Судья Моцный Н.В. Дело № 2-2354/2024
(первая инстанция)
Дело № 33-2612/2024 (апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 августа 2024 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи – Устинова О.И.,
судей: Балацкого Е.В., Просолова В.В.,
при секретаре – Васильевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 23 мая 2024 года по гражданскому делу по иску Рудковского Г. В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заслушав доклад судьи Устинова О.И.,
установила:
Рудковский Г.В. обратился в суд с иском, в котором просил возложить обязанность на Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить ему, как относящемуся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применительно к условиям города Севастополя благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Севастополе из специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения.
Заявленные требования мотивированы тем, что распоряжением Департамента образования и науки города Севастополя от 18.10.2016 года № 21 Рудковский Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Истец обратился с заявлением в Департамент капитального строительства города Севастополя о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, однако жилье до настоящего времени не предоставлено.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 23 мая 2024 года исковое заявление Рудковского Г.В. удовлетворено.
Суд обязал Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Рудковскому Г.В., 31.08.2002 года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и включенного в список, установленный законодательством города Севастополя для договоров социального найма.
В апелляционной жалобе Департамент капитального строительства города Севастополя просит отменить решение, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска. Указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Ссылаясь на федеральное и региональное законодательство, регулирующее спорные правоотношения, апеллянт считает, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в список, а также предоставление им жилого помещения на основании договора социального найма, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства решения о включении указанных лиц в список. Право на получение жилого помещение имеют в равной степени все лица, включенные в список, внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения законодательством не предусмотрено. Принимая оспариваемое решение, суд не принял во внимание, что возложение на ответчика обязанности предоставить Рудковскому Г.В. жилое помещение вне очереди, действующим законодательством не предусмотрено и влечет нарушение конституционных прав иных лиц, также состоящих в списке на предоставление жилья.
Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что исполнение данной категории решений связано с комплексом мероприятий, требующих существенных временных затрат. Департамент ограничен бюджетным финансированием и установленной административной процедурой, что не позволяет обеспечить всех детей-сирот жилыми помещениями сразу, что приводит к созданию очереди по исполнению решений и наложению ответственности Департамента в виде взыскания исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Рудковский Г.В. и представитель Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Рудковский Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании распоряжения Департамента образования и науки города Севастополя от 18.10.2016 года № 21 включен в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Недвижимое имущество у Рудковского Г.В. на праве собственности отсутствует.
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя Рудковский Г.В. не является, проживает в семье опекунов.
В тоже время до настоящего времени жильем в установленном выше порядке он не обеспечен.
С целью реализации государственных федеральных программ Рудковский Г.В. обратился с заявлениями в Департамент капитального строительства города Севастополя о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Департаментом капитального строительства города Севастополя в ответе от 7 марта 2024 года указано, что жилые помещения детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком. Рудковский Г.В. значится в списке под номером 176.
Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется Департаментом в рамках реализации государственной программы города Севастополя «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 24.03.2022 № 100-ПП. В рамках указанной программы запланировано приобретение 52 жилых помещений, которые будут предоставлены детям-сиротам, состоящим в списке, с учетом имеющихся судебных актов, обязывающих Департамент исполнить судебные решения.
Указано, что на период до предоставления жилого помещения предусмотрено предоставления детям-сиротам жилых помещений из состава маневренного фонда для временного проживания.
Установив указанные обстоятельства по делу, а именно, что Рудковский Г.В. относится к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства, в том числа на защиту жилищных прав и предоставлении ему жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Севастополя по договору найма специализированного жилого помещения, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, оценка которым дана в свете подлежащих применению к спорным отношениям норм права.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
Пунктом 8 статьи 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в г. Севастополе регулируются Законом города Севастополя от 9 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе».
Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений. Положения вышеуказанных норм права при рассмотрении спора учтены судом первой инстанции.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Рудковский Г.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, однако до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в целях реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Рудковскому Г.В. не предоставлено.
Следовательно, свое право на обеспечение жилым помещением Рудковский Г.В. не реализовал, что также не оспаривается ответчиком.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанность предоставить Рудковскому Г.В. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное, применительно к условиям города Севастополя по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что первоочередное обеспечение Рудковского Г.В. жилым помещением законодательством не предусмотрено, поскольку будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот, которые зарегистрированы в числе очередников ранее, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда
Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.
Гарантированное законом право Рудковского Г.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от каких-либо других условий.
При этом отсутствие или недостаточность денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконного и необоснованного решения судебной коллегией не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалобы также отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 23 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 9 августа 2024 года.
Председательствующий судья О.И. Устинов
Судьи: Е.В. Балацкий
В.В. Просолов