Решение по делу № 2-219/2024 от 18.06.2024

Дело № 2-219/2024

УИД 22RS0016-01-2024-000329-73

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Волчиха 24 сентября 2024 года

Волчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сафрайдер Е.В.

при секретаре Стецура Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баженовой ФИО6 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю об установлении факта принадлежности архивной справки, возложении обязанности включить в страховой стаж периода работы и назначить досрочную страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Баженова Г.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту ОСФР по Алтайскому краю) об установлении факта принадлежности архивной справки, возложении обязанности включить в страховой стаж периода работы и назначить досрочную страховую пенсию. В обоснование заявленных требований указано, что истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее по тексту ИПК). Не включены в страховой стаж период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве бункеровщика по 3 разряду в ПО «Каратау» Республики Казахстан, так как работа на территории иностранного государства после ДД.ММ.ГГГГ должна быть подтверждена компетентным органом Республики Казахстан в соответствии с Соглашением ЕАЭС. На запрос-формуляр от ДД.ММ.ГГГГ ответ в Отделение ОСФР не поступил, а архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принята к рассмотрению, так как не поступала в адрес Отделения ОСФР и не подтверждена компетентным органом Республики Казахстан.

С данным решением истец не согласна, поскольку факт отсутствия ответа на запрос от компетентного органа или невозможность подтверждения стажа по иным основаниям, независящим от действий пенсионера, не должен препятствовать реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, с учетом иных, имеющихся в деле доказательств, подтверждающих заявленные требования о включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж для перерасчета пенсии.

Истец просит установить факт принадлежности справки от ДД.ММ.ГГГГ Баженовой Г.Н.; возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве бункеровщика по 3 разряду в ПО «Каратау» Республики Казахстан, произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения с учетом сведений, содержащихся в справке от ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Баженова Г.Н. в судебном заседании отсутствовала, надлежаще извещена о дате, времени и месте судебного разбирательства. Ранее, участвуя в судебном заседании, исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель истца Федотов В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Ранее исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, пояснил, что указанные в исковом заявлении обстоятельства не должны ограничивать в правах истца на получение права на пенсионное обеспечение. Полагает, что отсутствие ответа на запрос от компетентного органа или невозможность подтверждения стажа по иным основаниям, независящим от действий его доверителя не должны препятствовать последнему в получении соответствующей пенсии. Просил удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель ответчика ОСФР по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку в соответствии с пунктами 2 раздела 1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в страховой стаж засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

На основании части 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы или иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ДД.ММ.ГГГГ), могут быть включены в страховой стаж с последовательным применением правил подсчета, предусмотренных пенсионным законодательством, действовавшим непосредственно в период выполнения этой работы (деятельности) применяются:

за периоды до ДД.ММ.ГГГГ - нормы Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях»; до ДД.ММ.ГГГГ - нормы Закона от ДД.ММ.ГГГГ ; до ДД.ММ.ГГГГ - нормы Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ; с ДД.ММ.ГГГГ - нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из государства - участника СНГ, осуществляется по нормам Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ, которое распространяется на граждан, проживающих на территориях Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики.

Реализация Соглашения ЕАЭС осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения ЕАЭС, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок взаимодействия), определяющим правила сотрудничества.

Пунктом 10 Порядка взаимодействия установлено, что компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке, за период до ДД.ММ.ГГГГ без истребования дополнительного документального подтверждения.

При установлении пенсий в рамках соглашений с бывшими республиками СССР, в том числе действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового) стажа после ДД.ММ.ГГГГ и заработка во всех случаях, приобретенных на территории государств-участников соглашений.

На основании Соглашения ЕАЭС, в целях реализации пенсионных прав Баженовой Г.Н., в частности для подтверждения стажа после ДД.ММ.ГГГГ и заработной платы, в компетентный орган Республики Казахстан АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Отделением ОСФР направлен формуляр «Запрос» от ДД.ММ.ГГГГ о подтверждении стажа и заработной платы Баженовой Г.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве бункеровщика по 3 разряду в ПО «Каратау» Республики Казахстан, однако ответ не поступил, что послужило причиной отказа во включении периода роботы истца в страховой стаж и назначении пенсии.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ, приведенный в редакции, действующей на дату обращения истца в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 1.2 ч.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

С ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Согласно приведенным положениям Федеральный закон № 400-ФЗ для назначения страховой пенсии необходимо не только достижение установленного возраста, но и наличие минимального требуемого страхового стажа и минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента.

С учетом переходных положений, определенных ч. 3 ст. 35 Федеральный закон № 400-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости может быть назначена при продолжительности страхового стажа не менее 15 лет, величине индивидуального пенсионного коэффициента – 28,2.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Баженова Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как женщина, родившая трех детей и воспитавшая их до достижения ими возраста 8 лет.

Решением ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой величины ИПК. Не включен в страховой стаж период работы истца в ПО «Каратау» Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве бункеровщика по 3 разряду, так как работа на территории иностранного государства после ДД.ММ.ГГГГ должна быть подтверждена компетентным органом Республики Казахстан в соответствии с Соглашением ЕАЭС. На запрос-формуляр от ДД.ММ.ГГГГ ответ в Отделение ОСФР не поступил, а архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принята к рассмотрению, так как не поступала в адрес Отделения ОСФР и не подтверждена компетентным органом Республики Казахстан. По представленным документам установлен страховой стаж более 15 лет, ИПК 25,899 при требуемом 28,2.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Никто не вправе лишить гражданина таких гарантий.

Согласно статье 2 Федерального закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов (часть 1). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3).

ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со статьей 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно статье 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (пункт 1). Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (пункт 2).

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, возраст (часть 1), страховой стаж (часть 2), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3).

Согласно статье 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1). Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2).

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действовал до ДД.ММ.ГГГГ - даты вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ.

Частью 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту Правила ).

Пунктом 11 Правил установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, их назначения (установления) и перерасчета их размера, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до ДД.ММ.ГГГГ, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 5 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ ).

С учетом изложенного, при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, имевшие место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до ДД.ММ.ГГГГ, но и после этой даты - до ДД.ММ.ГГГГ, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника.

Как следует из материалов дела, обращаясь в пенсионный орган за назначением страховой пенсии, истец в подтверждение страхового стажа представила трудовую книжку, в которой отражены следующие сведения о работе истца в спорный период:

- ДД.ММ.ГГГГ принята на Центральную обогатительную фабрику бункеровщиком 3 разряда;

- ДД.ММ.ГГГГ переведена бункеровщиком 2 разряда;

- ДД.ММ.ГГГГ присвоен 4 разряд оператора пульта управления;

- ДД.ММ.ГГГГ Производственное объединение «Каратау» преобразовано в Акционерное общества «Каратау»;

- ДД.ММ.ГГГГ уволена по ст. 32 ФИО5 Казахстан по уходу за ребенком до 14-летнего возраста.

Трудовая книжка, факт принадлежности которой истцу, ее подлинность, не оспорены стороной ответчика, записи о приеме, увольнении заверены печатями организаций и подписями должностных лиц, данные которой подтверждаются архивной справкой, предоставленной в пенсионный орган.

Также указанные спорные периоды работы истца подтверждены архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ . Указанная архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ получена истцом самостоятельно в «Государственном архиве <адрес>», полученными по делу доказательствами подтверждается факт принадлежности истцу архивной справки, в связи с чем, суд полагает возможным принять ее для установления страхового стажа истца.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве бункеровщика по 3 разряду в ПО «Каратау» Республики Казахстан не учтен, так как работа на территории иностранного государства после ДД.ММ.ГГГГ должна быть подтверждена компетентным органом Республики Казахстан в соответствии с Соглашением ЕАЭС. На запрос-формуляр от ДД.ММ.ГГГГ ответ в Отделение ОСФР не поступил.

Вместе с тем, учитывая, что спорный период работы истца на территории Республики Казахстан подтвержден надлежащим образом, а именно записями в трудовой книжке, которая в силу норм действующего в настоящее время и действовавшего ранее законодательства (статья 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации) является основным документом о трудовой деятельности работника. Анализируя исследованные доказательства, суд полагает доказанным следующий период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ПО «Каратау» Республики Казахстан согласно сведениям трудовой книжки.

При этом суд учитывает, что документы, оформленные до распада СССР и содержащиеся в них сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды до распада СССР при отсутствии сомнений в достоверности сведений, указанных в документах, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении, так как на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в них.

В соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа, кроме того, не учитываются дети, в отношении которых застрахованное лицо было лишено родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.

С учетом положений статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ для назначения пенсии в 2024 году требуется страховой стаж не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 28,2.

В силу положений статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из материалов дела следует, что Баженова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ имела возраст 56 лет, ее страховой стаж на момент обращения в пенсионный фонд составил более 15 лет, ИПК – 25,899.

С учетом включения в страховой стаж периода ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 19 лет 7 месяцев 18 дней, при требуемом 15 лет, ИПК 44,183, при требуемом 28,2, что также подтверждается ответом Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и дает истцу право на назначение досрочной страховой пенсии со дня возникновения права на указанную пенсию ДД.ММ.ГГГГ со дня достижения возраста 57 лет.

При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования

Установить факт принадлежности Баженовой ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной «Государственным архивом <адрес>».

Возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю () обязанность включить в общий страховой стаж Баженовой ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 01 11 выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения 220-009) для установления права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ПО «Каратау» Республики Казахстан и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю ) обязанность произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения ДД.ММ.ГГГГ с учетом сведений, содержащихся в архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной «Государственным архивом <адрес>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Волчихинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В. Сафрайдер

Верно

Судья Е.В. Сафрайдер

2-219/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Баженова Гульнара Нурдиевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю
Другие
Федотов Василий Вячеславович
Суд
Волчихинский районный суд Алтайского края
Судья
Сафрайдер Екатерина Валерьевна
Дело на странице суда
volchihinsky.alt.sudrf.ru
18.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2024Передача материалов судье
25.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.07.2024Предварительное судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
11.09.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
24.09.2024Судебное заседание
08.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2024Дело оформлено
29.11.2024Дело передано в архив
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее