Решение по делу № 2-1209/2024 от 20.03.2024

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

22 мая 2024 года                            г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:                         Архиповой Е.В.,

при секретаре судебного заседания:                Мамилиной Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1209/2024 по исковому заявлению Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехрада к Маклакову <адрес> о возложении обязанности освободить самовольно занятый земельный участок,

установил

Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования города Салехард (далее Департамент) через своего представителя обратился в суд с иском Маклакову Ю.В. о возложении обязанности освободить самовольно занятый земельный участок, в обоснование требования иска указав, что земельный участок, расположенный в кадастровом квартале , государственная собственность на который не разграничена и часть земельного участка с кадастровым номером по ул. Набережной в г. Салехарде, без законных на то оснований занят ответчиком под размещение маломерного судна. Действиями ответчика нарушаются права уполномоченного органа на распоряжение соответствующим участком. Просил обязать ответчика освободить самовольно занятый земельный участок, от находящегося на нем имущества суна, обязать ответчика осуществить работы по приведению самовольно занятых земель в пригодное для использования состояние за свой счет, установить трехмесячный срок, по истечении которого предоставить Администрации муниципального образования город Салехарда право совершить действия по освобождению земельного участка от находящегося на нем строения и приведения участка в пригодное состояние с взысканием с ответчика необходимых расходов.

Представитель истца Петренко А.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, указав, что ответчик без законных на то оснований занимает земли муниципалитета, требования Департамента им в добровольной порядке не выполняются.

Представитель ответчика Атарщиков Р.Г. представил письменный отзыв на иск, в котором считал исковые требования необоснованными, указав на то, что ответчик разместил принадлежащее ему судно в акватории реки за пределами границ заявленных истцом земельных участков. В судебном заседании ответчик доводы письменных возражений поддержал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив исковое заявление, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.

Согласно статьям 56 и 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В соответствии с Положением о департаменте строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард, утвержденным Решением Городской Думы МО город Салехард от 22.02.2012 (далее - Положение), Департамент является структурным подразделением Администрации муниципального образования город Салехард и обладает правами юридического лица. В соответствии с п.2.3 Положения, в сфере земельных отношений Департамент, в том числе, осуществляет ведение учета по начислению и уплате арендной платы за землю. Согласно п.3.3 Положения, Департамент имеет право представлять Администрацию города Салехарда в пределах, возложенных на Департамент полномочий в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в качестве истца (административного истца), ответчика (административного ответчика), заявителя, заинтересованного лица, третьего лица (третьего лица с самостоятельными требованиями), а также иных органах. Согласно п.2.4.3 Положения, Департамент выступает в суде от имени муниципального образования в качестве ответчика по искам к муниципальному образованию как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования в пределах своих полномочий, обеспечивает предоставление и защиту интересов Администрации города Салехарда в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в качестве истца (административного истца), ответчика (административного ответчика), заявителя, заинтересованного лица, третьего лица (третьего лица с самостоятельными требованиями), а также иных органах.

Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1. Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1 Устава муниципального образования город Салехард, муниципальное образование город Салехард в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2004 года №26-ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард» является городским округом с административным центром город Салехард..

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Как следует из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия для решения вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1. Федерального закона от 06.10.2003 №131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений п. 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно п.2 ч.1 и п.4 ч.2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Как установлено в судебном заседании, земельный участок площадью 84,60 кв.м., располагается в кадастровом квартале , государственная собственность на который не разграничена, возле <адрес> в г. Салехарде, следовательно, МО г. Салехард уполномочено на распоряжение данным участком.

Из материалов дела следует, что должностными лицами Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации проведены осмотры земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в пределах кадастрового квартала , по ул. Набережной в г. Салехарде, по результатам которых установлено, что на вышеуказанном земельном участке и земельном участке с кадастровым номером 89:08:010108:1802 без законных на то оснований занят ответчиком под размещение маломерного судна, документы на право землепользования под указанными объектами отсутствуют, земельный участок занят ответчиком самовольно. Принадлежность судна ответчику подтверждается судовым билетом и письменными объяснениями ответчика. В адрес ответчика направлена претензия об освобождении земельного участка, требования которой ответчиком исполнены не были, что подтверждается актом обследования земельного участка от 03.05.2024 и самим ответчиком не оспаривалось в судебном заседании.

В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В соответствии с частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Принимая во внимание, что доказательств наличия у ответчика полномочий по использованию спорными земельными участками – суду не представлено, выявленные органом земельного контроля нарушения ответчиком не устранены, исковые требования о возложении на ответчика обязанности освободить земельный участок от разложенного на нем имущества и осуществить работы по приведению занятой земли в пригодное для использования состояние в 3-х месячный срок с момента вступления решения в законную силу, а в случае невыполнения ответчиком в установленный срок возложенных обязанностей, предоставить Администрации МО г. Салехарда право совершить вышеуказанные действия с возложением на ответчика соответствующих расходов – подлежат удовлетворению.

Довод стороны ответчика о размещении маломерного судна вне границ земельных участков, в акватории реки, суд не может принять во внимание, поскольку он опровергается представленными в деле письменными материалами, в том числе фототаблицами, из которых явно вино, что принадлежащее ответчику маломерное судно располагается на земельных территориях, а не в акватории реки, при этом каких-либо доказательств легитимного использования ответчиком данных территорий, суду представлено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Маклакова Ю.В. обязанность освободить земельный участок, расположенный в кадастровом квартале , государственная собственность на который не разграничена, и часть земельного участка с кадастровым номером по ул. Набережной в г. Салехарде, от находящихся на нем имущества – маломерного судна, и осуществить работы по приведению занятой земли в пригодное для использования состояние в 3-х месячный срок с момента вступления решения в законную силу. В случае невыполнения Маклаковым Ю.В. в установленный срок возложенных обязанностей, предоставить Администрации МО г. Салехарда право совершить действия по освобождению земельного участка от находящегося на нем имущества маломерного судна и осуществить работы по приведению занятой земли в пригодное для использования состояние с возложением на Маклакова Ю.В. соответствующих расходов.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 29 мая 2024 года.

Председательствующий                                  Архипова Е.В.

2-1209/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард
Ответчики
Маклаков Юрий Владимирович
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Архипова Елена Владимировна
Дело на странице суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
20.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.03.2024Передача материалов судье
20.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024Дело оформлено
22.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее