РЎСѓРґСЊСЏ Додин Р.Рђ. Дело в„– 33Р°-14990/2019
Учет 024а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
6 сентября 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сибгатуллиной Р›.Р.,
судей Моисеевой Н.Н., Гафиятуллина Ш.Ш.,
при секретаре судебного заседания Мубаракшиной Г.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе Афанасьева Романа Евгеньевича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 июня 2019 года, которым постановлено:
РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Афанасьева Романа Евгеньевича Рє Управлению Р“РБДД РњР’Р” РїРѕ Республике Татарстан, Управлению РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Набережные Челны, Министерству внутренних дел Республики Татарстан Рѕ признании действий (бездействий) незаконными Рё устранении допущенных нарушений, взыскании государственной пошлины Рё почтовых расходов отказать.
Проверив материалы административного дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя РњР’Р” РїРѕ Р Рў Рё Управление РњР’Р” РїРѕ Рі.Рќ.Челны – Кунакбаева Р.Рђ., полагавшего решение СЃСѓРґР° подлежащим оставлению без изменения, Р° апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Афанасьев Р .Р•. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Управлению Р“РБДД РњР’Р” РїРѕ Республике Татарстан, Управлению РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Набережные Челны, Министерству внутренних дел Республики Татарстан Рѕ признании действий (бездействий) незаконными Рё устранении допущенных нарушений. Р’ обоснование указано, что 11 октября 2018 РіРѕРґР° постановлением старшего инспектора РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ надзора РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ обслуживанию территории РћРџ в„–3 «Центральный» РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Набережные Челны Третьяковым Р•.Р. Афанасьев Р .Р•. признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.19 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях Рё ему назначено наказание РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 1 000 рублей. 30 октября 2018 РіРѕРґР° через сервис «Государственные услуги» произведена оплата штрафа РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 510 рублей.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 декабря 2018 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
21 марта 2019 РіРѕРґР° Афанасьев Р .Р•. обратился РІ Р“РБДД СЃ заявлением Рѕ возврате штрафа, указав РІСЃРµ данные Рё реквизиты. Начальником Р“РБДД РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Набережные Челны дан ответ Рѕ том, что обращение Афанасьева Р .Р•. рассмотрено Рё предложено обратиться СЃ заявлением РїРѕ предложенной форме.
Административный истец считает, что форма заявления законом не урегулирована, и он не обязан ее использовать.
Кроме того, Афанасьев Р.Е. считает, что в заявлении указал все необходимые реквизиты для возврата денежных средств, а потому денежные средства должны быть возвращены.
РќР° основании изложенного, административный истец РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ признать бездействия Управления государственной инспекции безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РїРѕ невозвращению штрафа незаконными Рё обязать устранить допущенные нарушения, путем возврата штрафа РІ размере 510 рублей РЅР° карту, СЃ которой производилась оплата, взыскать СЃ Р“РБДД возврат государственной пошлины 300 рублей, Р° также почтовые расходы РІ размере 56 рублей 36 копеек.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Афанасьева Р.Е. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Апеллянт считает, что изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, выслушав представителя административного ответчика Кунакбаева Р.Рђ., судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
В силу статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
РР· материалов дела следует, что постановлением старшего инспектора РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ надзора РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ обслуживанию территории РћРџ в„–3 «Центральный» РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґ Набережные Челны Третьяковым Р•.Р. РѕС‚ 11 октября 2018 РіРѕРґР° Афанасьев Р .Р•. признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.19 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях Рё подвергнут Рє административному наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 1 000 рублей.
Согласно квитанции от 30 октября 2018 года №...., Афанасьев Р.Е. оплатил административный штраф в размере 510 рублей.
Решением Набережночелнинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 18 декабря 2018 РіРѕРґР°, жалоба Афанасьева Р .Р•. удовлетворена, постановление старшего инспектора РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ надзора РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ обслуживанию территории РћРџ в„–3 «Центральный» РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґ Набережные Челны Третьякова Р•.Р. РѕС‚ 11 октября 2018 РіРѕРґР° отменено, производство РїРѕ делу прекращено.
15 марта 2019 РіРѕРґР° Афанасьев Р .Р•. обратился РІ РЈР“РБДД РњР’Р” РїРѕ Республике Татарстан СЃ жалобой РЅР° постановление РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, согласно которой РїСЂРѕСЃРёР» возвратить оплаченный РЅР° основании вышеуказанного постановления старшего инспектора РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ надзора РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ обслуживанию территории РћРџ в„–3 «Центральный» РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Набережные Челны Третьякова Р•.Р. РѕС‚ 11 октября 2018 РіРѕРґР° штраф РІ размере 510 СЂСѓР±.
Указанная жалоба направлена РІ отдел Р“РБДД Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Набережные Челны РїРѕ подведомственности.
Начальником отдела Р“РБДД Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Набережные Челны РѕС‚ 01 апреля 2019 РіРѕРґР° Афанасьеву Р .Р•. дан ответ Рѕ рассмотрении его обращения, Р° также направлен бланк заявления для возврата денежных средств, образец заполнения заявления.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку административный истец обратился к административному ответчику с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, а не с заявлением о возврате оплаченного на основании постановления по делу об административном правонарушении штрафа, при этом не представил счет получателя и реквизиты банка для перечислении денежных средств, поэтому оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Соглашаясь с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска, судебная коллегия отмечает следующее.
В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к неналоговым доходам бюджетов относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, штрафы и иные суммы принудительного изъятия за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н (ред. от 25.06.2019) "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения", доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов) присваиваются коды бюджетной классификации, содержащие код главного администратора доходов бюджетов, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, а также Банком России (далее - органы, администрирующие денежные взыскания (штрафы), от имени которого должностные лица (в том числе государственные инспекторы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) выносят постановления о наложении денежных взысканий (штрафов) по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Согласно п.4 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", утвержденных приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н, учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании следующих документов: Заявок на возврат (код по КФД 0531803), представленных администраторами поступлений в бюджет и (или) оформленных органом Федерального казначейства.
Согласно заявке РЅР° возврат (РєРѕРґ РїРѕ КФД 0531803) (Приложение N 3 Рє РџРѕСЂСЏРґРєСѓ кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё местных бюджетов Рё РїРѕСЂСЏРґРєСѓ осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё муниципальных образований РїРѕ исполнению соответствующих бюджетов, утвержденному приказом Федерального казначейства РѕС‚ 10.10.2008 N 8РЅ), обязательными являются указание реквизитов получателя, РІ том числе наименование банка, РРќРќ, РљРџРџ, Р‘РРљ банка, корреспондентского счета банка, лицевого счета, банковского счета.
РџСЂРё таких обстоятельствах ответ начальника отдела Р“РБДД Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Набережные Челны РѕС‚ 01 апреля 2019 РіРѕРґР° Афанасьеву Р .Р•. СЃ приложением бланка заявления для возврата денежных средств, является правомерным. Как РІРёРґРЅРѕ РёР· представленного РІ материалы дела бланка заявления РЅР° возврат уплаченного штрафа, РѕРЅ содержит лишь РїСЂРѕСЃСЊР±Сѓ заявителя Рѕ возврате уплаченного штрафа СЃ указанием необходимых реквизитов для его возврата, что РІ полной мере соответствует вышеприведенным требованиям действующего законодательства. Данные сведения необходимы администратору РґРѕС…РѕРґРѕРІ бюджета для принятия решения Рѕ возврате излишне уплаченных (взысканных) штрафов Рё представлению соответствующего поручения РІ орган казначейства для осуществления возврата. Поскольку Афанасьев Р .Р•. соответствующее заявление ответчику Рѕ возврате уплаченного штрафа СЃ указанием необходимых реквизитов для его возврата РЅРµ представил, поэтому основания для принятия решения Рѕ его возврате Сѓ администратора РґРѕС…РѕРґРѕРІ отсутствуют. РџСЂРё этом ответ начальника отдела Р“РБДД Управления РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Набережные Челны РѕС‚ 01 апреля 2019 РіРѕРґР° Афанасьеву Р .Р•. РЅРµ нарушает какие-либо права административного истца, РЅРµ создает препятствий осуществлению РёРј прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ, РЅРµ возлагает РЅР° него необоснованно какие-либо обязанности.
С учетом фактических обстоятельств и правовых оснований заявленных требований, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административных исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 июня 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Афанасьева Романа Евгеньевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё