Решение по делу № 8Г-16556/2024 [88-19590/2024] от 24.05.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                    Дело № 8Г-16556/2024

                                                                                                   88-19590/2024

01RS0005-01-2023-001309-68

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                16 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Кудрявцевой Е.Н.,

судьей Лозовой Н.В., Песоцкого В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации МО «Майкопский район» по доверенности ФИО5 на решение Майкопского районного суда от 11 сентября 2023 года, дополнительное решение Майкопского районного суда от 25 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 19 марта 2024 года по исковому заявлению Долматова Александра Александровича к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н., судебная коллегия

установила:

Долматов А.А. обратился в суд с иском к администрации МО «Майкопский район», Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения и просил возложить на администрацию муниципального образования «Майкопский район», в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, обязанность обеспечить его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм; возложить на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обязанность обеспечить финансовыми средствами МО «Майкопский район» на осуществление государственных полномочий по обеспечению ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование требований указал, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как его мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО7 был лишен родительских прав. На основании приказа Министерства образования и науки Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения. Он (Долматов А.А.) относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Не обеспечение его жилым помещением из специализированного жилищного фонда противоречит ФЗ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», грубо нарушает ее право на жилище, в связи с чем, он обратился в суд.

Решением Майкопского районного суда от 11 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены.

Суд возложил на администрацию муниципального образования «Майкопский район», в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, обязанность обеспечить Долматова Александра Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно- технических норм.

Возложил на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обязанность обеспечить орган местного самоуправления - муниципальное образование «Майкопский район» финансовыми средствами на осуществление государственных полномочий по обеспечению Долматова Александра Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Дополнительным решением Майкопского районного суда Республики Адыгея от 25 января 2024 года, постановлено изложить третий абзац резолютивной части решения в следующем дополненном содержании:

«Возложить на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обязанность обеспечить орган местного самоуправления - муниципальное образование «Майкопский район» дополнительными финансовыми средствами на осуществление государственных полномочий по обеспечению Долматова Александра Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 19 марта 2024 года решение Майкопского районного суда от 11 сентября 2023 года и дополнительное решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 25 января 2024 года оставлены без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные, считает, что суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами нарушены нормы материального и процессуального права. Просит вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На судебное заседание в суд кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В силу требований ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в качестве дополнительной гарантии прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 апреля 2013 года (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2013 год, N 6, вопрос N 1), предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке является льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц. Благоустроенность помещения определяется применительно к условиям конкретного населенного пункта. Это значит, что уровень благоустроенности не должен быть ниже, чем средний уровень в данном городе, поселке, деревне или ином населенном пункте. При этом должна учитываться благоустроенность государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии с требованиями пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся расходным обязательствам субъекта Российской Федерации I ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Законом Республики Адыгея от 08.04.2008 № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения» государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления, в том числе, муниципальное образование «Майкопский район».

Согласно ст. 1 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2012 г. № 159 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи осуществляется однократно по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Долматов А.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как его мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО8 был лишен родительских прав.

Постановлением администрации МО «Майкопский район» от ДД.ММ.ГГГГ его опекуном была назначена его тетя ФИО9

ДД.ММ.ГГГГ истец изменил фамилию «Салогубов» н «Долматов», о чем имеется запись в Отделе ЗАГСа Майкопского район Управления Загс Республики Адыгея .

На основании приказа Министерства образования и науки Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ Долматов А.А. поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

При этом Долматов А.А. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, чем нарушены его жилищные права, гарантированные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Вместе с тем, не обеспечение Долматова А.А. жилым помещением из специализированного жилищного фонда противоречит основным задачам Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и нарушает ее права.

Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку Долматов А.А. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании приказа Министерства образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без печения родителей, которые подлежа обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонд МО «Майкопский район».

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что при рассмотрении дела судом первой инстанции установлены все значимые по делу обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы, сделанные судом первой инстанции, полностью основаны на оценке фактов, установленных судом.

Суд апелляционной инстанции также указал, что решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления Министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.

Исходя из требований ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе о наличии или отсутствии денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Судебная коллегия полагает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанции по существу разрешения спора основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, поскольку они следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ.

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, правильность выводов судов не опровергают, повторяют правовую позицию заявителя в нижестоящих судах, являлись предметом всесторонней проверки судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора по существу, а также при рассмотрении доводов апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием.

Ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего, не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.

При таких обстоятельствах, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Майкопского районного суда от 11 сентября 2023 года, дополнительное решение Майкопского районного суда от 25 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации МО «Майкопский район» по доверенности ФИО5 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-16556/2024 [88-19590/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Долматов Александр Александрович
Ответчики
Администрация МО "Майкопский район"
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хазяйства РА
Другие
Министерство образования и науки РА
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
16.07.2024Судебное заседание
16.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее