Дело № 2-3769/2018 КОПИЯ+
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 18 декабря 2018 года
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.,
при секретаре Севостьяновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российский железные дороги» о наложении обязанности совершить действия (оборудовать средствами фото- и видеофиксации железнодорожный переезд, расположенный на 4180 км ПК № 7 Транссибирской железнодорожной магистрали,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском (с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ ОТ ДД.ММ.ГГГГ Г.) к ОАО «РЖД» о наложении обязанности оборудовать в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 работающими в автоматическом режиме специальными техническим средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, железнодорожный переезд, расположенный на 4180 км ПК № 7 Транссибирской железнодорожной магистрали, установить ответчику срок для выполнения требований – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Мотивирует тем, что согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной Красноярской дирекцией инфраструктуры – структурным подразделением Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», железнодорожные переезды, расположенные на участке <адрес> – <адрес> железнодорожной магистрали, не оборудованы специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения. В частности, проверкой установлено, что железнодорожный переезд, расположенный на 4180 км ПК № 7 Транссибирской железнодорожной магистрали, в нарушение ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», эксплуатируется ОАО «РЖД» при отсутствии вышеуказанных специальных технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения. Невыполнение ОАО «РЖД» требований законов в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в части необорудования железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасный проезд железнодорожного переезда, создает угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортной инфраструктуры. Исполнение указанных требований закона необходимо для предупреждения административных правонарушений, совершение которых чревато причинению вреда жизни и здоровью как самому правонарушителю, так и неопределенному круг лиц (пассажирам, участникам дорожного движения).
В судебном заседании помощник Красноярского транспортного прокурора Корх Л.Г., уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» - Бурая В.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований транспортного прокурора по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указав, что решение суда об обязании ОАО «РЖД» оборудовать железнодорожные переезды средствами фиксации является неисполнимым. В настоящее время нормативно-правовой акт, определяющий требования к средствам фиксации, порядок сбора, хранения и передачи данных по фактам нарушений правил дорожного движения от владельца железнодорожного пути в ГИБДД отсутствует. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время механизм реализации ст. 21 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий обязанность ОАО «РЖД» оборудовать железнодорожные переезды средствами фиксации, не установлен. Также в случае работы оборудования по фото- и видеофиксации на железнодорожных переездах, которые расположены на участках, где осуществляются специальные и воинские перевозки, возникает риск нарушения режима секретности данных видов перевозок, установленный в Инструкции по перевозке специальных грузов железнодорожным транспортом в РФ, утвержденной приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку при передаче данных в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД МВД России, произойдет фиксация, документирование и ознакомление с этой информацией в реальном режиме времени лиц, не имеющих допуска к государственной тайне, а также к данным видам перевозок. Кроме того, действующим законодательством обязанности по надзору за дорожным движением возложены на подразделения ГИБДД МВД РФ, в связи с чем, прокурор не вправе предъявлять к ОАО «РЖД» настоящий иск. Просила в удовлетворении требований отказать.
Третьи лица Управление ГИБДД МВД России по Красноярскому краю, Министерство транспорта Красноярского края, извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили, об отложении слушания не просили, ходатайств не представили.
В судебное заседание представитель третьего лица КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому владельцы инфраструктур железнодорожного транспорта, предназначенных для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства, обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, независимо от имеющихся у них финансовых возможностей и перспективных планов. К числу таких мер относятся меры по оснащению ОАО «РЖД» указанных в иске железнодорожных переездов специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения. Полагает, что у истца имеются все правовые основания требовать оборудовать железнодорожный переезд.
Неявку представителей третьих лиц в зал суда как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и с учетом требований ст. 167 ГПК РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Статьей 2 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлено, что единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, в том числе в пригородном сообщении; оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги; строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; ремонт железнодорожного подвижного состава; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области железнодорожного транспорта; содержание объектов социальной сферы, находящихся в собственности единого хозяйствующего субъекта; иные предусмотренные уставом единого хозяйствующего субъекта виды деятельности (ст. 6).
Согласно ст. 2 Федерального закона №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.
Проведение работ по текущему содержанию пути определены соответствующей Инструкцией, утверждённой МПС РФ 01.07.2000 № ЦП-774, пунктом 3.6.6 которой предусмотрено, что железнодорожные переезды должны содержаться в соответствии с требованиями «Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов» МПС России.
Требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним регламентированы «Условиями эксплуатации железнодорожных переездов», утверждёнными приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237, согласно п. 80 которых работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257- ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
В соответствии с п. 79 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.10.2016 № 1368-ст, с 01.06.2017 введён в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- киносъёмки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением», которым установлены правила применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенных для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения на железнодорожных переездах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Красноярской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в ходе которой установлено, что на балансе Красноярской дистанции пути - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» находится железнодорожный переезд, расположенный на 4180 км ПК №7 Красноярской железной дороги, в <адрес>.
Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Красноярской дирекцией инфраструктуры – структурным подразделением Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» требований законодательства в сфере обеспечения безопасности движения при эксплуатации железнодорожных переездов.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ №/КраснДН, представленной Красноярской дирекцией инфраструктуры – структурным подразделением Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», железнодорожные переезды, расположенные на участке <адрес> – <адрес> 4180 км. Транссибирской железнодорожной магистрали, не оборудованы специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения. Что такэе установлено в ъоде прокурорской проверки.
В соответствии с карточками формы ПУ-66 через железнодорожный переезд, расположенный на 4180 км ПК № 7 Транссибирской железнодорожной магистрали ежедневно проходит значительное количество автомобильного и железнодорожного транспорта, а именно: 131 поезд, 5 313 автомобилей.
Одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность. Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.
Обязанность владельцев железнодорожных путей оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений ПДД РФ прямо предусмотрена ч.2 ст.21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Положениями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- киносъёмки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением» также предусмотрено, что технические средства автоматической фотовидеофиксации рекомендуется применять на железнодорожных переездах.
Таким образом, отсутствие на спорном железнодорожном переезде вышеуказанных технических средств нарушает действующее законодательство и, создавая угрозу безопасности движения, может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга.
Поскольку, действующее законодательство обязанность по оборудованию железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения возлагает именно на владельцев железнодорожных путей, ответчик, как владелец спорных железнодорожных путей, обязан устранить выявленные прокурором нарушения.
При этом, отсутствие в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», норм, возлагающих на владельцев железнодорожных путей обязанность по оснащению железнодорожных переездов указанными техническими средствами, вопреки доводам ответчика, не освобождает ОАО «РЖД» от исполнения императивных предписаний ч.2 ст.21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
Доводы ответчика об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с данным иском суд находит несостоятельными, так как в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, пользующихся железнодорожными переездами при проезде по автомобильной дороге в месте ее пересечения с железнодорожными путями.
Вопреки доводам ответчика, эксплуатация железнодорожных путей и переездов с нарушениями требований закона, безусловно, угрожает безопасному функционированию транспортной инфраструктуры и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Утверждение ответчика о технически неисполнимом характере требований истца суд не может принять как обоснованное, так как невозможность исполнения решения суда, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не подтверждена какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами, неоспоримые доводы в пользу данного утверждения ответчиком не приведены.
При таких обстоятельствах, требования прокурора к ОАО «РЖД» о наложении обязанности оборудовать средствами фото- и видеофиксации спорный железнодорожный переезд, расположенный на 4180 км ПК № 7 Транссибирской железнодорожной магистрали, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает возможным установить для ОАО «РЖД» срок 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенных на него обязанностей, принимая во внимание разумность его пределов.
Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в срок не позднее 18 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу оборудовать в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения железнодорожный переезд, расположенный на 4180 км ПК № 7 Транссибирской железнодорожной магистрали.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Л.В. Панченко
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2018 года