РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Москва
Люблинский районный суд г. Москвы
в составе председательствующего судьи Воробьевой А.Н.
с участием прокурора ФИО4
при секретаре судебного заседания Шкандрет И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Люблинского межрайонного прокурора <адрес> в интересах ФИО1 инвалида первой группы, Департаменту капитального ремонта и жилищного фонда <адрес>, Департаменту социальной защиты населения города Москвы по понуждению к выполнению мероприятию по оснащению помещений специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан,
установил:
Люблинский межрайонный прокурор г.Москвы обратился в суд с иском и просит обязать Государственное унитарное предприятие «Дирекцию единого заказчика района «Марьино» оснастить специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к подъезду № <адрес>.
В обосновании исковых требований истец указал, что в Люблинскую межрайонную прокуратуру г. Москвы поступило обращение ФИО1 о нарушении прав и обязании установить специальное приспособление и оборудование для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан в жилом здании. Заявительница проживает по адресу: <адрес>, является инвали <адрес> группы, передвигается только на коляске. В указанном жилом здании не обеспечен доступ для инвалидом и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым помещениям.
Вопреки нормам закона в подъезде №, <адрес> не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов и малоподвижных граждан в помещения, а именно: вход в жилое здание не оснащен специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Люблинский межрайонный прокурор <адрес> уточнил исковые требования и просил обязать Департамент капитального ремонта жилищного фонда <адрес> оснастить специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к подъезду № <адрес>.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент социальной защиты населения <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 поддержала заявление и просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента капитального ремонта города Москвы по доверенности ФИО5 иск не признала, пояснив, что адрес, по которому проживает ФИО1 уже включен в проект формируемого адресного перечня многоквартирных домов, в которых будут устанавливаться подъемные платформы, начиная с 2013 года.
Ответчик Департамент социальной защиты населения <адрес> о дне слушания дела извещен, в судебное заседание представитель не явился, представив отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ФИО1, 1958 года рождения, является инвалидом –колясочником первой группы, проживает по адресу: <адрес>. Состоит на учете в ГУ ЭКЦСЗ ЮВАО с 2006 года. В исключительном порядке адрес ФИО1 включен Департаментом в проект формируемого адресного перечня многоквартирных домов, в которых будут устанавливаться подъемные платформы за счет целевых бюджетных средств, в 2012 году.
Представитель ГУП ДЕЗ района «Марьино» по доверенности ФИО6 с исковыми требованиями согласился.
Суд, выслушав прокурора, представителя Департамента капитального ремонта <адрес>, представителя ГУП ДЕЗ района «Марьино», проверив и изучив материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1, проживает по адресу: <адрес>, подъез <адрес>, является инвали <адрес> группы, передвигается только на коляске. В указанном жилом здании не обеспечен доступ для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п.3.2.2. Постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О задачах на 2011 год в сфере социальной интеграции инвалидов ( с утверждением Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов <адрес>» на 2011 год на Департамент капитального ремонта жилищного фонда <адрес> возложена обязанность по установке стационарных платформ подъемных для инвалидов в подъездах многоквартирных домов сложившегося жилого фонда, оснащенных средствами диспетчерского и визуального контроля и с возможностью обслуживания с удаленного рабочего места оператора.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №- ПП «О переименовании Департамента капитального ремонта жилищного фонда <адрес> и утверждении Положения о Департаменте капитального ремонта <адрес>» Департамент осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
4.2.1 О включении многоквартирных домов в проекты программ капитального ремонта на соответствующий год, утверждаемые Правительством Москвы, по итогам рассмотрения заявок от товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и иных потребительских кооперативов, организаций, управляющих многоквартирными домами.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых фор создают условия инвалидам ( включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым помещениям.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 « Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), который Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Согласно п.1.4 СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, должны обеспечивать:
- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
- безопасность путей движения ( в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
- своевременное получением инвалидами и другими маломобильными группами населения полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование ( в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.;
- удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
В п.1.5. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» указано, что проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельность другим групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов, устанавливается заданием на проектирование.
В соответствии с п. 5 «Декларацией о правах инвалидов ООН» ( ДД.ММ.ГГГГ) инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.
В соответствии с п. 7 указанной Декларации, инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечении и на удовлетворительный уровень жизни.
Вопреки вышеуказанным нормам закона в подъезде № <адрес> не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов и малоподвижных граждан в помещения, а именно: вход в жилое здание не оснащен специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа.
В отзыве Департамент социальной защиты населения города Москвы указывает, что адрес ФИО1 включен Департаментом в проект формируемого адресного перечня многоквартирных домов, в которых будут устанавливаться подъемные платформы, за счет целевых бюджетных средств, в 2012 году.
Однако, в судебном заседании ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих, что в 2012 году или в 2013 году, адрес ФИО1 включен в адресный перечень домов, в которых будут устанавливаться подъемные платформы.
В соответствии с требованиями ст. 5 Закона города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» от ДД.ММ.ГГГГ № органы исполнительной власти Москвы, органы местного самоуправления, предприятия и организации, независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, создают условия для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного их передвижения в городе.
Конституцией Российской Федерации статьей 7 установлено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельность является составной частью государственной социальной политики государства и публичной обязанностью вышеназванных лиц.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали <адрес> группы (л.д.7), передвигается только на коляске, следовательно, для свободного ее передвижения и беспрепятственного доступа к подъеду 3 <адрес>, необходимо оснастить специальными приспособлениями и оборудованием.
Учитывая, что в настоящее время не имеется никаких строительно-технических препятствий для оснащения специальными приспособлениями и обрудованием доступа к подъезду 3 <адрес>, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП « О задачах на 2011 год в сфере социальной интеграции инвалидов, с утверждением Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов <адрес>», суд считает, что обязанность по оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан должна быть возложена на Департамент капитального ремонта жилищного фонда <адрес>.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить месячный срок для исполнения решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ суд,
решил:
Обязать Департамент капитального ремонта жилищного фонда города Москвы оснастить специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к подъезду № <адрес> в <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Люблинского межрайонного прокурора к Департаменту социальной защите населения <адрес> об обязанности оснастить специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к подъезду № <адрес> в г. Москве, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца через Люблинский районный суд г. Москвы
Судья: