Судья Емельянова Е.Б. УИД 12RS0001-01-2020-002175-16
дело № 2а-957/2020
№ 33а-221/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 28 января 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А.,
судей Салиховой Э.И. и Халиулина А.Д.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 7 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» к государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, главному государственному инспектору труда государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Иванову И.Е. о признании незаконным и отмене предписания <№> от 29 апреля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Собрание депутатов городского округа «Город Волжск» обратилось в суд с указанным выше административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене предписания <№> от 29 апреля 2020 года, ссылаясь на то, что оспариваемым предписанием на них возложена обязанность устранить нарушение требований статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, решения Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 3 сентября 2015 года № 74 «О внесении изменений в некоторые решения Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» – произвести начисление и выплату Веселову А.Г. гарантированной законодательством премии. Полагает, что правовых оснований для начисления и выплаты Веселову А.Г. названной премии не имеется, так как он не относится к лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления, для которых установлен порядок премирования. Кроме того, по мнению административного истца, грубо нарушена процедура проведения проверки, предписание вынесено главным государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Собрание депутатов городского округа «Город Волжск» просит решение отменить, принять по административному делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела. В жалобе приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. главы администрации городского округа «Город Волжск» Веселов А.Г. приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить его без изменения.
Государственная инспекция труда в Республике Марий Эл, главный государственный инспектор труда государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Иванов И.Е., заинтересованное лицо и.о. главы администрации городского округа «Город Волжск» Веселов А.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения представителя Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» Аверьяновой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя и.о. главы администрации городского округа «Город Волжск» Веселова А.Г. Александровой О.Э., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 8 апреля 2020 года <№> в отношении Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» в период с 8 апреля 2020 года по 29 апреля 2020 года главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Ивановым И.Е. проведена внеплановая проверка с целью восстановления трудовых прав работников при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении работников, в том числе по обращению Веселова А.Г.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 29 апреля 2020 года <№>, в котором отражено, что в нарушение требований действующего законодательства и условий трудового договора и.о. главы администрации городского округа «Город Волжск» Веселову А.Г. не была начислена и выплачена ежемесячная премия (за январь, февраль, март 2020 года) (л.д. 7-8).
29 апреля 2020 года Собранию депутатов городского округа «Город Волжск» было выдано предписание <№> пунктом 1 которого на административного истца возложена оспариваемая им обязанность устранить нарушение требований статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, решения Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 3 сентября 2015 года № 74 «О внесении изменений в некоторые решения Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» – произвести начисление и выплату Веселову А.Г. гарантированной законодательством премии (л.д. 5).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Закона Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года № 25-3 «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы», пришел к выводу о законности выданного административному истцу предписания. При этом каких-либо нарушений в действиях должностного лица при проведении проверки судом не установлено, акт проверки и предписание от 29 апреля 2020 года соответствуют установленным требованиям, приняты в соответствии с полномочиями должностного лица, проводившего проверку.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему административному делу.
Статьей 353 ТК РФ установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
В статье 356 ТК РФ предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).
Согласно статье 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Из пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Согласно статье 22 указанного Закона оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 22).
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов (статья 34 Закона).
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года № 25-З «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» (далее – Закон № 25-З) оплата труда лиц, замещающих должности муниципальной службы, производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных надбавок за классный чин, за особые условия муниципальной службы, за выслугу лет, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения, премии, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи.
В статье 18 Закона № 25-З установлено, что при формировании годового фонда оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы, учитываются, в том числе, следующие размеры средств для выплаты (в расчете на год): премии в размере 2,7 должностных окладов, предусматриваемых при формировании фонда оплаты труда.
Решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 03 сентября 2015 года № 74 «О внесении изменений в некоторые решения Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» установлен порядок выплаты премии лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления, по результатам работы за месяц; данная выплата определяют из расчета 16,67 % оклада месячного денежного содержания.
Выплата премии в указанном размере по итогам работы за месяц также установлена решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 15 января 2008 года № 385 «О должностях муниципальной службы и оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы на территории городского округа «Город Волжск».
Из представленного в материалы дела письма финансового управления городского округа «Город Волжск» от 7 сентября 2020 года <№> следует, что вышеуказанная премия закладывается ежегодно в бюджет городского округа «Город Волжск» в фонде заработной платы муниципальных служащих и составляет 16,67 % оклада месячного денежного содержания и выплачивается ежемесячно (л.д. 109).
Руководствуясь приведенным выше правовым регулированием и исходя из установленных по административному делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Веселов А.Г., занимая муниципальную должность муниципальной службы, имеет право на получение названной премии, в связи с чем у государственного инспектора труда вопреки доводам апелляционной жалобы имелись законные основания для выдачи административному истцу оспариваемого предписания.
Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованное указание в предписании на решение Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 03 сентября 2015 года № 74, которым установлен порядок выплаты премии лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления, не свидетельствует о его незаконности, поскольку не освобождает административного истца от установленной в предписании обязанности устранить допущенные им нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Изложенные в административном исковом заявлении и повторно в апелляционной жалобе доводы о нарушении процедуры проведения проверки в отношении административного истца были предметом проверки суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены с приведением мотивов, не согласиться с которыми у судебной коллегии оснований не имеется.
Таким образом, решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ административное дело рассмотрено в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 7 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи Э.И. Салихова
А.Д. Халиулин