Дело № 2а-4383/2017
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
14 ноября 2017 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
Председательствующего Сухоруковой Л.В.
При секретаре Аверкиной О.Н.
Рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Рнспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Брянску Рє Лепкалову Р.Рђ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ пени,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ указанным административным РёСЃРєРѕРј, РІ обоснование которого указала, что Лепкалов Р.Рђ. является плательщиком транспортного налога РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 357 РќРљ Р Р¤. Обязанность РїРѕ уплате транспортного налога ответчик надлежащим образом РЅРµ исполнил, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РЅР° основании СЃС‚. СЃС‚. 45, 69, 70 РќРљ Р Р¤ налогоплательщику было направлено требование РѕР± уплате налога Рё пени РѕС‚ 24.05.2007 в„–5883, РґРѕ настоящего времени данное требование РЅРµ исполнено. Общая СЃСѓРјРјР° задолженности РїРѕ пени 119 рублей 39 копеек.
Ссылаясь РЅР° требования СЃС‚. 48 РќРљ Р Р¤ административный истец РїСЂРѕСЃРёС‚ восстановить СЃСЂРѕРє РЅР° обращение РІ СЃСѓРґ СЃ данным административным РёСЃРєРѕРј. Взыскать СЃ Лепкалова Р.Рђ. задолженность РїРѕ пени РїРѕ транспортному налогу РІ размере 119 рублей 39 копеек.
Р’ судебное заседание представитель административного истца РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску РЅРµ явился. Уведомлены надлежащим образом. Представлено ходатайство Рѕ рассмотрении дела РІ отсутствие административного истца.
Административный ответчик Лепкалов Р.Рђ. РІ судебном заседании возражал против требований административного РёСЃРєР°. РЎСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что ранее состоял РЅР° учете РІ налоговом органе РїРѕ месту жительства РІ <адрес>. Обязанность РїРѕ оплате транспортного налога была исполнена РёРј РІ спорный период РІ полном объеме, что подтверждается квитанциями РѕР± оплате налога. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 2 РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области СЃ требованиями Рѕ взыскании недоимки Рё пени РІ СЃСѓРґ РЅРµ обращалась, СЃСЂРѕРє обращения РІ СЃСѓРґ СЃ данными требованиями истек.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ с учетом мнения административного ответчика дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.
Выслушав мнение административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно положениям статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 362 главы 28 «Транспортный налог» НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу части 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 363 НК РФ).
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Лепкалов Р.Рђ. является собственником транспортного средства "TOYOTA-LAND CRUISER PRADO" государственный регистрационный знак в„–... СЃ <дата>, что подтверждается ответом Р РћРРћ Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области РЅР° запрос СЃСѓРґР° РѕС‚ 19.10.2017 РіРѕРґР°.
Р’ 2006-2007 годах Лепкалов Р.Рђ. являлся собственником транспортного средства Toyota Caldina государственный регистрационный в„–..., транспортного средства Toyota Gala государственный регистрационный в„–...
Р’ соответствии СЃРѕ статьей 357 РќРљ Р Р¤ как собственник транспортных средств, Лепкалов Р.Рђ. являлся плательщиком транспортного налога.
Административным ответчиком представлены квитанции, подтверждающие оплату налога Р·Р° транспортное средство Toyota Caldina Р·Р° 2004 РіРѕРґ РІ размере 408 рублей 33 копеек; Р·Р° 2005 РіРѕРґ РІ размере 490 рублей; Р·Р° транспортные средства Toyota Caldina государственный регистрационный в„–..., Toyota Gala государственный регистрационный в„–... Р·Р° 2006 РіРѕРґ РІ размере 1541 рубль 67 копеек РЅР° основании уведомления в„– 27307 РѕС‚ 01.03.2007 РіРѕРґР°; Р·Р° транспортные средства Toyota Caldina государственный регистрационный в„–..., Toyota Gala государственный регистрационный в„–..., Toyota Corona государственный регистрационный знак в„–... Р·Р° 2007 РіРѕРґ РІ размере 2300 рублей РЅР° основании налогового уведомления в„– 50275 РѕС‚ 29.02.2008 РіРѕРґР°; Р·Р° транспортное средство Toyota Corona государственный регистрационный знак в„–... Р·Р° 2008 РіРѕРґ РІ размере 2625 рублей; Р·Р° 2009 РіРѕРґ РІ размере 2625 рублей; Р·Р° транспортные средства Toyota Corona государственный регистрационный знак в„–..., Nissan Terrano государственный регистрационный знак в„–... Р·Р° 2010 РіРѕРґ РІ размере 2686 рублей 25 копеек. Как следует РёР· представленных ответчиком квитанций, транспортный налог Р·Р° 2006 РіРѕРґ оплачен Лепкаловым 16.04.2007 РіРѕРґР°, Р·Р° 2007 РіРѕРґ – 20.03.2008 РіРѕРґР°. РџСЂРё этом, как следует РёР· налоговых уведомлений Р·Р° 2006 РіРѕРґ в„– 27307, Р·Р° 2007 РіРѕРґ в„–50275 РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 2 РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области сведения Рѕ наличии недоимки РїРѕ транспортному налогу Р·Р° прошлые РіРѕРґС‹, Р·Р° текущий РіРѕРґ, налоговые уведомления РЅРµ содержат.
Между тем, как следует РёР· материалов данного дела, 17.04.2007 РіРѕРґР° РІ адрес Лепкалова Р.Рђ. РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 2 РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области было направлено налоговое уведомление в„–34636 РѕР± уплате налога Р·Р° 2007 РіРѕРґ Р·Р° транспортные средства Toyota Caldina государственный регистрационный в„–..., Toyota Gala государственный регистрационный в„–... РІ СЃСѓРјРјРµ 2722, 50 рублей.
24.05.2007 года в его адрес налоговым органом было направлено требование № 5883 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по транспортному налогу в размере 583 рублей 33 копеек, пени в размере 196 рублей 46 копеек в срок до 14.06.2007 года.
Как следует РёР· сообщения административного истца РѕС‚ 27.03.2017 РіРѕРґР° РЅР° обращение ответчика, налоговые обязательства РїРѕ транспортному налогу РћРљРўРњРћ 10621101 переданы РёР· РњРФНС в„–2 РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РІ РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску СЃ задолженностью РїРѕ пене РІ СЃСѓРјРјРµ 166 рублей 58 копеек. Р’ отношении указанной СЃСѓРјРјС‹ пени применялись следующие меры взыскания: РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 49 рублей 16 копеек выставлено требование в„–69530 РѕС‚ 16.04.2014 РіРѕРґР°; задолженность РїРѕ требованию в„–69530 необходимо уплатить. Р’ случае неуплаты указанной задолженности РґРѕ 18.06.2017 РіРѕРґР° инспекция РІ рамках СЃС‚. 48 РќРљ Р Р¤ будет обращаться РІ РњРёСЂРѕРІРѕР№ судебный участок СЃ заявлением Рѕ вынесении судебного приказа. РЎСѓРјРјР° 117 рублей 42 копейки включена РІ требования в„–30059 РѕС‚ 15.04.2008 Рё в„–5883 РѕС‚ 24.05.2007. Взыскание данной задолженности РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 48 РќРљ Р Р¤ РњРФНС в„–2 РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РЅРµ производилось. Данную задолженность РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ урегулировать РІ рамках СЃС‚. 59 РќРљ Р Р¤.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу положений части 4 статьи 52, части 6 статьи 69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказного письма.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Учитывая, что в соответствии со ст. 69 НК РФ налоговое требование является письменным документом, составляемым по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, факт направления налогового требования мог быть подтвержден только письменными доказательствами.
Однако, РІ нарушение требований СЃС‚. СЃС‚. 61, 62 РљРђРЎ Р Р¤ какие-либо доказательства, подтверждающие факт направления Лепкалову Р.Рђ. требования в„–5883 (уведомление Рѕ вручении заказного РїРёСЃСЊРјР°, реестр отправки заказных писем Рё РїСЂ.) РѕС‚ 24.05.2007 РіРѕРґР°, административным истцом РІ СЃСѓРґ РЅРµ представлены. РЎРїРёСЃРѕРє почтовых отправлений, который приложен Рє административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению, данные обстоятельства РЅРµ подтверждает, С‚.Рє. свидетельствует Рѕ направлении административным истцом РєРѕРїРёРё административного РёСЃРєР° ответчику. Документы, подтверждающие вручение требования РѕР± уплате налогов Рё пени лично РїРѕРґ расписку или иным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј, подтверждающим факт Рё дату его получения, Р° также доказательства уклонения административного ответчика РѕС‚ получения этого требования РІ материалах дела отсутствуют.
Таким образом, административным истцом ненадлежащим образом исполнена обязанность по направлению требования об уплате налога и пени.
Согласно п. 1 ст. 72 НКРФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения п. 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом положений вышеуказанных норм обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Как указано в письме Министерства финансов РФ от 29 октября 2008 года № 03-02-07/2-192, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Доказательства, подтверждающие обстоятельства для начисления пени и её взыскание в размере, указанном в административном исковом заявлении, административным истцом суду не представлены.
Учитывая факт неисполнение налоговым органом обязанности РїРѕ доказыванию направления ответчику требования РѕР± уплате налога Рё пени, РїРѕ доказыванию наличия обстоятельств, послуживших основанием для взыскания пени, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± отказе РІ удовлетворении РїРѕ существу требований РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Брянску Рє Лепкалову Р.Рђ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ пени.
В силу абз. 2 п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј, обязанность РїРѕ уплате транспортного налога Р·Р° 2006 РіРѕРґ, 2007 РіРѕРґ Лепкаловым Р.Рђ. исполнена. Доказательства направления Рё получение ответчиком налогового уведомления в„– 34636 РѕС‚ 17.04.2007 РіРѕРґР°, требования РѕР± уплате налога Рё пени в„– 5883 РѕС‚ 24.05.2007 РіРѕРґР°, материалы дела РЅРµ содержат, истцом РЅРµ представлены.
16.06.2017 года административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по пени 119,39 рублей.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №16 Советского судебного района г. Брянска – мировым судьей судебного участка №13 Советского судебного района г. Брянска от 28 июня 2017 года вынесено определение об отмене указанного судебного приказа.
02 октября 2017 года административный истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением о взыскании задолженности по пени.
При таких обстоятельствах суд полагает, что срок обращения за выдачей судебного приказа административным истцом пропущен. Согласно требованию № 5883 срок уплаты налога и пени установлен до 14 июня 2007 года. В соответствии с частью 2 статьи 48 НК РФ налоговый орган должен был обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа в срок до 14 декабря 2010 года, однако обратился к мировому судье значительно позднее указанной даты, то есть с пропуском срока.
Таким образом, налоговым органом пропущен шестимесячный СЃСЂРѕРє для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ требованием Рѕ взыскании СЃ Лепкалова Р.Рђ. пени РїРѕ транспортному налогу, Рё соответственно СЃ данным административным РёСЃРєРѕРј.
Рные основания для признания причин РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° обращения РІ СЃСѓРґ уважительными, административный РёСЃРє РЅРµ содержит, СЃСѓРґРѕРј РЅРµ установлены.
Учитывая приведенные требования закона, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок для обращения в суд с данными требованиями, не представлено уважительных причин его пропуска, и судом не установлено правовых оснований для его восстановления, что является самостоятельным основанием для отказа в административном иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Рнспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Брянску Рє Лепкалову Р.Рђ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ пени, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.11.2017 года.
РЎСѓРґСЊСЏ Р›.Р’. РЎСѓС…РѕСЂСѓРєРѕРІР°