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней.

В соответствии с редакцией подпункта «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, действующей с 01.01.2022, при расчете размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об определении размера выплаты на приобретения жилого помещения взамен утраченного исходя из показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждённой Минстроем России для ЕАО на IV квартал 2022 года, так как право истца на получение данной меры государственной поддержки признано решением суда от 29.06.2022, свидетельство, удостоверяющее право на получение данной выплаты, выдано 03.10.2022, то есть в период действия редакции Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, устанавливающих, что при определении размера межбюджетного трансферта, направленного на эти цели необходимо исходить из показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.

Кроме того, как верно указано в апелляционной жалобе, перечень утраченных жилых помещений был утверждён губернатором ЕАО 29.09.2020, 21.10.2022 в него были внесены дополнения, в силу чего ссылку истцов на то, что выплата должна быть рассчитана исходя из стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленной на 21.10.2022, следует признать несостоятельной.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (определения от 30.06.2020 № 1488-О, 28.06.2022 № 1654-О) Конституция Российской Федерации, предусматривая меры социальной поддержки в жилищной сфере (статья 40, часть 3), вместе с тем не предопределяет объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан конкретных жилищных гарантий, которые устанавливаются с учетом имеющихся у государства финансовых возможностей.

Названными выше нормативными положениями предусмотрена адресная финансовая помощь для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан, не имеющих другого жилья, пригодного для проживания. В силу указанных нормативных положений, а именно Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации. В выданном 03.10.2022 истцу свидетельстве выплата рассчитана исходя из данной стоимости - 78 184 рубля за 1 кв.м.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с оспариваемым судебным постановлением, полагая его подлежащим отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 26.12.2022 отменить.

Вынести по делу новое судебное постановление, которым исковые требования Дереглазов С.А. (<...>) к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворенной.

Председательствующий      Ю.Г. Золотарева

Судьи         О.А. Конева

        М.Е. Слободчикова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25.05.2023.

33-222/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Дереглазов Сергей Анатольевич
Ответчики
МФЦ ОГБУ
Другие
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО
Министерство финансов РФ в лице УФК по ЕАО.
Мурзин Андрей Сергеевич
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Золотарева Юлия Геннадьевна
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
28.02.2023Передача дела судье
17.03.2023Судебное заседание
21.04.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.04.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2023Передано в экспедицию
24.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее