РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы 21 октября 2020 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре Музеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Родионовой С.В. к Носыревой М.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Родионова С.В. обратилась в Ольхонский районный суд с исковым заявлением к Носыревой М.В. с иском об устранении препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым №, площадью 1255 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, путем демонтажа строений.
В обоснование исковых требований указал, что Родионова С.В. является арендатором земельного участка с кадастровым № площадью 1255 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
В октябре 2019 года было обнаружено наличие несанкционированных возведенных построек на территории земельного участка, а также наличие торговой точки, где осуществляется продажа сувенирных изделий.
Указывает, что истец обращалась к ответчику с просьбой об устранении препятствий в пользовании земельным участком, однако ответчик отказался устранить допущенные нарушения.
В судебное заседание истец Родионова С.В. не явились, извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Носырева М.В. и ее представитель Гнилуша А.В. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, представитель ходатайствовали об отложении судебного заседания. В удовлетворении ходатайства было отказано.
Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из данной нормы закона следует, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности. При этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе, посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Как следует из материалов дела и как установлено судом, Родионова С.В. является арендатором земельного участка с кадастровым № площадью 1255 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Арендное право Родионовой С.В. на указанный земельный участок подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
На земельном участке с кадастровым № расположены строения, а именно: сплошной дощатый настил, частично выступающий за границы земельного участка площадью около 275 кв.м.; строение, обшитое листами фанеры, визуально конструкция носит временный характер, приблизительный размер строения 8х4 м.; строение, обшитое листами фанеры, визуально конструкция носит временный характер, приблизительный размер строения 5х4 м. Земельный участок огорожен забором из металлических листов совместно с соседним земельным участком с кадастровым №. Ограждение по границе между данными участками отсутствует.
Указанное подтверждается актом осмотра земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного администрацией Хужирского МО.
Согласно письму администрации Хужирского МО от ДД.ММ.ГГГГ №, ввиду отсутствия собственника земельного участка установить принадлежность объектов застройки не представилось возможным. В целях установления принадлежности объектов застройки Носыревой М.В. администрацией был направлен соответствующий запрос, ответ на который не поступил.
В рамках досудебного урегулирования спора Родионовой С.В. в адрес ответчика Носыревой М.В. была направлена телеграмма с требованием об освобождении земельного участка от возведенных ею строений, ответа на которую не поступило.
В силу принципа состязательности сторон (статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, по делу об устранении препятствий в пользовании земельным участком истец должен доказать наличие у него права на земельный участок в определенных границах, существование препятствий в осуществлении права, не соединенных с лишением владения, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что истцу препятствия в пользовании земельным участком, находящимся в его законном владении, чинятся именно ответчиком.
Вместе с тем, доказательства того, что препятствия во владении земельным участком Родионовой С.В. чинятся именно ответчиком Носыревой М.В., в материалах дела отсутствуют.
В ходе судебного разбирательства сторона ответчика поясняла, что Носырева М.В. самовольные постройки не возводила и препятствий в пользовании земельным участком не чинила.
Исходя из положений ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.
Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.
Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведет к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.
Суду же стороной истца не представлено никаких доказательств, дающих основание полагать, что именно ответчик возводил спорные самовольные постройки и, тем самым, чинила препятствия в пользовании земельным участком.
Таким образом, в удовлетворении иска следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Родионовой С.В. к Носыревой М.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Л.Н. Холодова