Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2022 года г.о. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Левченко М.Б.,
при помощнике судьи Семерниковой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Петрова ФИО8 к Администрации г.о. Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Петров И.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от 18.03.2022 № № об отказе в предоставлении Петрову ФИО9 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ, а также обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить Петрову ФИО10 три экземпляра подписанного Администрацией договора аренды земельного участка с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований Петров И.С. указал, что посредством портала государственных услуг Московской области обратился в Администрацию городского округа Щелково Московской области (далее – Администрация) с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Петров И.С. просил Администрацию предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, необходимый для использования расположенного на нем объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> (кадастровый номер: №), который принадлежит ему на праве собственности.
Решением Администрации г.о.Щелково от 18.03.2022 № № в предоставлении государственной услуги истцу было отказано ввиду наложения границ земельного участка на земли государственного лесного фонда.
Определением Щелковского городского суда от 06.06.2022 (протокольно) суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства (л.д.95).
В судебное заседание истец Петров И.С. не явился, извещен, его представитель адвокат Сушков В.В., действующий на основании доверенности и ордера, поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.о.Щелково Яценко Л.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала отзыв на исковое заяление, в котором возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что оспариваемое решение принято в связи с наличием в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) информации о пересечении границ земельного участка с иными лесничествами. Также указала, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.
В связи с этим к участию в деле в качестве третьих лиц судом были привлечены Министерство обороны РФ и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ", которые представили возражения на иск, где указали, что испрашиваемый земельный участок относится к лесничествам Министерства обороны РФ, а также к приаэродромной территории аэродромов Чкаловский и Чёрное.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник здания, сооружения без права пользования земельным участком, на котором они расположены, лишен возможности реализовать правомочие пользования этим имуществом, поскольку указанные объекты физически связаны между собой.
В связи с этим положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся общей нормой, предусматривающей основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подлежат применению в единстве с положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся по отношению к ней специальной нормой, предусматривающей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, то есть исключением из общего правила (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 N 18-КАД20-26-К4).
Судом установлено, что истец является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер: №), что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества № № от 10.02.2022, заключенным с ФИО5 Право собственности истца на недвижимое имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (номер государственной регистрации № от 22.02.2022), что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества № от 10.02.2022, принадлежащий истцу объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером №, что сторонами не оспаривается.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (объект <данные изъяты>), с кадастровым номером № площадью 1420+/-26 кв.м. относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, истец имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов.
Решением от 18.03.2022 № № Администрация г.о.Щелково отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Однако статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, такое основание для отказа не предусмотрено.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Таким образом, при противоречии сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ сведениям ЕГРН приоритет имеют сведения ЕГРН.
Между тем, ответчиком и третьими лицами не представлено доказательств, подтверждающих, что в соответствии с государственным лесным реестром, лесным планом субъекта РФ испрашиваемый земельный участок относится к категории земель лесного фонда.
Более того, согласно справке Комитета лесного хозяйства Московской области № № от 01.04.2022 площадь наложения на земли лесного фонда земельного участка с кадастровым номером № составляет 0 кв.м.
В соответствии с пунктом 12.33. Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области (утв. Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 № 863/22) Комитет осуществляет ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области.
В представленной Администрацией Информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области № № от 01.03.2022, подготовленной на основании ИСОГД МО, содержатся сведения о том, что испрашиваемый земельный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда по сведениям ЕГРН, но имеет пересечение с иными лесничествами (сведения подлежат уточнению) и расположен в приаэродромной территории <данные изъяты>.
При этом в Информации № № от 01.03.2022 указано, что испрашиваемый земельный участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Также в Информации содержатся сведения о том, что земельный участок расположен в границах населенного пункта <данные изъяты> в зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в соответствии с Генеральным планом городского округа Щёлково Московской области (утвержден решением Совета депутатов Щелковского муниципального района от 20.10.2021 № 281/35-69-НПА).
Также в указанной Информации содержатся сведения о том, что Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Щелково Московской области, утвержденными постановлением Администрации городского округа Щелково московской области от 15.12.2021 г., на земельном участке возможно строительство с предельным количеством этажей -3 (зона Ж-2).
Таким образом, в Информации № № от 01.03.2022 содержатся противоречащие друг другу сведения об испрашиваемом земельном участке, и указанная Информация не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду истцу.
Не нашел своего подтверждения и довод ответчика и третьих лиц о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.
Предыдущий собственник недвижимого имущества, находящегося на испрашиваемом земельном участке, <данные изъяты> обращалось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службе по Московской области, Территориальному управлению Росимущества в Московской области (третье лицо - Администрация Щелковского муниципального района Московской области) о признании права собственности на объекты незавершенного строительства, в том числе и на объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, площадью застройки 106,3 кв.м., степень готовности 28%, инвентарный №, принадлежащий в настоящее время истцу.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2010 по делу № №, установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, на котором были расположены объекты незавершенного строительства (в том числе и объект, принадлежащий в настоящее время на праве собственности истцу) был выведен из земель Министерства обороны постановлением Главы Администрации <адрес> № от 13.07.1992 и решением Малого совета <данные изъяты> № от 19.05.1992 в соответствии с Актом приема-передачи 80 га земель из фондов Министерства обороны СССР, принадлежащих <данные изъяты>.
Аналогичные обстоятельства установлены и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А41-392/19. В указанном деле ответчиком являлась Администрации городского округа <адрес>, третьими лицами являлись Министерство имущественных отношений МО, ТУ ФАУГИ в МО, Министерство обороны РФ, ГКУ ЦТУИО Министерства обороны РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Как следует из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, данный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером №.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлено, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № не относится к землям обороны.
При этом в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком и третьими лицами не представлены сведения о правах Министерства обороны РФ либо подведомственных ему предприятий и организаций на испрашиваемый земельный участок.
Довод Министерства обороны РФ о том, что отсутствуют доказательства согласования схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № с Министерством обороны РФ также является несостоятельным, т.к. из материалов кадастрового дела следует, что вышеупомянутый земельный участок был образован вследствие раздела земельного участка с кадастровым номером № (снят с кадастрового учета 11.02.2014), который, в свою очередь был поставлен на кадастровый учет по заявлению командира в/ч № от 29.07.2004 как балансодержателя расположенных на данном участке незавершенных строительством объектов недвижимости, один из которых впоследствии приобрел Петров И.С.
Также несостоятельным признан судом довод Министерства обороны РФ об отнесении испрашиваемого земельного участка к приаэродромной территории <данные изъяты> ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 8 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.
Однако в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся сведения о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования. В соответствующей графе выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040517:580 данные сведения отсутствуют.
Государственная собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена, т.к. он не отнесен к земельным участкам, указанным в ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 3.3. указанного федерального закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно п. 2 ст. 3.3. указанного федерального закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
При изложенных обстоятельствах предоставление в аренду истцу испрашиваемого земельного участка должно осуществляться Администрацией городского округа Щелково Московской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Администрации об отказе в предоставлении истцу земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконным как не соответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации. Нарушенные права истца подлежат восстановлению путем обязания Администрации повторно в установленном порядке и срок рассмотреть заявление истца о предоставлении земельного участка в аренду.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петрова ФИО11 (паспорт №) к Администрации городского округа Щелково Московской области (ИНН №) удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от 18 марта 2022 года № №.
Обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в установленном порядке и срок повторно рассмотреть заявление Петрова ФИО12 о предоставлении Петрову ФИО13 государственной услуги «Предоставление земельных участков государственная собственность на которые на разграничена в аренду без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
В удовлетворении остальной части требований Петрову ФИО14 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд в течение одного месяца через Щёлковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья М.Б. Левченко