ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 03 ноября 2015 года по делу № 33 - 4396 /2015
судья Омаров Р.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Магадовой А.В. и Магамедова Ш.М.,
при секретаре Магарамовой С.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика УОПФР по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе Судолова О.В. <.>.,
по гражданскому делу по иску Карюкиной К. В. к УОПФР РФ по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе о признании действий в отказе о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца незаконными,
на решение Кизлярского городского суда РД от 17 августа 2015 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Карюкиной К. В. к УОПФР РФ по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе о признании действий в отказе о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца незаконными - удовлетворить.
Обязать Управление ОПФР по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе назначить Карюкиной К. В., <.> года рождения страховую пенсию по случаю потери кормильца Карюкина В. И., умершего 25.12.2014 г.
Взыскать с ответчика УОПФР РФ по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе в пользу Карюкиной К. В. расходы по оплате труда адвоката в сумме 3000 (три тысячи) рублей».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснение представителя УОПФР РФ по РД по доверенности Халитовой А.Г. об отмене решения суда полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, объяснение представителя истицы Карюкиной К.В. по доверенности Манджос О.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Карюкина К.В. обратилась в суд с исковым заявлением к УОПФР РФ по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе о признании действий в отказе о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца незаконными.
В обоснование иска указано, что она проживала совместно со своим отцом Карюкиным В. И. и своей малолетней дочерью Карюкиной Д. В. - <дата> года рождения, по адресу: РД, <адрес>. В октябре 2014 года по случаю инвалидности отца она была оформлена опекуном над ним и осуществляла уход, <дата> Карюкин В.И. умер.
23 марта 2015 г. обратилась в управление ОПФР по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе с заявлением о назначении ей страховой пенсии по случаю потери кормильца, поскольку она вместе с малолетней дочерью проживала совместно с отцом и находилась на его полном иждивении по день его смерти, что подтверждается справкой за № 1861 от 16.02.2015 г.
Однако Управлением ОПФР по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе ей было отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, ссылаясь на то, что из представленного запроса адвоката не усматривается кем приходится Карюкиной К. В. малолетний ребенок Карюкина Д.В. <.>. и проживавший совместно с ней по день смерти Карюкин В.И.
Вновь было подано заявление о назначении страховой пенсии, однако повторно Управление ОПФР по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе не приняли заявление истицы, ссылаясь на отсутствие доказательств, что Карюкина К.В. является не трудоспособным родителем.
Отказ Управления ОПФР по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В Управление ОПФР по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе истицей были представлены заверенные копии документов, подтверждающие родство между ней ее дочерью и ее отцом, в частности это: свидетельство о рождении Карюкиной К.В., где в графе отец указан Карюкин В. И.; свидетельство о рождении Карюкиной Д.В., где в графе мать указана Карюкина К.В.; свидетельство о смерти Карюкина В.И.; справку с ТСЖ «Наш дом» о том, что Карюкина К.В. имеет состав семьи - дочь Карюкина Д.В. <.> года рождения и на момент смерти Карюкина В.В., Карюкина К.В. и Карюкина Д.В. проживали совместно и находились на иждивении Карюкина В. И.; справка о том что Карюкина К.В. в ГКУ РД «ЦЗН» в МО «город Кизляр» на учете не состоит, пособие по безработице не получает, справку о том что Карюкина К.В. получает пособие по уходу за ребенком, <дата> года рождения.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года за № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют: нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). В соответствии с п.2 п.п.2 указанной статьи нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают. Истица считает, что она подпадает под категорию нетрудоспособного члена семьи умершего Карюкина В. И., достигшей 18 летнего возраста, осуществляющая уход за внучкой умершего, не достигшей 14 летнего возраста и не работающей. Для установления права на страховую пенсию по случаю потери кормильца, необходимы наличие следующих условий: лицо должно являться членом семьи умершего; лицо должно состоять на иждивении умершего кормильца и быть нетрудоспособным лицом. Факт ее родства устанавливается свидетельством о рождении, где в графе отец указан Карюкин В. И.; нахождение на его иждивении подтверждает тот факт, что она являлась опекуном Карюкина В.И. в связи с его инвалидностью и получала пособия по уходу за ним. Документальные подтверждения находятся в УОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе. Факт ее нетрудоспособности подтверждается тем, что она занимается воспитанием малолетнего ребенка и получает пособие по уходу за ребенком. Таким образом, считает, что оснований для отказа в назначении ей страховой пенсии по случаю потери кормильца, не имелось.
В связи с отсутствием необходимых юридических знаний, с целью защиты своих прав истица была вынуждена обратиться за оказанием юридических услуг и ею были уплачены денежные средства в сумме 3000 рублей.
Просит суд признать действия Управления ОПФР по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе в отказе о назначении ей страховой пенсии по случаю потери кормильца незаконными и обязать Управление ОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе назначить ей страховую пенсию по случаю потери кормильца, а также взыскать с Управления ОПФР по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе в пользу заявителя судебные расходы в сумме 3000 рублей.
В суде первой инстанции представитель истца Карюкиной К.В. - Манджос О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования своей доверительницы просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - УОПФР РФ по РД в г. Кизляре Судолов О.В. действующий на основании доверенности, исковые требования Карюкиной К.В. не признал и возражал против их удовлетворения, пояснив, что согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года за № 400-ФЗ право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Истицей не представлено доказательств о том, что она является нетрудоспособной и состояла на иждивении умершего Карюкина В.И. Согласно п. 2 ст. 10 нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УОПФР по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе Судолов О.В. просит отменить решение суда, полагает данное решение незаконным и считает, что оно вынесено с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Истица, извещенная о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явилась, в соответствии с положениями части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Разрешая заявленные Карюкиной К.В. требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку истица занята уходом за внучкой умершего кормильца Карюкиной Д., не достигшей 14 лет и не работает, соответственно является нетрудоспособным членом семьи умершего и согласно ст. 10 ч.1 Федерального закона от 28.12.2013 года за № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи, каковой являлась Карюкина К.В., указанная пенсия назначается независимо от того, состояла она или нет на иждивении умершего Карюкина В.И.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено назначение пенсии по потере кормильца в строго определенных случаях и в статье 10 указанного закона обозначены условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца: в частности: право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте2части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца cтapшe этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Из материалов дела следует, что истицей не предоставлены в Управление ОПФР по РД в г. Кизляре и Kизляpcкoм районе доказательства, что она - Карюкина К.В. является не трудоспособным родителем. При этих обстоятельствах, право на пенсию по случаю потери кормильца у Карюкиной К.В. отсутствует.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истицей не оспаривалось то обстоятельство, что она нетрудоспособна, что подтверждается тем, что она занимается воспитанием малолетнего ребенка и получает пособие по уходу за ребенком.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются лица, состоявшие на иждивении умершего, однако это обстоятельство в суде не подтверждено и истицей не предоставлены в Управление ОПФР по РД в г. Кизляре и Kизляpcкoм районе доказательства, что она - Карюкина К.В. является не трудоспособным родителем.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права, с вынесением нового решения по делу об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 329-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кизлярского городского суда РД от 17 августа 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Карюкиной К.В. к Государственному учреждению Управление ОПФР по РД в г. Кизляре и Kизляpcкoм районе об установлении факта нахождения на иждивении, назначении страховых выплат по случаю потери кормильца – отказать.
Председательствующий
Судьи