УИД №23RS0041-01-2019-003429-13
К делу №2-4457/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2019 г. г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего судьи Шубиной В.Ю.,
секретаря судебного заседания Григорян Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самохвалова С.М. к Баша Т.А, о государственной регистрации перехода права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Самохвалов С.М. обратился в суд с иском к Баша Т.А, о признании заключенного между Самохваловым С.М. и ФИО3 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., действительной сделкой, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю провести государственную регистрацию перехода права собственности на указанный земельный участок.
Свои требования истец мотивирует следующим: ДД.ММ.ГГГГ между Самохваловым С.М. и гражданином ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. заключен договор купли-продажи земельного участка, категории земли сельскохозяйственного назначения, предоставленный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> Вышеуказанный земельный участок принадлежал ФИО3 на основании Свидетельства № на право собственности на землю выданного администрацией г. Краснодара (Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Краснодара) 09.07.1993г. на основании Постановления администрации г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ. №. Указанный земельный участок куплен истцом за 600 000 руб. 00 коп., уплаченных истцом полностью до подписания Договора. Передача отчуждаемого земельного участка произведена Продавцом Покупателю при подписании договора без составления каких-либо иных документов.
ФИО3 умер. Согласно сведениям Федеральной нотариальной палаты наследственное дело не открывалось. При жизни продавца регистрация перехода права собственности на указанный земельный участок произведена не была.
Таким образом, договор купли-продажи был заключен с соблюдением всех существенных условий, расчет по договору произведен полностью, имущество передано от продавца к покупателю и единственным препятствием к регистрации перехода права собственности на имущество к Самохвалову С.М. явилась смерть продавца.
Представитель истца по доверенности Самохвалов С.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Ответчик Баша Т.А, в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала.
Третье лицо Черноусов Р.С. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю явку своего представителя в судебное заседании не обеспечило, при этом о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв третьего лица, в котором третье лицо просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд, исследовав материалы дела, представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ между Самохваловым С.М. и гражданином ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. заключен договор купли-продажи земельного участка, категории земли сельскохозяйственного назначения, предоставленный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно п.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ. указанный земельный участок куплен истцом за 600 000 руб. 00 коп., уплаченных истцом полностью до подписания Договора. Передача отчуждаемого земельного участка произведена Продавцом Покупателю при подписании договора без составления каких-либо иных документов (п.5 договора от ДД.ММ.ГГГГ.)
Однако, судом установлено, что регистрация перехода права собственности на указанный земельный участок произведена не была.
Между тем, в силу ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Процедура регистрации прав на недвижимость осуществлялась в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако, истцом в материалы дела не представлено доказательств регистрации права собственности продавца ФИО3 на спорный земельный участок. Следовательно, при отсутствии зарегистрированного права собственности на земельный участок ФИО3 не мог распоряжаться указанным объектом и передавать его иному лицу.
Более того, согласно пункту 3 статьи 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Таким образом, по смыслу закона для регистрации сделки по правилам пункта 3 статьи 165 ГК РФ необходимо три условия: соблюдение формы договора; уклонение стороны от регистрации сделки; соответствие сделки закону.
Согласно пунктами 1, 2 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.
Согласно пунктом 3 ст. 551 ГК РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).
Между тем, в материалы дела не представлены доказательства указанного в иске препятствия для регистрации перехода права собственности - смерти ФИО3, более того, из материалов дела не усматривается, что продавец ФИО3 при жизни уклонялся от регистрации перехода права собственности.
Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований о государственной регистрации перехода права собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Самохвалова С.М. к Баша Т.А, о государственной регистрации перехода права собственности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Председательствующий –