Решение по делу № 3а-23/2021 от 16.11.2020

Дело № 3а-23/2021

42OS0000-01-2020-000434-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Юргель Е.Е.,

с участием прокурора Роппель О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«01» февраля 2021 года

административное дело по административному иску Селищевой Ольги Васильевны о признании недействующим решения Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 17.05.2017 № 28-н «Об утверждении Порядка организации общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду при реализации планируемой или осуществляемой хозяйственной или иной деятельности и по объектам экологической экспертизы на территории Мысковского городского округа»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 17.05.2017 № 28-н утвержден Порядок организации общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду при реализации планируемой или осуществляемой хозяйственной или иной деятельности и по объектам экологической экспертизы на территории Мысковского городского округа (далее – Порядок).

Текст документа опубликован в официальном печатном издании - городская газета «Мыски», № 21, 25.05.2017, а также размещен на официальном сайте Совета народных депутатов Мысковского городского округа мыски-совет.рф, 17.05.2017.

Селищева О.В. обратилась в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия решения Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 17.05.2017 № 28-н

В обоснование заявленных требований указала на то обстоятельство, что оспариваемым нормативным правовым актом не предусмотрено информирование общественности (населения) о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о месте проведения общественных слушаний, публикация данной информации в средствах массовой информации и сроки публикации этой информации, кроме того имеет место неопределенность в вопросе о том, каким образом административный истец как гражданин, проживающий на территории Мысковского городского округа, может реализовать право на участие в комиссии.

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Ильченко Е.В., действующий на основании доверенности от 23.11.2020, сроком действия на три года, заявленные требования поддержал, конкретизировал, что оспариваемый нормативный правовой акт в части пунктов 3.10, 4.14, где закреплено, что протокол общественных обсуждений подписывается только членами комиссии, и пунктов 3.2, 3.3 и 3.4, которыми не предусматривается информирование общественности о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, противоречит положениям законодательства, имеющего высшую юридическую силу. Оспариваемые положения полагает существенными, влекущими отмену нормативного правового акта в целом.

Представитель административного ответчика Совета народных депутатов Мысковского городского округа Хомякова И.Я., действующая на основании доверенности от 04.12.2020 № 256, сроком действия 1 год, против удовлетворения административного искового заявления возражала.

Заинтересованное лицо Глава Мысковского городского округа в судебное заседание не явился, представителя не направил, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на административное исковое заявление просил в удовлетворении требований Селищевой О.В. отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Роппель О.В., полагавшую заявленные требования подлежащими удовлетворению частично, суд приходит к следующему.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 3 которого предусмотрено, что деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В этой связи под оценкой воздействия на окружающую среду Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понимается вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления (статья 1).

Как установлено в статье 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза.

Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе, который регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Статья 9 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» к числу полномочий органов местного самоуправления городских округов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относит организацию общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.

В целях реализации Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года № 372 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее также Положение).

Названное Положение регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

Одним из основных принципов оценки воздействия на окружающую среду Положение в пункте 2.5 называет обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

Такое участие реализуется в том числе посредством общественных обсуждений - комплекса мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия (пункт 1.1 Положения).

Пункт 4.9 Положения устанавливает, что порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.

Понятие общественных (публичных) слушаний, применительно к рассматриваемой сфере регулирования, содержится в статье 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», где под таковыми понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (часть 1); общественные (публичные) слушания проводятся, в том числе, по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды (часть 2).

Из приведенных положений федерального законодательства в области охраны окружающей среды следует, что определение порядка организации общественных слушаний, проводимых на территории муниципального образования в рамках оценки воздействия на окружающую среду, делегировано органу местного самоуправления, который в целях регламентации данного вопроса принимает соответствующий муниципальный правовой акт.

Пунктом 14 части 1 статьи 7 Устава Мысковского городского округа, утвержденного Решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 18.11.2010 № 70-н (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Совет народных депутатов Мысковского городского округа является представительным органом городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа (статья 28, 30 Устава Мысковского городского округа).

К полномочиям Совета народных депутатов Мысковского городского округа отнесено установление общеобязательных правил по предметам ведения городского округа, внесение в них изменений и дополнений; определение порядка организации и проведения публичных слушаний, а также порядка назначения и проведения собрания и опроса граждан (пункты 1, 7 части 2 статьи32 Устава Мысковского городского округа).

В силу части 4 статьи 36 Устава Мысковского городского округа Совет народных депутатов Мысковского городского округа по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Кемеровской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа.

Нормативные правовые акты Совета народных депутатов Мысковского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 3 статьи 37 Устава Мысковского городского округа).

Способами и источниками официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления являются опубликование в городской газете «Мыски» (часть 5 статьи 29 Устава Мысковского городского округа).

Проанализировав изложенное суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, в порядке, установленном действующим законодательством, издан в установленной форме, надлежащим образом доведен до всеобщего сведения и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Анализируя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» одним из принципов экологической экспертизы является гласность и учет общественного мнения.

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года № 372, одним из результатов оценки воздействия на окружающую среду называет выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности (пункт 1.6).

При этом, согласно пункта 2.5 Положения, обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Таких этапов Положением выделяется три: уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду; проведение исследования по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду; подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду (раздел 3).

Из содержания пунктов 3.2.3, 4.7 – 4.10 Положения следует, что общественные слушания проводятся на втором этапе оценки воздействия на окружающую среду, в рамках которого осуществляется подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Соответственно предметом общественных слушаний является предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

В силу пункта 3.2.3 Положения заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания в соответствии с разделом 4 настоящего Положения, который регламентирует вопросы информирования и участия общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду на каждом из его этапов.

Относительно второго этапа оценки воздействия на окружающую среду пунктом 4.8 раздела 4 Положения закреплено, что информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.

При этом под средствами массовой информации пункты 3.1.1, 4.3, 4.4 Положения об оценке воздействия понимают официальные издания федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), официальные издания органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная деятельность может оказать воздействие, радио, телевидение, периодическая печать, Интернет, а также иные средства (способы), обеспечивающие распространение информации.

Анализ приведенных правовых норм в их совокупности свидетельствует о том, что основное бремя по информированию общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, проведению общественных слушаний возложено на заказчика.

Оспариваемым решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 17.05.2017 № 28-н утвержден Порядок организации общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду при реализации планируемой или осуществляемой хозяйственной или иной деятельности и по объектам экологической экспертизы на территории Мысковского городского округа.

Данный Порядок, согласно пункта 1.1, разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» и имеет своей целью реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, об объектах экологической экспертизы, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

Пункт 1.4 Порядка, расположенный в разделе 1 «Общие положения», раскрывает основные понятия, используемые в этом нормативном-правовом акте, в числе которых «заказчик» (инициатор проведения общественных обсуждений), «общественные обсуждения», «общественные слушания» как одна из форм общественных обсуждений, «участники процесса оценки воздействия на окружающую среду».

Разделом 3 Порядка урегулированы общие вопросы организации и проведения общественных обсуждений, которые затем более подробно раскрыты в разделах 4 и 5 Порядка в зависимости от форм проведения общественных обсуждений.

В силу пункта 3.11 Порядка, содержащегося в разделе 3, заказчик информирует общественность и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду о проведении общественных обсуждений через средства массовой информации в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Публикации, извещающие о начале проведения общественных обсуждений, должны быть опубликованы до начала общественных обсуждений в сроки, установленные действующим законодательством.

Соответственно, исходя из способа изложения, пункт 3.11 Порядка не называя определенные средства массовой информации и сроки, в которые заказчику надлежит информировать общественность и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду о проведении общественных обсуждений, является бланкетной нормой, и применяется во взаимосвязи с конкретными положениями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

При этом указанный пункт Порядка в совокупности с иными его положениями, содержит достаточную информацию о нормативных правовых актах Российской федерации, к которым заинтересованному лицу следует обратиться для получения сведений о сроках информирования заказчиком общественности о проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний и средствах массовой информации, в которых такая информация публикуется.

Следует отметить, что данная норма не вводит иного регулирования, нежели установлено нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, в частности Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, пунктом 4.8 которого данная обязанность заказчика детально регламентирована.

Пунктом 4.1 Порядка, содержащегося в разделе 4 «Порядок проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний» закреплено, что общественные обсуждения в форме общественных слушаний предусматривают проведение публичного мероприятия в специально отведенном или приспособленном для этого месте, в котором участники оценки воздействия на окружающую среду могут провести обсуждение материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

В связи с этим общественные слушания предусматривают заблаговременное обеспечение ознакомления участников общественных слушаний с материалами по оценке воздействия на окружающую среду, о чем указано в пункте 4.2 Порядка.

Ознакомление участников общественных слушаний с материалами, подлежащими общественному обсуждению, согласно пункту 4.3 Порядка, обеспечивает заказчик в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации. Заказчик определяет место и время, где участники общественных слушаний могут заблаговременно, до проведения публичного мероприятия, ознакомиться с указанными материалами.

В рассматриваемом случае пункт 4.3 Порядка, также по своей конструкции являясь бланкетной нормой и обозначая обязанность заказчика по ознакомлению участников общественных слушаний с материалами, подлежащими общественному обсуждению, для определения сроков выполнения такой обязанности отсылает к действующему законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым данный Порядок разработан.

В частности, такой срок определен в пункте 4.10 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, согласно которого представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

Пунктами 4.8 и 3.1.1, 4.3 и 4.4 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, предусмотрены сроки публикации и названы средства массовой информации, в которых информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду доводится заказчиком до заинтересованной общественности.

Дополнительная регламентация данного вопроса не отнесена к компетенции органов местного самоуправления, которыми определяется порядок проведения общественных слушаний.

Таким образом оспариваемый нормативный правовой акт и в указанной части не содержит предписаний, отличных от норм законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не вводит не предусмотренных данным законодательством ограничений прав общественности на информирование о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Воспроизведение в оспариваемом нормативном правовом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, как на то указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.

Что касается понятия «материалы, подлежащие общественному обсуждению», оспариваемый нормативный правовой акт не дает его самостоятельного определения. Данное понятие раскрывается через содержание взаимосвязанных положений Порядка, в том числе его пунктов 4.1, 4.2 и 4.3, целей деятельности по оценке воздействия на окружающую среду как одного из этапов подготовки материалов для проведения экологической экспертизы. В оспариваемом муниципальном нормативном правовом акте, что следует из анализа его положений, понятие «материалы, подлежащие общественному обсуждению», охватывается понятием «материалы по оценке воздействия».

Нельзя согласиться с доводами стороны административного истца о том, что понятия «материалы по оценке воздействия» и «предварительный вариант материалов по оценке воздействия» являются разными категориями.

Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, дано общее понятие «материалы по оценке воздействия» (раздел 1), применяемое для целей Положения с учетом этапов проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и соответствующих требований к документации на каждом этапе.

Так, на втором этапе оценки проводятся исследования по оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и готовится предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду (пункт 3.2 Положения).

Ссылки стороны административного истца на правовую неопределенность оспариваемого нормативного правового акта в части обязанности заказчика информировать общественность (население) о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду являются несостоятельными, доказательств различного правоприменения оспариваемого нормативного правового акта в указанной части суду не представлено, нормативный правовой акт отвечает критериям ясности и недвусмысленности.

Мнение административного истца о том, что вопросы информирования общественности о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, должны содержаться в пунктах 3.2, 3.3 и 3.4 Порядка ошибочны, названные пункты определяют последовательность действий заказчика и предоставляемую им документацию в органы местного самоуправления при намерении проведения общественных обсуждений, а также порядок регистрации таких обращений.

Оспаривая муниципальный нормативный правовой акт административный истец также указывает на нарушение её прав пунктами 3.10 и 4.14 Порядка, которые не предусматривают представителей граждан в качестве лиц подписывающих протокол общественных слушаний.

Оценивая данный довод суд приходит к следующему.

Статьей 25 Федерального закона от 21 июля 2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» предусматривается составление по результатам общественного обсуждения в форме общественных слушаний итогового документа (протокола), содержащего обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях (часть 6).

Согласно пункта 4.9 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

В указанной части оспариваемый нормативный правовой акт устанавливая порядок проведения общественных слушаний с обязательным ведением протокола в пункте 4.14 закрепил следующее: Протокол подписывается присутствующими членами комиссии в течение пяти рабочих дней после дня проведения публичного мероприятия. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Протокол проведения общественных слушаний должен быть оформлен в трех экземплярах.

Состав комиссии определен в пункте 3.9 Порядка и включает в себя представителей администрации Мысковского городского округа, МКУ УЖКХ, заказчика, исполнителя, Совета народных депутатов Мысковского городского округа, представителя общественной организации (объединения).

Полномочия комиссии закреплены в пункте 3.10 Порядка, к которым относится, в том числе, подписание протокола проведения общественных обсуждений.

Анализируя изложенные пункты оспариваемого нормативного правового акта во взаимосвязи с иными его положениями, суд приходит к выводу о том, что не ограничивая круг лиц, которые могут участвовать в общественных слушаниях, пункт 4.14 Порядка исключает представителей граждан из числа подписантов протокола общественный слушаний, вступив в указанной части в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, в силу чего подлежит признанию в данной части недействующим.

Относительно иных лиц, подписывающих протокол общественный слушаний, Порядок в составе комиссии учел представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления, заказчика, общественных организаций (объединений), перечисленных в пункте 4.9 Положения.

Что касается пункта 3.10 Правил, закрепляющего полномочия комиссии по проведению общественных обсуждений, суд приходит к выводу о том, что исходя из регламентируемого им вопроса, прав граждан на подписание протокола он не ограничивает.

Нарушений прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом в той части, которой он определяет состав комиссии по проведению общественных обсуждений судом не установлено.

Требования к порядку формирования и составу комиссии по проведению общественных обсуждений каким-либо нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу, не урегулированы.

С учетом изложенного, у суда имеются основания для частичного удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

Суд считает необходимым признать недействующим пункт 4.14 Порядка организации общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду при реализации планируемой или осуществляемой хозяйственной или иной деятельности и по объектам экологической экспертизы на территории Мысковского городского округа», утвержденного решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 17.05.2017 № 28-н, в той части, в которой представители граждан не включены в число лиц, подписывающих протокол общественных слушаний, с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в городской газете «Мыски».

Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Селищевой Ольги Васильевны удовлетворить частично.

Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 4.14 Порядка организации общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду при реализации планируемой или осуществляемой хозяйственной или иной деятельности и по объектам экологической экспертизы на территории Мысковского городского округа», утвержденного решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 17.05.2017 № 28-н, в той части, в которой представители граждан не включены в число лиц, подписывающих протокол общественных слушаний.

В остальной части требований отказать.

Сообщение о принятом решении опубликовать в городской газете «Мыски» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Совета народных депутатов Мысковского городского округа в пользу Селищевой Ольги Васильевны судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

Председательствующий:                     С.В. Киклевич

Решение в окончательной форме принято «08» февраля 2021 года

3а-23/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Селищева Ольга Васильевна
Ответчики
Совет народных депутатов Мысковского городского округа Кемеровской области
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Киклевич Светлана Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
16.11.2020Регистрация административного искового заявления
16.11.2020Передача материалов судье
17.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.11.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2020Подготовка дела (собеседование)
09.12.2020Рассмотрение дела начато с начала
25.12.2020Подготовка дела (собеседование)
25.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
08.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2021Дело оформлено
01.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее