Дело № 12-209/2018
РЕШЕНИЕ
13 июля 2018 года г. Горно-Алтайск
Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Зрелкина Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной А.Б. на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Решетовой А.Г. от 21 мая 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Решетовой А.Г. от 21 мая 2018 г. Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абанина А.Б. обратилась в суд с жалобой о его отмене и прекращении производства по делу по тем основаниям, что при вынесении постановления о наложении штрафа не было учтено наличие уважительных причин для неисполнения решения суда в течении 5 дней, так как исполнение решения носит длящийся характер, входит к компетенцию различных органов исполнительной власти. Министерство не распоряжается специализированным жилищным фондом, и предоставить жилое помещение Макарчевой А.В. в течение 5 дней не представилось возможным. Кроме того, в решении суда не установлен срок предоставления жилого помещения. Постановлением Правительства РА от 5 августа 2013 года № 212 «Об утверждении порядка формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда» утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда, который требует существенных временных затрат для исполнения решения суда.
Защитник Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абанина А.Б. в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Начальник отдела – старший судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай Решетова А.Г. в судебном заседании полагала, что постановление является законным и обоснованным.
Выслушав участников судебного заседания, изучив и проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из требований статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
С учетом изложенных выше правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 06.04.2018 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Республики Алтай Трашевым И.Ю. в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа серии №, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить ФИО1 из специального жилого фонда РА по договору найма специализированного жилого фонда благоустроенное, изолированное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям с учетом нормы предоставления, на территории МО г.Горно-Алтайск. Постановлением установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнительных действий по данному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем 17.04.2018 г. вынесено постановление о взыскании с должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение в добровольном порядке в установленный 5-дневный срок требований исполнительного документа.
4 мая 2018 года Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай вручено требование об исполнении требований исполнительного документа, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, в срок до 10.05.2018 года.
По факту неисполнения Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай требования исполнительного листа в срок до 10.05.2018 года, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Трашевым И.Ю. в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, который вручен защитнику Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной А.Б. ДД.ММ.ГГГГ.
11 декабря 2017 года начальником отдела – старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Решетовой А.Г. рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотрено ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, и по делу вынесено обжалуемое постановление.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Факт совершения и виновность Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в совершенном правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, которые были оценены должностным лицом в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и сомнений не вызывают.
Доводы жалобы о том, что имелись уважительные причины для неисполнения решения суда в установленный срок, так как исполнение решения суда носит длящийся характер, предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию различных органов исполнительной власти Республики Алтай, во внимание не принимаются. Законом не предусмотрено длящееся исполнение решения суда. Именно на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай судебным актом возложена обязанность предоставить жилое помещение. Последовательность действий каких-либо органов исполнительной власти в данном случае правового значения не имеет.
Обозначенные в жалобе причины неисполнения в срок требований исполнительного документа основанием для освобождения должника от ответственности не являются, поскольку исходя из положений законодательства об исполнительном производстве доказательствами невозможности исполнения в установленный срок могут быть признаны лишь чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, каковых по делу не усматривается.
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не предприняло все возможные меры для исполнения требований исполнительного документа.
То обстоятельство, что решением суда не установлен срок, в течение которого необходимо предоставить жилое помещение, свидетельствует лишь о его немедленном предоставлении.
Также полагаю несостоятельной ссылку защитника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай на утверждение Правительством Республики Алтай «Порядка формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда».
Указанный Порядок действительно определяет последовательность формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а также способы формирования специализированного жилищного фонда.
Однако данный Порядок никак не связан с исполнительным производством, возбужденным на основании исполнительного документа. Формирование специализированного жилищного фонда для данной категории граждан не поставлено в зависимость от возбужденных исполнительных производств и требований об исполнении исполнительного документа. Специализированный жилищный фонд не формируется на основании принятых судом решений о предоставлении жилых помещений.
Отсутствие свободных жилых помещений, само по себе не исключают вины Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное должником административное правонарушение свидетельствует о несоблюдении установленного частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 03.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» принципа обязательности исполнения судебных постановлений и связано с умалением гарантированных взыскателю статьями 40 и 46 Конституции Российской Федерации прав на жилище и на судебную защиту (включая исполнение судебного акта в разумный срок).
При указанных обстоятельствах прихожу к выводу о законности и обоснованности вынесенного постановления, в связи с чем жалоба защитника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Решетовой А.Г. от 21 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай оставить без изменения, жалобу защитника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абаниной А.Б. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Е.Ю.Зрелкина