Решение по делу № 8Г-33038/2024 [88-37765/2024] от 15.10.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД 91RS0016-01-2023-000524-75

Судья Климова А.М.                                                                                 Дело № 88-37765/2024

с.к. Кирюхина М.А. – пред., докл.                                 № дела суда 1-й инстанции 2-71/2024

Бурова А.В.

Корбут А.О.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                    17 декабря 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Парамоновой Т.И.,

судей Ивановой Е.В., Думушкиной В.М.,

рассмотрела дело по иску ФИО1 к Администрации Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Акционерное общество «Первомайское жилищно-коммунальное предприятие» Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым, об обязании произвести перезахоронение по кассационной жалобе ФИО1 на решение Первомайского районного суда Республики Крым от 26.02.2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 31.07.2024 года.

Заслушав доклад судьи Парамоновой Т.И., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым о возложении обязанности произвести перезахоронение ФИО13 с учетом требований Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «О погребении и похоронном деле на территории Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым, утв. решением сессии Первомайского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ .

Решением Первомайского районного суда Республики Крым от 26.02.2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 31.07.2024 года решение Первомайского районного суда Республики Крым от 26.02.2024 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение Первомайского районного суда Республики Крым от 26.02.2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 31.07.2024 года, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, основаны на неверном толковании действующих правовых норм. Судами нарушены нормы материального и процессуального права. По мнению кассатора, судами не дана оценка ответу прокуратуры <адрес> Республики Крым, где указывается на многочисленные нарушения, выявленные при захоронении ФИО13 В материалах дела имеются фотографии, из которых усматривается, что расстояние между оградами могил составляет менее 50 см.

В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие по делу, не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о рассмотрения дела на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167, ч.5 ст. 379.5 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), для отмены состоявшихся судебных актов судов первой и апелляционной инстанции в кассационном порядке.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Из материалов дела следует и установлено судами, что муниципальному образованию Первомайское сельское поселение <адрес> Республики Крым на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на территории Первомайского сельского поселения, за границами населенного пункта.

На территории кладбища, находящегося за границами населенного пункта - Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым, имеются захоронения ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13.

В рамках рассмотрения обращения ФИО1 работником прокуратуры <адрес> Республики Крым совместно с главой Администрации Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым осуществлялся выход на указанное кладбище в пгт Первомайское. По результатам установлено, что к местам захоронения (могилам) ФИО8, ФИО9, ФИО5, ФИО11, ФИО11 доступ имеется. Рядом с могилами ФИО11 и ФИО11 на расстоянии более 0,5 метров имеется могила ФИО13, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Также проверками МУП «Первомайское ЖКП» и Администрации Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым установлено, что в их адрес не поступали обращения о выдаче разрешения на захоронение, предоставление земельного участка для захоронения ФИО13, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно материалам проверки ОМВД России по <адрес> по обращению ФИО1 , осуществлялся выезд на кладбище в пгт Первомайское, в ходе которого установлено, что расстояние между захоронением ФИО13 и ФИО8, ФИО9, ФИО5, ФИО11, ФИО11 соответствует нормам абз. 2, п. 9.4 Положения об организации похоронного дела на территории Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым, утв. решением сессии Первомайского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ . Соблюдено расстояние между могилами не менее 0,5 метра.

Решением протокола рабочего совещания по вопросу рассмотрения обращения граждан в сфере похоронного дела от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт осмотра с отображением схематического плана захоронений. Установлено, что захоронения ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО14, ФИО12, ФИО13 не соответствуют нормам, установленным п. 9.9 Положения об организации похоронного дела на территории Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым, утв. решением от ДД.ММ.ГГГГ ^8, по следующим основаниям - тройное родственное захоронение (ФИО8, ФИО9, ФИО10) согласно нормам должно составлять 8,25 кв.м., фактически составляет 15,50 кв.м.; двойное родственное захоронение (ФИО14, ФИО12) должно составлять 5,5 кв.м., фактически составляет 5, 7 кв.м.; двойное родственное захоронение (ФИО13) должно составлять 5,5 кв.м., фактически составляет 8,6 кв.м.

Протоколом рабочего совещания по вопросу рассмотрения обращений граждан в сфере похоронного дела от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт осмотра с отображением схематического плана захоронений с указанием дополнительных замеров.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2015 «О погребении и похоронном деле в <адрес>» организация похоронного дела в <адрес> осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>.

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (подпункт 22 п. 1 ст. 14 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2015 «О погребении и похоронном деле в <адрес>»).

Решением Первомайского муниципального образования Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организации похоронного дела на территории Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым.

Пунктом 6.1 Положения об организации похоронного дела на территории Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым предусмотрено, что органом по предоставлению муниципальной услуги «выдача разрешений на захоронение и предоставление участка земли для погребения» является уполномоченное Администрацией Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым ее структурное подразделение либо муниципальное бюджетное учреждение.

Уполномоченный орган осуществляет следующие функции: оформляет заявление о предоставлении участка для захоронения на общественном кладбище; выдает разрешение на захоронение, перезахоронение и эксгумацию/ингумацию на общественном кладбище; организует работу по содержанию, благоустройству муниципальных кладбищ; рассматривает обращения граждан (пункт 6.2 Положения).

Пунктом 7.1 Положения установлено, что специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым является определенное правовым актом Администрации Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым муниципальное унитарное предприятие.

В силу п. 8.1 Положения местами погребения являются специально отведенные в соответствии с этическими, санитарными, экологическими и иными требованиями участки земли на территории Республики Крым с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших и другие.

По своему типу захоронения могут быть: одиночные; родственные; групповые; братские (общие); почетные; захоронения в стенах скорби.

Согласно пункту 9.4 Положения места захоронения предоставляются в соответствии с установленной планировкой муниципального кладбища. Расстояние между могилами должно быть не менее 0, 5 м. Не допускается устройство захоронений в разрывах между могилами на месте (участке) захоронения, между местами захоронений, на обочинах дорог и в пределах санитарно-защитной зоны.

В силу пункта 9.9 Положения нормы землеотвода для захоронения: Родственные - длина 2,2 м, ширина 2, 5 м, площадь 5, 5 кв.м. Одиночные - длина 2,2 м, ширина 1,8 м, площадь 3,96 кв.м.

Постановлением Администрации Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ специализированной организацией по предоставлению услуг по погребению на территории муниципального образования определено МУП Первомайского сельского поселения Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым «Первомайское жилищно-коммунальное предприятие.

Постановлением Администрации Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок деятельности общественных кладбищ на территории Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым.

Пунктом 2.1 указанного Порядка предусмотрено, что захоронение умерших производится в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и настоящего Порядка.

Захоронение умершего супругом (-ой) (близким родственником, законным представителем умершего), а при отсутствии таковых лицом, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, производится собственными силами либо с привлечением подрядной организации, специализированной службой. Каждое захоронение регистрируется в Книге регистрации захоронений (пункты 2.4, 2.12 Порядка).

Постановлением Администрации Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие размеры бесплатно предоставляемых для погребения умерших участков земли на территории общественных кладбищ: площадью 3,75 кв. м (2,5 м х 1, 5 м) - при отсутствии у умершего супруга или близкого родственника; площадью 7,5 кв.м (2,5 х 3,0 м) - при наличии у умершего супруга или близкого родственника.

Согласно пункту 3.1 Порядка захоронение умерших производится в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, действующими в Российской Федерации.

На всех общественных, вероисповедальных, воинских, военных мемориальных кладбищах участки под захоронение выделяются в порядке очередности, установленной планировкой кладбища. План- схема устанавливается при въезде на территорию кладбища. Порядок в рядах могил необходимо соблюдать согласно чертежу планировки.

Постановлением Администрации Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден размер предоставляемого участка земли на территории кладбища для одиночного захоронения участок - 2,5 м 2,0 м (длина, ширина) глубина не менее 1,5 м.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходил из совокупности представленных и исследованных доказательств, свидетельствующих, по его мнению, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства относительно расположения мест захоронений умерших в их совокупности, суд первой инстанции указал, что захоронение ФИО13 произведено в соответствии с приведенными выше положениями законодательства, нарушений правил погребения не выявлено, расстояние между захоронениями соответствует абзацу 2 пункта 9.4 Положения об организации похоронного дела на территории Первомайского сельского поселения <адрес> Республики Крым, утв. решением сессии Первомайского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ . Также родственниками ФИО13, в частности его супругой ФИО2 не было выражено волеизъявление о перезахоронении.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признав их законными и обоснованными, по основаниям, подробно приведенным в апелляционном определении.

При разрешении заявленных требований, суды обоснованно руководствовались положениями Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Закона Республики Крым от 30.12.2015 года №200-ЗРК/2015 «О погребении и похоронном деле в Республике Крым».

Судебная коллегия соглашается с выводами судов, поскольку они мотивированы, постановлены на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, при правильном применении правовых норм, процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке, судами не допущено.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

В силу статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

В силу статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 3 Закона Республики Крым от 30.12.2015 № 200-ЗРК/2015 «О погребении и похоронном деле в Республике Крым» организация похоронного дела в Республике Крым осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.

Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства по делу судами первой и апелляционной инстанций установлены полно, на основании всей совокупности доказательств, которым дана надлежащая оценка.

Доводы кассационной жалобы сводятся к субъективному изложению обстоятельств по делу, повторяют позицию истца по делу, противоречат материалам дела и судебным актам, основаны на ошибочном толковании правовых норм, являлись предметом обсуждения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.

Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, по своей сути, сводятся к несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и с постановленными судебными актами.

Указанные доводы кассационной жалобы основанием к отмене судебных постановлений служить не могут, поскольку применительно к положениям ст. ст. 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда Республики Крым от 26.02.2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 31.07.2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

мотивированное определение составлено 18.12.2024 г.

8Г-33038/2024 [88-37765/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Ставило Андрей Александрович
Ответчики
Администрация Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым
Другие
Гулан Надежда Феодосиевна
Штука Виктор Анатольевич
Ставило Владимир Ильич
Горецкая Елена Ильинична
Святогор М.А.
Ставило Михаил Георгиевич
Мамонова Людмила Михайловна
Муниципальное унитарное предприятие "Первомайское жилищно - коммунальное предприятие" Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым
АО Первомайский ЖКП
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
17.12.2024Судебное заседание
17.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее