Решение по делу № 2-34/2023 (2-550/2022;) от 11.11.2022

Гражданское дело № 2-34/23

УИД 24RS0034-01-2022-000677-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

с. Шалинское                                         11 января 2023 г.

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,

при секретаре судебного заседания Говоровой А.В.,

с участием представителя истца в лице помощника прокурора Манского района Красноярского края Дядиной А.В.,

представителя ответчика от Администрации Манского района Красноярского края в лице Бучук Г.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

законного представителя ответчика от МБОУ «Выезжелогская ОШ» в лице Персман Н.О., действующей на основании распоряжения Администрации Манского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -л,

представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, от ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» в лице Лопатина С.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-34/23 по исковому заявлению прокурора Манского района Красноярского края, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Выезжелогская основная школа», Администрации Манского района Красноярского края о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны учебного учреждения,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Манского района Красноярского края (далее - прокурор) обратился в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Выезжелогская ОШ» (далее в том числе - Спорная школа), Администрации Манского района Красноярского края (далее - Районная администрация), о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны учебного учреждения.

Исковые требования прокурора, с учетом уточненного искового заявления, аргументированы тем, что прокуратурой Манского района Красноярского края (далее - прокуратура) проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства в Спорной школе, на которую распространяются положения п. 2 ч. 6 ст. 28, ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2, п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», которые обязывают образовательные учреждения РФ исполнять установленные требования к антитеррористической безопасности. Спорной школе на основании акта обследования и категорирования объекта образования присвоена 04 категория опасности объекта (территории). Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования антитеррористической защищенности), которые распространяются и на Спорную школу, однако, как показала проверка ОВО по Уярскому району - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю, в нарушение пп. 24, 31 Требований антитеррористической защищенности, в Спорной школе отсутствует система оповещения и управления эвакуации либо автономная система (средство) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации Нарушения, допущенные Спорной школой в сфере антитеррористической защищенности, создают угрозу жизни и здоровья граждан, а также свидетельствуют об отсутствии системности и комплексного использования, превентивных мер противодействия терроризму. Районной администрации по указанным выше нарушениям выносилось представление, направленное на принятие мер по финансированию мероприятий, связанных с антитеррористической защищенностью Спорной школы, однако соответствующее финансирование МБОУ «Выезжелогская ОШ» не выделено.

Основываясь на изложенном, с учетом уточненного искового заявления, прокурор просит суд: «1) обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Выезжелогская основная школа» обеспечить системой оповещения и управления эвакуации либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; 2) обязать Администрации Манского района Красноярского края в целях выполнения указанных мероприятий выделить финансирование Муниципального бюджетное общеобразовательное учреждение «Выезжелогская основная школа» для исполнения решения в течение 06 месяцев».

ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено определение, согласно которому к участию в рассмотрении гражданского дела привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования Красноярского края, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю, Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Уярский», Федеральное государственное казенное учреждение «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю (через филиал в Уярском районе).

Районная администрация, реализуя полномочия ответчика, представила возражения на исковые требования прокурора с указанием на отсутствие оснований для удовлетворения этих требований, поскольку: 1) в целях исполнения Постановления Правительства РФ от 05 марта 2022 г. № 289, Районной администрацией издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р, которым руководителям образовательных организаций, в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписано провести обследование образовательной организации на предмет состояния её антитеррористической защищённости, определить категорию объекта и оформить акт категорирования; 2) ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ «Выезжелогская ОШ» утвержден акт обследования и категорирования объекта образования, расположенного на территории Манского района Красноярского края, составленный межведомственной комиссией, из которого следует, что в отношении образовательного учреждения установлена 04 категория опасности, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт безопасности МБОУ «Выезжелогская ОШ»; 3) ЕГРЮЛ содержит сведения о том, что МБОУ «Выезжелогская ОШ» является образовательным учреждением, имеет адрес: <адрес> учредителем является Районная администрация, основным видом деятельности является образование среднее общее; 4) согласно письма ОБО по Уярскому району - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «Выезжелогская ОШ» отсутствует системы оповещения и управления эвакуацией; 5) прокурор в рамках заявленных исковых требований не указывает на невозможность МБОУ «Выезжелогская ОШ» самостоятельно исполнить решение и не указывает на недостаточность финансирования, чем нарушается принцип иммунитета и самостоятельности бюджета, определяя обязанность в определенный срок выделить финансирование, когда бюджетный процесс сложен, имеются разные источники финансирования, а также ввиду неясности необходимых бюджетных средств предопределяет, первоочерёдность финансирования без учёта имеющихся неисполненных решений судов администрацией Манского района и других статей расходов (л.д. 41-44).

Управление Росгвардии по Красноярскому краю, реализуя полномочия третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, направило в адрес суда отзыв о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме, поскольку: 1) Спорная школа является учреждением, осуществляющим общеобразовательную деятельность, и относится к местам массового пребывания людей; 2) непринятие мер по обеспечению безопасности воспитанников и работников указанной организации, в виде обеспечения системой оповещения и управления эвакуацией, либо установки автономной системы средства оповещения работников в здании, создает угрозу несанкционированного вторжения в здание, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества (л.д. 106).

11 января 2023 г. в ходе судебного разбирательства: 1) представитель прокуратуры Манского района Красноярского края Дядина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, с учетом уточненного искового заявления, настояла на установлении солидарной обязанности Спорной школы и Районной администрации по выполнению заявленных мероприятий антитеррористической защищенности образовательного учреждения, с возложением обязанности по обеспечению финансирования мероприятий антитеррористический защищенности на Районную администрацию; 2) представитель соответчика Районной администрации в лице Бучук Г.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями прокурора не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях, дополнительно указала на то, что: 1) заявленные прокурором срок исполнения решения при удовлетворении исковых требований является заведомо неисполнимым, в связи с чем срок исполнения Районной администрацией принимаемого судебного постановления подлежит увеличению до 10 месяцев; 3) законным представитель ответчика Спорной школы Персман Н.О. с заявленными исковыми требованиями прокурора согласилась, однако просила увеличить срок исполнения принимаемого судом решения также до 09 месяцев, обратила внимание суда на то, что: А) Спорной школа собственных источников финансирования не имеет, полностью зависит от финансирования, которое выделяет Районная администрация, в связи с чем самостоятельно приобрести необходимое оборудование МБОУ «Выезжелогская ОШ» не может; Б) необходимые документы для приобретения оборудования в Районную администрацию подавались, но финансирование не выделялось; 4) представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, от ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» в лице Лопатина С.О. требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить, обратил внимание суда на то, что в 2022 г. Министерством образования Красноярского края в образовательные учреждения направлялись уведомления о возможности выделения денежных средств с сфере обеспечения антитеррористической защищенностью на образовательные учреждения, однако образовательные учреждения Манского р-на Красноярского края соответствующие заявки не подавали; 5) представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Красноярского края, Управления Росгвардии по Красноярскому краю, МО МВД России «Уярский», будучи извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адрес суда не направили, в связи с чем их неявка признается судом неуважительной.

Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 113, 153 и 167 ГПК РФ, проводит при имеющейся явке сторон, в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие судебном заседании.

Рассмотрев представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

ГПК РФ в ст. 45 закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Положениями ч. 1 ст. 38 Конституции РФ регламентировано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Правилами ч. 2 ст. 15 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Положениями ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии к терроризму» предусмотрено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Федеральным законом от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в п. 5 ч. 1 ст. 9 определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Правилами п. 2 ч. 6 пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28, пп.. 8, 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что: 1) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 2) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; 3) охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Положениями подп. Д п. 11, п. 42 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 г., регламентировано, что: 1) одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. 11); 2) расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42).

Правилами подпп. А, Б, В п. 4 и п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии к терроризму» определены основные понятия: 1) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; 2) антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Федеральным законом от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии к терроризму» в подпп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования антитеррористической защищенности), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее - объект (территория).

Положениями п. 2 Требований антитеррористической защищенности установлено, что объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения РФ, организации, подведомственные Министерству просвещения РФ, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Правилами п. 17 Требований антитеррористической защищенности определено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Положениями п. 18 Требований антитеррористической защищенности предусмотрено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий); е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий); ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий); з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.

Правилами п. 20 Требований антитеррористической защищенности установлено, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, среди прочего посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях).

Требованиями антитеррористической защищенности пп. 24, 25, 31 установлено, что: 1) в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 этих Требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); 3) система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники; 4) системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания; 5) в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума; речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Положениями пп. 1, 7.1, 13 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; 2) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; 3) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья; 4) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Федеральный закон от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», с учетом требований Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», свидетельствует о том, что исполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности здания по месту оказания образовательных услуг является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления.

ЕГРЮЛ содержит сведения о том, что МБОУ «Выезжелогская ОШ» (далее - Спорная школа) является образовательным учреждением, имеет адрес: <адрес> его учредителем является Администрация Манского района Красноярского края (далее - Районная администрация), основным видом деятельности является образование среднее общее (л.д. 21 - 25).

ЕГРН содержит сведения о том, что по адресу: 1) <адрес> расположено нежилое здание (школа) с кадастровым номером , правообладателем которого является муниципальное образование «<адрес>» <адрес>, и оно находится у МБОУ «Выезжелогская ОШ» на праве оперативного управления; 2) местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание школы, почтовый адрес ориентира: <адрес> расположен земельный участок с кадастровым номером правообладателем которого является муниципальное образование «Манский район» Красноярского края, и он на праве постоянного (бессрочного) пользования находится у МБОУ «Выезжелогская ОШ» (л.д. 64 - 89).

ДД.ММ.ГГГГ руководством Спорной школы утвержден акт обследования и категорирования объекта образования, расположенного на территории Манского района Красноярского края, составленный межведомственной комиссией, из которого следует, что 1) система оповещения и управления эвакуацией в школе имеется; 2) охранная сигнализация отсутствует; 3) физическая охрана осуществляется вахтером школы в дневное время, сторожем в ночное время: с в рабочие дни с 20 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин., в выходные круглосуточно; 4) специальные средства отсутствуют; 5) в отношении образовательного учреждения установлена 04 категория опасности (л.д. 45 - 50).

ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт безопасности МБОУ «Выезжелогская ОШ» (л.д. 51-58).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес главы Районной администрации направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, в котором указывается на выявленные нарушения в отношении Спорной школы в сфере антитеррористической защищенности: отсутствует охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии РФ, или подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, отсутствуют стационарные и (или) ручные металлоискатели; отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (л.д. 8 - 10).

Районной администрацией в адрес прокурора направлено сообщение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выполнены следующие мероприятия (касательно Спорной школы): 1) произведен расчет требуемых денежных затрат, направлено письмо о потребности в дополнительном финансировании для приведения зданий школ согласно антитеррористического законодательства в Министерство финансов Красноярского края, Министерство образования Красноярского края; 2) в части обеспечения охраны в образовательных организациях определяется охранная организация; 3) в части оборудования образовательных организаций системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, произведен расчет требуемых денежных затрат, направлено письмо о потребности в дополнительном финансировании для приведения зданий школ согласно антитеррористического законодательства в Министерство финансов Красноярского края, Министерство образования Красноярского края (л.д. 11-12).

ДД.ММ.ГГГГ Районной администрацией в адрес прокурора предоставлены сведения о том, что в целях устранения нарушений антитеррористического законодательства в образовательных учреждениях района, в 2021 г. из местного бюджета было выделено и освоено 1 044 427 руб. 47 коп., из них: на монтаж и модернизацию системы видеонаблюдения – 355 178 руб. 00 коп., на монтаж охранной сигнализации 181 966 руб. 47 коп.; в 2022 г. запланировано выделить 507 283 руб. 00 коп., в том числе на оказание услуги охранной организации 6 860 руб. 60 коп., на обслуживание тревожной кнопки 669 руб. 60 коп., при этом на монтаж охранной сигнализации Спорной школы выделено 25 000 руб. 00 коп. (л.д. 13-14)

ДД.ММ.ГГГГ ОВО по Уярскому району - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» в адрес прокуратуры направлена информация о выявлении ряда серьезных недостатков по исполнению мероприятий, предписанных Требованиями антитеррористической защищенности, согласно которой МБОУ «Выезжелогская ОШ», присвоена 04 категория опасности, а именно на первом этаже здания школы имеется вахта, однако система видеонаблюдения и система оповещения и управления эвакуацией отсутствует; план организации взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, на объекте отсутствует (находится на согласовании в ФСБ) (л.д. 15-17).

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Манского района Красноярского края Баштаковой А.Ю. на основании поручения прокуратуры Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о проведении проверки в отношении Спорной школы на соблюдение требований антитеррористического законодательства, срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).

Спорной школой в адрес прокурора на поступивший запрос от ДД.ММ.ГГГГ направлено пояснительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ согласно, которого направлены документы о том, что имеется кнопка экстренного вызова, отсутствует система видеонаблюдения, система оповещения и управления эвакуацией, имеется план взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (л.д. 18).

Районной администрацией ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора предоставлены сведения о том, что в целях устранения нарушений антитеррористического законодательства в образовательных учреждениях района в 2023 г. предусмотрено финансирование в размере 1 659 626 руб. 63 коп. на установку и дооборудование систем видеонаблюдения, средств оповещения в том числе и в Спорной школе (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ Районной администрацией издано распоряжение -р о проведении категорирования объектов образования Манского района Красноярского края, и в этот же день и утвержден паспорт безопасности Спорной школы (л.д. 62).

Районной администрацией составлены справки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым в 2022 г. дефицит районного бюджета составляет 33 187 821 руб. 26 коп., в 2023 г. - 16 872 136 руб. 33 коп. (л.д. 63).

Правилами п. 32 Требований антитеррористической защищенности установлено, что контроль за выполнением этих требований осуществляется Министерством просвещения РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков, а соответственно указанными Требованиями предусмотрена обязанность органов местного самоуправления, в ведении которых находятся образовательные учреждения, по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

Положениями ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом, при этом, распорядителем бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

БК РФ во взаимосвязи с Требованиями антитеррористической защищенности свидетельствует о том, что объем ответственности Районной администрации за выявленные в деятельности Спорной школы нарушения требований законодательства о противодействии терроризму определяется тем, что Районная администрация несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных организаций при отсутствии у этих организаций собственных источников финансирования.

Спорная школа, с учетом пп. 24, 31 Требований антитеррористической защищенности, имеет обязанность оборудовать здание образовательного учреждения и его территорию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а поскольку отсутствие указанных систем отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет оповестить лиц, пребывающих в образовательном учреждении, в том числе несовершеннолетних, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, то при таких данных суд в рамках заявленных прокурором исковых требований: 1) возлагает на Спорную школу обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить здание школы, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый , системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в названном здании, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; 2) возлагает на Районную администрацию обязанность в течение 08 месяцев с момента вступления решения в законную силу выделить финансирование указанному образовательному учреждению на внедрение системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в названном здании, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Установление срока исполнения настоящего судебного решения соответствует положениям ст. 206 ГПК РФ.

ГПК РФ в ч. 1 ст. 98 определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

ГПК РФ в ч. 3 ст. 103 регламентировано, что в случае, если иск удовлетворен частично, а ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой ему отказано.

Районная администрация, в отличие от Спорной школы, в силу подп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ освобождена от возмещения расходов, связанных с уплатой государственной пошлины на сумму 300 руб. 00 коп., неуплаченной прокурором при подаче искового заявления, в связи с чем суд, признавая обоснованность заявленных прокуроров требований, в силу положений ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ взыскивает со Спорной школы в пользу бюджета муниципального образования «Манский район Красноярского края» часть неуплаченной государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Манского района Красноярского края, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Манского района Красноярского края, имеющей ИНН 2424000946, ОГРН 1022400556958, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Выезжелогская основная школа», имеющей ИНН 2424004891, ОГРН 1022400562282 - удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Выезжелогская основная школа» обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить здание школы, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый , системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в названном здании, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Возложить на Администрацию Манского района Красноярского края обязанность в течение 08 месяцев с момента вступления решения в законную силу выделить финансирование Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Выезжелогская основная школа» на обеспечение здания школы, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в названном здании, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В остальной части исковые требования прокурора Манского района Красноярского края, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Манского района Красноярского края, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Выезжелогская основная школа» - оставить без удовлетворения.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Выезжелогская основная школа» в пользу муниципального образования «Манский район» Красноярского края» неуплаченную государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано участниками процесса в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы или представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                 А.П. Мордвинов

Резолютивная часть решения оглашена 11 января 2023 г.

Мотивированное решение изготовлено 13 января 2023 г.

Копия верна

судья Манского районного суда Красноярского края                 А.П. Мордвинов

2-34/2023 (2-550/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Манского района Красноярского края
Ответчики
МБОУ "Выезжелогская основная школа"
Администрация Манского района Управление образования
Другие
ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю"
Министерство образования Красноярского края
Межмуниципальный отдел МВД России "Уярский"
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю
Суд
Манский районный суд Красноярского края
Судья
Мордвинов Александр Петрович
Дело на странице суда
mansk.krk.sudrf.ru
11.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2022Передача материалов судье
15.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2022Подготовка дела (собеседование)
08.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2023Судебное заседание
13.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее