Решение по делу № 33-3113/2022 от 19.05.2022

Дело № 33-3113/2022

№ 2-1489/2022

72RS0025-01-2021-013894-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                         20 июня 2022 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

    председательствующего судьи     Пуминовой Т.Н.,

    судей:                          Завьяловой А.В., Чесноковой А.В.,

    при секретаре                Самороковой А.А.,

              рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца В. на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 27 января 2022 года, которым с учетом определения об описке от 11 марта 2022 года постановлено:

«Исковые требования В. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области включить В, в специальный стаж в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы:

с 01.12.1998 года по 31.12.1998 года; с 01.11.1999 года по 19.01.2000 года; с 06.03.2000 года по 30.05.2001 года в должности фельдшера выездной бригады в Муниципальном унитарном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи»;

с 01.08.2004 года по 31.12.2004 года в должности фельдшера выездной бригады в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом учреждении «Станция скорой медицинской помощи»;

с 21.11.2006 года по 29.11.2009 года; с 26.12.2009 года по 01.07.2012 года в должности фельдшера бригады интенсивной терапии в Муниципальном медицинском лечебно-профилактическом учреждении «Станция скорой медицинской помощи»;

с 27.02.1995 по 07.04.1995

с 20.01.2000 по 05.03.2000

с 11.01.2005 по 25.01.2005

с 30.11.2009 по 25.12.2009

с 24.11.2014 по 19.12.2014

20.11.2019 по 11.12.2019 курсы повышения квалификации.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области назначить В, досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области в пользу В, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 76,28 руб., расходы на представителя в размере 10 000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя истца Вершининой Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Березина В.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия Тюменского областного суда,

установила:

Истец В, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тюмени Тюменской области (после реорганизации Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области– далее по тексту ГУ-ОПФР по ТО) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы и курсов повышения квалификации с отрывом от производства; включении в страховой стаж периоды отпуска по уходу за ребенком; назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права; взыскании расходов по уплате государственной пошлины, оплате услуг представителя, почтовых расходов.

Требования мотивированы тем, что 27 апреля 2021 года В. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Обжалуемым решением истцу отказано в назначении пенсии досрочно в связи с отсутствием права, зачтено в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, 17 лет 11 месяцев 12 дней, не зачтены в этот стаж периоды работы: с 01 декабря 1998 года по 31 июля 1999 года работа на 0,75 ставки в должности фельдшера выездной бригады в муниципальном унитарном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» по причине неполной занятости; с 01 ноября 1999 года по 19 января 2000 года, с 06 марта 2000 года по 30 мая 2001 года в должности фельдшера выездной бригады в муниципальном унитарном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», так как работа осуществлялась не в учреждении здравоохранения; с 01 августа 2004 года по 31 декабря 2004 года в должности фельдшера выездной бригады в ММЛПУ «Станция скорой медицинской помощи», так как индивидуальные сведения на застрахованное лицо представлены работодателем без указания на осуществление медицинской деятельности; с 21 ноября 2006 года по 29 ноября 2009 года, с 26 декабря 2009 года по 01 июля 2012 года в должности фельдшера бригады интенсивной терапии ММЛПУ «Станция скорой медицинской помощи», так как наименование должности отсутствует в Списке должностей и учреждений № 781; а также периоды курсов повышения квалификации с отрывом от производства с 27 февраля 1995 года по 07 апреля 1995 года, с 20 января 2000 года по 05 марта 2000 года, с 11 января 2005 года по 25 января 2005 года, с 30 ноября 2009 года по 25 декабря 2009 года, с 24 ноября 2014 года по 19 декабря 2014 года, с 20 ноября 2019 года по 11 декабря 2019 года. Между тем, оплата работы по 0,75 ставки не идентична понятию неполной занятости. В период с 01 декабря 1998 года по 31 июля 1999 года истец работала в суточном режиме по 48 часов в неделю при установленной для станций (отделений) скорой медицинской помощи сокращенной продолжительности рабочего времени– 36 часов. Невыполнение работодателем обязанности по предоставлению соответствующих действительности сведений в пенсионный орган не может умалять пенсионные права истца. Переименование лечебного учреждения при сохранении его прежнего профиля и деятельности не отразилось на характере работы истца и исполняемых ею обязанностей. Истец работала в учреждении, включенном в перечень структурных подразделений учреждений, один год работы в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения пенсии как 1 год 6 месяцев, должность истца поименована в соответствующем списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель должен был производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд. Исчисление стажа в данные периоды следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, в том числе с учетом льготного исчисления как 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 16 июня 1997 года по 30 ноября 1998 года, с 20 октября 2001 года по 30 июля 2004 года подлежат включению в ее страховой стаж. На момент обращения В. за назначением пенсии ее специальный стаж составлял более 30 лет.

Истец В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судом была извещена надлежащим образом. Представитель истца В,- Вершинина Е.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика ГУ-ОПФР по ТО- Власова Л.А. в судебном заседании с иском не согласилась.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен истец В. В апелляционной жалобе просит решение суда в части отказа в признании незаконным решения Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии изменить, признать решение незаконным. Ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении. Указывает, что медицинские учреждения, в которых она работала в спорные периоды, включенные судом в специальный стажи и составляющие в общей сложности в календарном исчислении 07 лет 11 месяцев 26 дней, входят в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев на основании пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года №781. В этой связи считает, что включенный судом в стаж для досрочного назначения пенсии стаж ее работы составляет 11 лет 11 месяцев 24 дня. Полагает также, что к зачтенному ответчиком на 31 декабря 2020 года специальному стажу продолжительностью 17 лет 11 месяцев 12 дней следует добавить 04 месяца 27 дней, поскольку она обратилась в Пенсионный фонд 27 апреля 2021 года. Считает, что на дату обращения за назначением страховой пенсии досрочно стаж ее работы составил 30 лет 04 месяца 6 дней (11 лет 11 месяцев 24 дня+17 лет 11 месяцев 12 дней+04 месяца 27 дней) и в связи с выработанным льготным стажем у нее возникло право на назначение пенсии. Указывает, что назначение страховой пенсии, отсроченное на 36 месяцев в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», не может подменять право на пенсию, возникшее у нее в связи с наличием тридцатилетнего стажа к моменту обращения в Пенсионный фонд.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 27 апреля 2021 года В, обратилась в УПФР в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.94-96,97).

Решением УПФР в Тюменском районе Тюменской области (межрайонным) от 19 мая 2021 года В, в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием права (л.д.84-89).

Из указанного решения следует, что В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе персонифицированного учета 03 ноября 1999 года, имеет 17 лет 11 месяцев 12 дней стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в который частично включены периоды работы, имевшие место с 20 марта 1990 года по 31 декабря 2020 года. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не включены периоды работы с 01 декабря 1998 года по 31 июля 1999 года работа на 0,75 ставки- требуется полная занятость; с 01 ноября 1999 года по 19 января 2000 года, с 06 марта 2000 года по 30 мая 2001 года в должности фельдшера выездной бригады в муниципальном унитарном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» - организационно-правовая форма учреждения не входит в список; с 01 августа 2004 года по 31 декабря 2004 года в должности фельдшера выездной бригады в ММЛПУ «Станция скорой медицинской помощи»- сведения на застрахованное лицо подано без кода; с 21 ноября 2006 года по 29 ноября 2009 года; с 26 декабря 2009 года по 01 июля 2012 года в должности фельдшера бригады интенсивной терапии ММЛПУ «Станция скорой медицинской помощи»- наименование должности отсутствует в Списке должностей и учреждений №781; а также курсы повышения квалификации.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», пунктом «н» статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту– Список №781);

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее по тексту– Список №1066),- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления (далее по тексту– Список №464),- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.

В соответствии с разделом «Наименования должностей» Списка №781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) станции скорой медицинской помощи.

Разрешая спор о включении спорных периодов работы В. и периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд исследовал копию трудовой книжки истца, справку, уточняющую характер работы от 06 октября 2021 года №1519/02-14, выданную государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тюменской области «Станция скорой помощи» г.Тюмень (далее по тексту– ГБУЗ «Станция скорой помощи» (ранее- муниципальное унитарное предприятие «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», ММЛПУ «Станция скорой медицинской помощи»)), на основании книги приказов, лицевых счетов, табелей учета рабочего времени и штатных расписаний с 1990 года по настоящее время, а также сам табель учета рабочего времени за декабрь 1998 года, справку о переименованиях муниципального унитарного предприятия «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» и его Устава за спорные периоды (л.д.17-19,41-43,44-46, 67,68,71-74).

Оценив эти доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд включил период работы В, с 01 по 31 декабря 1998 года на 0,75 ставки в должности фельдшера выездной бригады в муниципальном унитарном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» в стаж для досрочного назначения пенсии, поскольку истец, находившаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, была допущена к исполнению функциональных обязанностей фельдшера выездной бригады на 0,75 ставки, но работала по графику сутки через трое и выполняла норму рабочего времени, установленную для медицинских работников статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, во включении в специальный стаж истца периода работы с 01 января по 31 июля 1999 года также на 0,75 ставки суд В. отказал, поскольку в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, что истцом подтверждено не было.

Включая периоды работы истца с 01 ноября 1999 года по 19 января 2000 года, с 06 марта 2000 года по 30 мая 2001 года в должности фельдшера выездной бригады в муниципальном унитарном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд исходил из того, что В, в эти периоды работала в одном и том же учреждении здравоохранения, организационно-правовая форма которого неоднократно менялась без изменения его сущности.

Также на основании оценки имеющихся в деле документов суд включил в специальный стаж работы истца в целях назначения страховой пенсии по старости досрочно периоды работы истца с 01 августа 2004 года по 31 декабря 2004 года в должности фельдшера выездной бригады в ММЛПУ «Станция скорой медицинской помощи», с 21 ноября 2006 года по 29 ноября 2009 года, с 26 декабря 2009 года по 01 июля 2012 года в должности фельдшера бригады интенсивной терапии ММЛПУ «Станция скорой медицинской помощи».

Установив, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами сохранения заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд, руководствуясь статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, включил в специальный стаж В, для досрочного назначения страховой пенсии по старости заявленные в иске периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Отказывая В. в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периодов ее нахождения в отпусках по уходу за ребенком, суд исходил из того, что данные периоды зачтены ответчиком в страховой стаж (л.д.90-92).

Таким образом, в общей сложности судом включено в стаж работы, дающей В, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», 07 лет 11 месяцев 26 дней.

Учитывая, что истец работала в городе Тюмени, стаж работы, дающей В, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», зачтенный ответчиком в добровольном порядке (17 лет 11 месяцев 12 дней) и включенный судом (07 лет 11 месяцев 26 дней) в совокупности на дату обращения В, за назначением пенсии составлял менее 30 лет, суд отказал В. в требованиях о признании обжалуемого решения ответчика об отказе истцу в назначении пенсии досрочно незаконным.

Одновременно, учитывая тот факт, что В. до настоящего времени работает в учреждении и в должности, работа в которых зачтена ответчиком в ее специальный стаж для досрочного назначения пенсии, суд возложил на ответчика обязанность назначить В. пенсию с даты возникновения права на ее назначение.

Частичное удовлетворение иска повлекло взыскание с ответчика в пользу В. понесенных ею судебных расходов в порядке статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований полагать выводы суда и принятое судом решение в его обжалуемой В. части ошибочными судебная коллегия не находит.

Так, доводы апелляционной жалобы о необходимости исчисления спорных периодов в стаж работы, дающей В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 стастьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном порядке (1 год работы за 1 год 6 месяцев), подлежат отклонению как основанные на неверном понимании норм материального права.

Списком №464 (ред. от 22 сентября 1993 года) было предусмотрено исчисление сроков выслуги по следующим правилам: … врачам- хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам- реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала- один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев (пункт 2).

С 01 ноября 1999 года стал действовать Список №1066 и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066.

Пунктом 3 данных Правил и Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей, среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один года работы за один год и шесть месяцев (Приложение к Правилам), установлено, что льготное исчисление выслуги производится, в частности среднему медицинскому персоналу (медицинские сестры-анестезисты, медицинские сестры, в том числе старшие) в отделениях (группах, палатах, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных п. 1-5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28 - 31 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется- перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

В пункте 2 перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющегося Приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, указаны в числе структурных подразделений «отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 списка», в числе должностей «Врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты» соответственно.

Таким образом, законодательство, предусматривая возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, определяет одновременно нескольких условий: работа должна протекать в учреждениях (их подразделениях), указанных в перечне, и на соответствующих должностях, содержащихся в нем же.

Совокупность этих условий свидетельствует о таком характере работы, специфике выполнения функциональных обязанностей в соответствии с указанными в перечне должностями, которые существенно отличаются по уровню сложности и напряженности с выполнением должностных обязанностей другими работниками медицинского персонала.

В спорные периоды истец В. осуществляла трудовую деятельность в должностях и учреждениях, работа в которых подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в календарном исчислении.

Возможность включения в специальный стаж в льготном исчислении включенных судом спорных периодов работы В. в качестве фельдшера выездной бригады в муниципальном унитарном предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» (с 2001 года ММЛПУ «Станция скорой медицинской помощи», с 2011 года МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи»), фельдшера бригады интенсивной терапии ММЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» не предусмотрена действовавшим в спорные периоды законодательством.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2013 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Вышеуказанным органом тождество между приведенными в Списках должностями, работа в которых дает право на льготное исчисление специального стажа, и должностями фельдшера выездной бригады, бригады интенсивной терапии скорой медицинской помощи, которые замещала истец в спорные периоды, не устанавливалось.

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций в должностях фельдшера выездной бригады, бригады интенсивной терапии скорой медицинской помощи, условий и характера деятельности в спорные периоды в данных должностях тем должностям, которые дают право на льготное исчисление стажа для страховой пенсии, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах либо учреждений.

В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем или государственными (муниципальными) органами, подтверждающие, что истец в спорные периоды, имела право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, либо указывающие на неправильное наименование работодателем должности истца.

Установление фактической тождественности функциональных обязанностей в качестве фельдшера, выполняемых истцом в спорные периоды, подлежащего исчислению в календарном порядке, функциональным обязанностям среднего медицинского персонала, медицинской сестры палатной, медицинской сестры-анестезиста, в учреждениях, работа в которых подлежит учету в льготном исчислении, недопустимо.

Кроме того, согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета спорные периоды работы истца, имевшие место после ее регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, не подлежат исчислению в льготном порядке. Факт работы В. в условиях, дающих право на включение спорных периодов в специальный стаж в льготном исчислении, ее работодателем, несущим ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых им для установления и выплаты пенсии по старости, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, не подтвержден. В упомянутой выше справке, уточняющей характер работы В., выданной ГБУЗ «Станция скорой помощи» от 06 октября 2021 года, указано, что на 17 сентября 2021 года специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населения, составляет 26 лет 01 месяц 10 дней, ссылки на исчисление стажа в льготном порядке нет.

Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о том, что спорные периоды работы В., включенные судом в ее специальный стаж в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 20. части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет не 07 лет 11 месяцев 26 дней, а с учетом его исчисления в льготном порядке 11 лет 11 месяцев 24 дня, несостоятелен.

Довод жалобы о том, что к зачтенному ответчиком на 31 декабря 2020 года специальному стажу истца допустимо добавление следующего за этой датой периода работы истца в той же должности и организации до 27 апреля 2021 года– даты обращения В. за назначение пенсии, на правильность принятого судом решения не влияет, поскольку и с учетом данного периода на 27 апреля 2021 года право на назначение пенсии с этой даты у истца не возникло.

Ссылки в апелляционной жалобе на недопустимость применения к отношениям сторон части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отклоняются как не основанные на законе.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

определила:

Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 27 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В, - без удовлетворения.

    Мотивированное определение составлено 28 июня 2022 года.

Председательствующий                /подпись/

Судьи коллегии:                        /подписи/

Копия верна.

Судья

33-3113/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Василисина Татьяна Евгеньевна
Ответчики
УПФР г.Тюмени
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Пуминова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
19.05.2022Передача дела судье
20.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2022Передано в экспедицию
20.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее