91RS0009-01-2023-000649-71
Дело № 2-791/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2023 года г. Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего, судьи - Маркиной Т.И.
При помощнике судьи - Иванской А.И.,
с участием истца, представителя истца по доверенности Карповой Е.Н., представителя ДИЗО администрации города Евпатории Республики Крым по доверенности Аллагуловой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остапенко Владимира Кузьмича, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора департамент городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым, к администрации города Евпатории Республики Крым, департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым о признании отказа в приватизации недействительным, признании права на приватизацию, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Остапенко Владимир Кузьмич обратился в суд с иском к администрации города Евпатории Республики Крым, департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым о признании отказа в приватизации недействительным, признании права на приватизацию, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, указав третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора департамент городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым. Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен договор социального найма жилого помещения № по адресу: <адрес>. Справкой о составе семьи и регистрации МУП «УК «Уют» подтверждается, что он является ответственным квартиросъемщиком. Ссылается на то, что пользуется квартирой и оплачивает коммунальные услуги, услуги управляющей компании, что подтверждается квитанциями об оплатах, <адрес> в <адрес> является его единственным жильем. Согласно справке ФГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на объект недвижимого имущества за ним по вышеуказанному адресу не оформлялось. Указывает, что согласно требованиям действующего законодательства для заключения договора бесплатной передачи в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде необходимо представить собственнику жилого помещения следующие документы: документы, удостоверяющие личность, договор социального найма жилого помещения, справку о зарегистрированных в жилом помещении лицах, технический паспорт жилого помещения, справку о неиспользованных правах на приватизацию жилья, кадастровый паспорт жилого помещения, лицевой счет жилого помещения. Он обратился в ДИЗО администрации <адрес> с заявлением для получения услуги «Приватизация жилых помещений муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым», предоставив необходимые документы, согласно вышеуказанному перечню. Уведомлением от 28.02.2023 года № 445/07 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда) муниципального образования» ему отказано в приватизации, по основаниям, что «имущество по <адрес> принято в собственность муниципального образования городской округ Евпатория <адрес> со статусом общежитие, при этом, в статье 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 №1541-1 содержится запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях. Считает данный отказ незаконным, поскольку дом в настоящее время не отвечает требованиям, предъявляемым к общежитиям, так как в нем имеются собственники квартир и других помещений, соответственно дом не является общежитием. Поскольку он не использовал свое право на приватизацию, проживает в указанном жилом помещении (муниципальном, отдельном) на условиях социального найма, он имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения - <адрес> по адресу: <адрес>. Отмечает, что жилой <адрес> в <адрес> утратил свой статус как общежитие в связи с ликвидацией собственника треста «Евпаторияжилстрой» и передачей его в муниципальную собственность, в результате чего у него возникло право на приватизацию и это право не зависит от смены собственника. Им были соблюдены все предусмотренные законом условия, дающие право на приватизацию жилого помещения, поскольку он занимает его на основании договора социального найма, комната не относится к числу жилых помещений, приватизация которых не допускается законом. Из технического паспорта на <адрес> следует, что квартира посемейного, общего заселения расположена на 4 этаже и состоит из 1 жилой комнаты площадью 16,9 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН жилая комната № с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>: <адрес>, имеет площадь 16,9 кв.м, назначение жилое. Сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования отсутствуют. Просит признать недействительным отказ ДИЗО администрации <адрес>, изложенный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования», в приватизации Остапенко Владимиру Кузьмичу жилого помещения - комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>. Признать за ним право на приватизацию жилого помещения - <адрес> площадью 16,9 кв.м, кадастровый номер №, расположенной по адресу: <адрес>. Признать за ним право собственности в порядке приватизации на <адрес> площадью 16,9 кв.м, кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали и просили удовлетворить, дали пояснения, аналогичные, изложенным в иске. Истец дополнительно пояснил, что комната им была получена в 1985 году от треста «<данные изъяты>», где он работал. В комнате он проживает один, его сын проживает в <адрес>, ранее он хотел обменять комнату в <адрес> на комнату в г<адрес>, но ему сказали, что это невозможно, обратился с заявлением о приватизации комнаты, ему также отказали, поэтому вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель ДИЗО администрации города Евпатории Республики Крым просила в удовлетворении исковых требований отказать, считает отказ в предоставлении истцу услуги «Приватизация жилых помещений муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» законным, поскольку <адрес> принят в собственность муниципального образования из собственности Республики Крым со статусом «общежитие». За муниципальным образованием городской округ Евпатория в ЕГРН зарегистрировано 935/1000 долей нежилого здания по адресу: <адрес>. Учитывая, что в Законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» содержится запрет на приватизацию помещений в общежитии, истцу обоснованно отказано в предоставлении вышеуказанной услуги. При этом, отметила, что администрацией города Евпатории Республики Крым была разработана дорожная карта, на основании которой была проведена инвентаризация жилых помещений и разработана ведомость, которая передана в юридический отдел администрации для подготовки иска о выделе доли жилых помещений, но поскольку у администрации г. Евпатории отсутствует финансирование на проведение судебных экспертиз, в настоящее время администрация не обращается в суд с соответствующим иском о выделе доли.
Представитель администрации города Евпатории Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания администрация города Евпатории извещена надлежащим образом, в суд направлены письменные пояснения, согласно которым основанием для отказа в приватизации жилого помещения истцу согласно уведомлению ДИЗО администрации города Евпатории явился статус домовладения как «общежитие», комнаты в которых в соответствии со ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации города Евпатории и принять по делу решение в соответствии с действующим законодательством на основании имеющихся по делу доказательств.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания департамент городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым извещался надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, причины неявки суду не сообщены.
Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ДИЗО администрации <адрес> Республики Крым, изучив материалы дела, материалы инвентарного дела ФГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> на домовладение № по <адрес> в <адрес>, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Законодателем в ч. 1 ст. 3 ГПК Российской Федерации закреплено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании ст. ст. 35 и 40 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (пп. 1 п. 1); из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (пп. 3 п. 1); в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом (пп. 4 п. 1).
Согласно ст. 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В материалах инвентарного дела ФГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> на домовладение по № по <адрес> в <адрес> имеется выписка из протокола № заседания исполкома Евпаторийского городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О вводе в эксплуатацию общежития на 286 мест по <адрес>, в котором заказчиком значится трест «<данные изъяты>», а также содержится заключение от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации домовладения на праве собственности в целом за Трестом «<данные изъяты>»
Приказом Фонда имущества Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ преобразовано государственное предприятие строительно-монтажный трест «<данные изъяты> в открытое акционерное общество «<данные изъяты>». В приложении к данному приказу Фонда в состав недвижимого имущества ОАО «<данные изъяты>» включены холостяцкие общежития в <адрес>, <данные изъяты>, малосемейное общежитие по <адрес> в <адрес>, вагон-бытовка по <адрес>, вагон-домик по <адрес>, а также объекты, расположенные по ул. <адрес>, 17 – склад, боксы, электромастерские.
Согласно извлечению из регистрации права собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ в целом общежитие по <адрес> в <адрес> было зарегистрировано за ОАО «Евпаториястрой», на основании приказа Фонда государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, затем на основании решения постоянно действующего Крымского третейского суда при концерне «ДСН» от ДД.ММ.ГГГГ за ЗАО «<данные изъяты>», которое в последующем отчуждало помещения, комнаты физическим лицам (вышеуказанное решение третейского суда было отменено ДД.ММ.ГГГГ), в результате отчуждения долей ОАО «<данные изъяты>» с 2007 года перестало являться собственником в целом общежития, расположенного по адресу: <адрес>.
Из постановления Государственного Совета Республики Крым от 03.09.2014 года № 2479-6/14 «О некоторых вопросах национализации имущества», размещенного на сайте ДД.ММ.ГГГГ следует, что Государственный Совет <данные изъяты> принял решение национализировать в собственность Республики Крым путем изъятия домовладений, являющихся общежитиями, расположенных на территории муниципального образования городского округа Евпатория, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам на праве частной собственности: домовладение № на <адрес> общей площадью 2307,7 кв.м; домовладение № на <адрес> в <адрес> общей площадью 6149,9 кв.м; домовладение № на <адрес> в <адрес> общей площадью 5921,6 кв.м; домовладение № на <адрес> в <адрес> общей площадью 5986,3 кв.м. Передать в муниципальную собственность муниципального образования городского округа Евпатория домовладения, указанные в п. 1 настоящего Постановления (л.д. 76 об.).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> Республики Крым с одной стороны и Остапенко Владимиром Кузьмичем с другой стороны заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в коммунальной квартире (доме) общей площадью 26,3 кв.метров, в том числе жилой 16,9 кв.метров, по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), теплоснабжение (отопление).
Из п. 3 указанного договора следует, что членов семьи у Нанимателя нет (л.д. 8-10).
На имя Остапенко Владимира Кузьмича на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ открыт финансово-лицевой счет № (л.д. 18).
Несмотря на то, что в договоре социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ указано о предоставлении в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из 1 комнаты в коммунальной квартире (доме) общей площадью 26,3 кв.метров, в том числе жилой 16,9 кв.метров, по адресу: <адрес>, по факту данное жилое помещение поставлено ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет как комната № с присвоением кадастрового номера №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 14).
Согласно справке о составе семьи и регистрации МУП «УК «Уют» № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> зарегистрирован Остапенко Владимир Кузьмич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Остапенко В.К. обратился с заявлением о предоставлении ему в частную собственность занимаемого им жилого помещения, состоящего из одной комнаты в коммунальной квартире, находящейся по адресу: <адрес>.
За исх. от ДД.ММ.ГГГГ № на имя Остапенко В.К. департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым было направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования».
В качестве основания для отказа указаны п. 13, пп.13.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым». При этом, в оспариваемом уведомлении указано, что в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 03.09.2014 № 2479-6/14 «О некоторых вопросах национализации имущества», распоряжением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 № 1177-р «О передаче имущества», актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ национализированное в государственную собственность Республики Крым имущество по <адрес> принято в собственность муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым со статусом - общежитие, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам на правах частной собственности. На основании указанных нормативно-правовых актов муниципальным образованием городской округ Евпатория Республики Крым в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано - 935/1000 доли от нежилого здания - общежития по адресу: <адрес>. Уведомление содержит ссылку на ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 №, которой предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Также имеется ссылка на ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и разъяснено, что чтобы жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, можно было приватизировать, необходимо, чтобы они находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям/учреждениям, и были переданы в ведение органов местного самоуправления. В таком случае вне зависимости от даты их передачи в муниципальную собственность и даты предоставления гражданам применяются нормы жилищного законодательства о договоре социального найма, и, соответственно, такие помещения уже можно приватизировать на общих условиях. В связи с чем для изменения статуса на многоквартирный дом администрацией <адрес> Республики Крым была разработана дорожная карта, создана рабочая группа, а также проведена инвентаризация муниципального имущества, расположенного в общежитиях, в том числе муниципального имущества по <адрес>. Сведения о проведенной инвентаризации муниципального имущества внесены в ведомости инвентаризации муниципальных помещений, которые будут утверждаться правовым актом администрации <адрес> Республики Крым, для дальнейшего выдела муниципальных помещений из состава общей долевой собственности в судебном порядке. На момент вынесения уведомления согласована и утверждена постановлением администрации <адрес> Республики Крым ведомость инвентаризации по муниципальному имуществу, расположенному в нежилом здании - общежитии по <адрес>, на основании которой отдел юридического обеспечения администрации города Евпатории Республики Крым подготавливает материалы для подачи соответствующего искового заявления. Указано, что после завершения всех пунктов дорожной карты гражданам, занимающим на законных основаниях жилые муниципальные помещения, а также заключившим договоры социального найма, будет предоставляться муниципальная услуга «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым». После изменения статуса объекта с нежилого здания – общежития на статус многоквартирный дом и выдела муниципальных объектов в отдельные индивидуально-определенные объекты учета в судебном порядке будет предоставляться муниципальная услуга «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» на общих основаниях (л.д. 11).
Истец не согласен с таким отказом, поскольку нарушается его законное право на приватизацию жилья, которое ему предоставлено по договору социального найма.
В соответствии со ст. 10 ЖК Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Статья 49 ЖК Российской Федерации предусматривает, что основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, является договор социального найма.
Согласно ст. 15 ЖК Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Частью 1 статьи 62 ЖК Российской Федерации установлено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу ч. 1 ст. 16 ЖК Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Согласно ч. 4 ст. 16 ЖК Российской Федерации комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Статьей 60 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
В силу ст. 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» настоящий Договор временно применяется с даты подписания (18 марта 2014 года) и вступает в силу с даты ратификации.
Согласно Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 03.09.2014 № 2479-6/14 «О некоторых вопросах национализации имущества» - домовладение № на <адрес>, являющееся общежитием, расположенное на территории муниципального образования городской округ Евпатория, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам на праве частной собственности путем изъятия национализировано в собственность Республики Крым.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года № 1177-р «О передаче имущества» переданы из собственности Республики Крым в муниципальную собственность городского округа Евпатория домовладения, являющиеся общежитиями, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам на праве частной собственности: домовладение № на <адрес> общей площадью 2307,7 кв.м; домовладение № на <адрес> в <адрес> общей площадью 6149,9 кв.м; домовладение № на <адрес> в <адрес> общей площадью 5921,6 кв.м; домовладение № на <адрес> в <адрес> общей площадью 5986,3 кв.м (л.д. 77).
В материалах инвентарного дела ФГУП РК «Крым БТИ» в г. Евпатория имеется постановление администрации города Евпатории Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме имущества из собственности Республики Крым и закреплении его за муниципальным унитарным предприятием», согласно которому приняты из собственности Республики Крым домовладения, являющиеся общежитиями, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам на праве частной собственности: домовладение № на <адрес> общей площадью 2307,7 кв.м; домовладение № на <адрес> в <адрес> общей площадью 6149,9 кв.м; домовладение № на <адрес> в <адрес> общей площадью 5921,6 кв.м; домовладение № на <адрес> в <адрес> общей площадью 5921,6 кв.м. Пунктом 2 постановления установлено, что департаменту имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым совместно с министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществить мероприятия по приему указанного в п. 1 имущества на учет в собственность муниципального образования городской округ Евпатория с последующей передачей по акту приема-передачи балансодержателям.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и муниципальным образованием городской округ Евпатория составлен передаточный акт домовладения, являющегося общежитием, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам на праве частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2307,7 кв.м (л.д. 75 об.-76).
Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О проведении инвентаризации муниципального имущества в общежитиях <адрес>, <адрес>, <адрес>, принятых в муниципальную собственность городского округа Евпатория Республики Крым после их национализации» предусмотрено провести инвентаризацию муниципального имущества в общежитиях <адрес>, <адрес>, <адрес>, на предмет соответствия данных реестра муниципального имущества фактическим данным, выявления жилых/нежилых помещений и их технического состояния, изменения нумерации комнат (квартир) в общежитиях. Пунктом 2 постановления утверждено положение о комиссии по проведению инвентаризации муниципального имущества в общежитиях <адрес>, <адрес> <адрес>, принятых в муниципальную собственность городского округа Евпатория Республики Крым после их национализации.
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 15.06.2020 № 1009-п «Об утверждении ведомости инвентаризации объектов недвижимого имущества муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, расположенных по адресу: <адрес>» утверждена ведомость инвентаризации объектов недвижимого имущества муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, расположенных по адресу: <адрес>.
Согласно данной ведомости помещение под № по плану БТИ является жилым с назначением – комната, общей площадью 16,9 кв.м, л/с 20460 от ДД.ММ.ГГГГ.
Из технического паспорта на <адрес> в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира посемейного общего заселения (комната, жилой блок, секция) расположена на 4 этаже дома и состоит из одной жилой комнаты площадью 16,9 кв.м (л.д. 16-17).
В соответствии с п. 1 ст. 92 ЖК Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.
В силу ст. 94 ЖК Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Документы, а также дата и основания включения данного жилого дома в состав специализированного жилищного фонда как общежитие муниципального образования <адрес> не представлены суду. Предыдущий собственник общежития - трест «Евпаториястрой» ликвидирован.
Статьей 7 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со статьей 6 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Таким образом, судом достоверно установлено, что жилой <адрес> в <адрес> утратил свой статус как общежитие в связи с передачей его в муниципальную собственность. В результате чего у истца возникло право на приватизацию и это право не зависит от смены собственника.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Установив указанные фактические обстоятельства дела, исходя из содержания п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 13-П, учитывая, что спорное жилое помещение не отнесено законом к объектам, не подлежащим приватизации, суд приходит к выводу о том, что отказ департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории, изложенный в уведомлении от 28.02.2023 г. за № 445/07 в предоставлении услуги Остапенко В.К. по передаче в собственность занимаемого им жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования, является необоснованным и препятствует истцу реализовать свое право на приватизацию спорного жилого помещения.
Что касается доводов отказа о том, что поскольку за муниципальным образованием зарегистрировано право не в целом на дом, а на долю от нежилого здания, в связи с чем первоначально необходимо выделить в натуре долю, то суд исходит из того, что уже имеются решения суда о признании за гражданами права собственности на отдельные комнаты, вынесенные после определения доли муниципального образования в размере 935/1000, соответственно размер данной доли уже не соответствует действительности, даже при обращении администрации города Евпатории с соответствующим иском, администрация будет ссылаться на наличие в собственности муниципального образования 935/1000 доли от нежилого здания по <адрес>, но поскольку уже в настоящее время данная доля не актуальна, соответственно, необходимо будет проводить судебную строительно-техническую экспертизу, при отсутствии у администрации средств на указанные расходы, рассмотрение дела затянется на неопределенный срок. Лица же, получившие во владение и пользование жилье по договору социального найма, не могут реализовать свое законное право на приватизацию жилья, в котором они постоянно проживают и которое им предоставлено на законных основаниях, чем безусловно нарушаются их жилищные права. Кроме того, в материалах дела ФГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> имеются достоверные сведения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за кем зарегистрировано право собственности на долю объекта недвижимого имущества и в каждом случае имеется конкретный перечень помещений, которые составляют определенную долю, т.е. помещения, находящиеся в собственности по <адрес>, известны.
Как установлено судом и следует из материалов дела, занимаемое истцом жилое помещение в общежитии, ранее принадлежавшее тресту «Евпаторияжилстрой» в 2015 году было передано в муниципальную собственность, на момент передачи здания общежития в муниципальную собственность Остапенко В.К. на законных основаниях занимал спорное жилое помещение, истец впервые обратился с требованием о приватизации жилого помещения и ранее своего права на приватизацию жилья не использовал, с момента передачи здания общежития в муниципальную собственность истец приобрел право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение данного жилья в собственность в порядке приватизации, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании за истцом права на приватизацию жилого помещения - комнаты № площадью 16,9 кв.м., кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>, и признании за истцом права собственности на вышеуказанную комнату в порядке приватизации являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, требования истца о признании недействительным решения департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории, изложенное в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования» от ДД.ММ.ГГГГ за №, об отказе в приватизации Остапенко Владимиру Кузьмичу жилого помещения - комнаты 65 площадью 16,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Остапенко Владимира Кузьмича, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора департамент городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым, к администрации города Евпатории Республики Крым, департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым о признании отказа в приватизации недействительным, признании права на приватизацию, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение удовлетворить.
Признать недействительным решение департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории, изложенное в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования» от 28.02.2023 г. за № 445/07, об отказе в приватизации Остапенко Владимиру Кузьмичу жилого помещения - комнаты 65 площадью 16,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Признать за Остапенко Владимиром Кузьмичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на приватизацию жилого помещения - комнаты № площадью 16,9 кв.м., кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>.
Признать за Остапенко Владимиром Кузьмичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату № площадью 16,9 кв.м., кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для регистрации права собственности Остапенко Владимира Кузьмича на жилое помещение - комнату № площадью 16,9 кв.м., кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Т.И. Маркина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>