УИД 24OS0№-08
3а-445/2021
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 г. г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.
при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Губернские аптеки» к Правительству Красноярского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Росреестра по Красноярскому краю, Краевому государственному бюджетному учреждению «Центр кадастровой оценки», Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
АО «Губернские аптеки» обратилось с административным иском к Правительству Красноярского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Росреестра по Красноярскому краю, Краевому государственному бюджетному учреждению «Центр кадастровой оценки», Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, в котором с учетом уточнений просит суд, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес> в размере его рыночной стоимости – 26 918 947 рублей 72 копеек, определенной по состоянию на 01.01.2020.
Требования мотивированы тем, что согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес>:1 на 01.01.2020 составляет 36 035 093,92 руб., тогда как согласно отчету № 20-57 от 01.02.2021, выполненному оценщиком ООО «Агентство независимой оценки» по заказу АО «Губернские аптеки», рыночная стоимость земельного участка меньше чем кадастровая и составляет 24 195 776,64 руб. Установление кадастровой стоимости земельного участка не соответствующей его рыночной стоимости, нарушает права административного истца.
В судебном заседании представитель Правительства Красноярского края – Баженов Д.Е. возражал против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края – Мармалевская А.А., просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного истца АО «Губернские аптеки», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управление Росреестра по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 245 КАС РФ и ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические лица могут обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки.
Пунктом 1 ст. 397 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Между тем в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
Как отмечено в п. 53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020), права административного истца могут быть затронуты, в связи с необходимостью уплаты земельного налога за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <адрес> был передан агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края АО «Губернские аптеки» (т.1 л.д. 26-35).
По условиям договора аренды № 08-АЗ-2006 от 16.01.2020 арендатор обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка.
Согласно выписке из ЕГРН от 04.03.2021, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес> по состоянию на 01.01.2020 составляет 36 035 093,92 руб. (т.1 л.д. 12).
Договором № <адрес> от 31.03.2021 земельный участок с кадастровым номером <адрес>1 передан в собственность АО «Губернские аптеки» (т.2 л.д. 46-47).
Земельный участок принят АО «Губернские аптеки» 20.04.2021 по акту приема-передачи (т.1 л.д. 48).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 20-57 от 01.02.2021, выполненный ООО «Агентство независимой оценки», из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес> по состоянию на 01.01.2020 составляет 24 195 776,64 руб. (т.1 л.д. 103-239).
В связи с возражениями Правительства Красноярского края относительно допустимости вышеуказанного отчета об оценке в качестве доказательства по административному делу, а также представленной к этим возражениям рецензией на отчет о выявленных ошибках, повлиявших на стоимость земельного участка, административный истец обратился к оценщику ООО «Агентство независимой оценки» Аносовой Т.А. для исправления отчета. В исправленном отчете рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес> по состоянию на 01.01.2020 составляет 26 918 947,72 руб., исправленный отчет послужил основанием для уточнения иска административным истцом. Уточненный иск принят судом. Исправленный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка увеличил его рыночную стоимость по сравнению с первоначальными требованиями.
При таких обстоятельствах, у суда нет оснований ставить под сомнение исправленный отчет № 57-20/1 от 17.05.2021, выполненный ООО «Агентство независимой оценки» Аносовой Т.А., о рыночной стоимости земельного участка. Суд принимает исправленный отчет в качестве надлежащего доказательства по делу, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес> по состоянию на 01.01.2020 составляет 26 918 947,72 руб.
Поскольку, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта затрагивает права административного истца, которые подлежат защите путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес> должна быть определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 26 918 947,72 руб.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <адрес> следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 23.03.2021.
руководствуясь статьями 175- 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Губернские аптеки» к Правительству Красноярского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Росреестра по Красноярскому краю, Краевому государственному бюджетному учреждению «Центр кадастровой оценки», Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес> в размере его рыночной стоимости – 26 918 947 рублей 72 копеек, определенной по состоянию на 01.01.2020.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100221:1 считать 23.03.2021.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий М.М. Славкин
Дата изготовления решения в окончательной форме: 28 июня 2021 г.