ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении уголовного дела
г. Екатеринбург 02 апреля 2018 года
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,
с участием государственного обвинителя помощника прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Потемкиной М.Е.,
подсудимого Кольцова А.А.,
защитника адвоката Трясоулова М.А.,
при секретаре Исмаиловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Кольцова Андрея Анатольевича, родившегося <данные изъяты>, не судимого:
находящегося под мерой пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199.1 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Органами предварительного следствия Кольцов А.А. обвиняется в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по перечислению налога и сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, в крупном размере.
В период с 19.12.2007 по 18.01.2015 Кольцов на основании решения № единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" (далее по тексту – ООО "<данные изъяты>") ИНН №, а с 19.01.2015 по настоящее время на основании решения № единственного учредителя указанного юридического лица, являлся директором данного общества, имеющего юридический и фактический адрес: <адрес>, офис <адрес>, и состоящего на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, расположенной по адресу: г. Екатеринбург ул. Хомякова, 4.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах РФ, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. На основании ч. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства; письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Согласно ч. 5 ст. 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 45 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению и уплате налога возложена в соответствии с законодательством на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной со дня удержания сумм налога Налоговым агентом.
В соответствии с ч. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Согласно ч. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты. Согласно ч. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе.
В соответствии со ст. 19 НК РФ ООО "<данные изъяты>" является налогоплательщиком, на которое возложена обязанность уплачивать налоги. В соответствии с ч. 1 ст. 226 НК РФ ООО "<данные изъяты>" является налоговым агентом. На основании ч. 3 ст. 24 НК РФ ООО "<данные изъяты>" обязано правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства. В соответствии с ч. 6 ст. 226 НК РФ ООО "КиТИМ" обязано перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
В период с 01.01.2015 по 31.03.2016 работникам ООО "<данные изъяты>" выплачена заработная плата путем перечисления денежных средств на лицевые счета работников. В соответствии с произведенными выплатами ООО "<данные изъяты>" в период с 01.01.2015 по 31.03.2016 исчислен и удержан с заработной платы работников общества налог на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ) на общую сумму <данные изъяты> рубль, фактически перечислено в федеральный бюджет исчисленного и удержанного с заработной платы работников общества НДФЛ на сумму <данные изъяты> рублей.
Используя свое правовое и служебное положение руководителя ООО "<данные изъяты>", имея преступный умысел, направленный на неисполнение обязанностей налогового агента по перечислению НДФЛ, удержанного с заработной платы и иных выплат, начисленных в пользу работников ООО "<данные изъяты>", в личных интересах, Кольцов умышленно не исполнил обязанности налогового агента по перечислению НДФЛ, удержанного с работников предприятия в федеральный бюджет за период с 01.01.2015 по 31.03.2016, в крупном размере, при следующих обстоятельствах.
Достоверно зная о том, что в период с 01.01.2015 по 31.03.2016 работникам ООО "<данные изъяты>" ежемесячно начисляется и выплачивается заработная плата, с которой исчисляется и удерживается НДФЛ, а также зная о том, что в соответствии со ст. 226 НК РФ Кольцов как директор обязан:
- производить исчисление сумм налога нарастающим итогом с начала налогового периода, которым, согласно ст. 216 НК РФ, признается календарный год, применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога, а в отношении доходов, к которым применяются иные налоговые ставки, отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику;
- удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, при этом удерживаемая сумма не может превышать 50% от суммы выплат;
- перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
В нарушение ст. 24, 226 НК РФ, действуя умышленно, с целью неисполнения обязанностей налогового агента ООО "<данные изъяты>", Кольцов, преследуя личный интерес, имея реальную возможность перечислять в бюджет, исчисленный и удержанный с работников предприятия НДФЛ, в нарушение обязанностей налогового агента, предусмотренных ч. 6 ст. 226 НК РФ, в период с 01.01.2015 по 31.03.2016 не перечислил в бюджет НДФЛ в сумме <данные изъяты> рубля.
Достоверно зная, что в период с 01.01.2015 по 31.03.2016 работникам ООО "<данные изъяты>" начислена заработная плата в общей сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, из них:
- в январе 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка;
- в феврале 2015 года – <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейка;
- в марте 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;
- в апреле 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки;
- в мае 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек
- в июне 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки;
- в июле 2015 года – <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек;
- в августе 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек
- в сентябре 2015 года – <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек;
- в октябре 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек
- в ноябре 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;
- в декабре 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;
- в январе 2016 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;
- в феврале 2016 года – <данные изъяты> <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;
- в марте 2016 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек,
из которой удержан НДФЛ в общей сумме <данные изъяты> рубль, из них:
- в январе 2015 года – <данные изъяты> рублей;
- в феврале 2015 года – <данные изъяты> рублей;
- в марте 2015 года – <данные изъяты> рублей;
- в апреле 2015 года – <данные изъяты> рублей;
- в мае 2015 года – <данные изъяты> рубля;
- в июне 2015 года – <данные изъяты> рублей;
- в июле 2015 года – <данные изъяты> рубля;
- в августе 2015 года – <данные изъяты> рубля;
- в сентябре 2015 года – <данные изъяты> рублей;
- в октябре 2015 года – <данные изъяты> рублей;
- в ноябре 2015 года – <данные изъяты> рублей;
- в декабре 2015 года – <данные изъяты> рублей;
- в январе 2016 года – <данные изъяты> рубля;
- в феврале 2016 года – <данные изъяты> рублей;
- в марте 2016 года – <данные изъяты> рубля,
который он обязан перечислять в федеральный бюджет в соответствии со ст. 226 НК РФ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также для перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика; в иных случаях – не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме.
Вследствие чего за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 ООО "<данные изъяты>" произвело перечисление НДФЛ в бюджет в сумме <данные изъяты> рублей, при этом сумма исчисленного, удержанного, но не перечисленного в федеральный бюджет НДФЛ фактически выданной работникам ООО "<данные изъяты>" заработной платы за период с 01.01.2015 по 31.03.2016 составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Действуя умышленно, в личных интересах, выразившихся в обеспечении дальнейшего функционирования, развития финансово-хозяйственной деятельности и увеличения доходности ООО "<данные изъяты>", имея корыстную заинтересованность, выразившуюся в стремлении получать стабильную заработную плату и стабильные дивиденды от деятельности ООО "<данные изъяты>", единственным учредителем которого он является, и иные имущественные выгоды в ООО "<данные изъяты>", а также в целях извлечения выгод неимущественного характера, обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, заключающийся в упрочении своего положения как руководителя, повышении своего авторитета перед работниками предприятия, желая создать имидж успешного руководителя и приукрасить действительное неблагоприятное положение ООО "<данные изъяты>", а также желая создать благоприятные условия для работы для себя лично и подчиненных ему работников ООО "<данные изъяты>", обладая правом распределения финансовых средств организации, используя свои полномочия руководителя ООО "<данные изъяты>", осознавая, что имеет в распоряжении ООО "<данные изъяты>" достаточное количество денежных средств, необходимых для производственной деятельности предприятия, а также для уплаты налогов, Кольцов в период с 01.01.2015 по 31.03.2016, находясь в помещении ООО "<данные изъяты>", расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. <адрес>, действуя умышленно, в личных интересах использовал удержанные суммы НДФЛ в составе оборотных средств предприятия, принимал решения о расходовании денежных средств, а также давал обязательные для исполнения указания главному бухгалтеру ООО "<данные изъяты>" на перечисление денежных средств с расчетного счета и из кассы предприятия на оплату производственных нужд, в том числе расчеты с поставщиками и подрядчиками, погашение кредитов и займов. Кроме того, Кольцов как руководитель ООО "<данные изъяты>", давал главному бухгалтеру и финансовому директору обязательные для исполнения указания не производить перечисления исчисленных и удержанных из доходов работников ООО "<данные изъяты>" сумм НДФЛ своевременно и в полном объеме, достоверно зная о неисполненной обязанности налогового агента ООО "<данные изъяты>" по перечислению НДФЛ в бюджет, несмотря на то, что в период с 01.01.2015 по 0l.03.2016 в обороте ООО "<данные изъяты>" имелись денежные средства в сумме достаточной для перечисления НДФЛ в бюджет в полном объеме, которые израсходованы на цели не связанные с уплатой налогов.
Одновременно о личных интересах Кольцова при неисполнении обязанностей налогового агента, связанных с его стремлением извлечь выгоды имущественного и неимущественного характера, свидетельствуют и производимые ООО "<данные изъяты>" в период с 01.01.2015 по 31.03.2016 расчеты с Кольцовым как физическим лицом и индивидуальным предпринимателем, а именно:
- с расчетного счета №, открытого ООО "<данные изъяты>" в Екатеринбургском филиале АО "<данные изъяты> <данные изъяты>", перечислены денежные средства Кольцову в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;
- с расчетного счета №, открытого ООО "<данные изъяты>" в ПАО "<данные изъяты>", перечислены денежные средства Кольцову в сумме <данные изъяты> рублей;
- с расчетного счета №, открытого ООО "<данные изъяты>" в <данные изъяты> ПАО "<данные изъяты>", перечислены денежные средства Кольцову в сумме <данные изъяты> рублей;
- с расчетного счета №, открытого ООО "<данные изъяты>" в <данные изъяты> ПАО, перечислены денежные средства Кольцову А.А. в сумме <данные изъяты> рублей;
- с расчетного счета №, открытого ООО "<данные изъяты>" в Екатеринбургском филиале ПАО "<данные изъяты>", перечислены денежные средства Кольцову в сумме <данные изъяты> рублей;
- с расчетного счета №, открытого ООО "<данные изъяты>" в ПАО "<данные изъяты>", перечислены денежные средства Кольцову в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Таким образом, за период с 01.01.2015 по 31.03.2016 с расчетных счетов ООО "<данные изъяты>" Кольцову перечислено денежных средств в общей сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В результате преступных действий Кольцовым, в нарушение ст. 57 Конституции РФ, ст. 24, 226 НК РФ, не исполнена обязанность налогового агента ООО "<данные изъяты>" по перечислению налога на доходы физических лиц за период в пределах трех финансовых лет подряд с 01.01.2015 по 31.03.2016 в сумме <данные изъяты> рубля, что превышает <данные изъяты> рублей и является крупным размером, при этом доля неперечисленного налога на доходы физических лиц превышает 25% подлежащего перечислению налога и составляет 91,34%.
Действия Кольцова квалифицированы по ч. 1 ст. 199.1 УК РФ.
В судебном заседании Кольцов просил о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
После разъяснения судом правовых последствий удовлетворения заявленного ходатайства и предусмотренных законом оснований возражать против прекращения уголовного дела с тем, чтобы добиваться оправдания, подсудимый согласился с возможностью прекращения уголовного дела ввиду истечения сроков давности уголовного преследования, просил суд принять именно такое решение.
Согласие Кольцова на прекращение уголовного дела по указанному основанию выражено добровольно, после консультации с защитником, с пониманием последствий удовлетворения такого ходатайства, в том числе с осознанием того, что прекращение уголовного дела по указанному основанию не является реабилитирующим для подсудимого.
Защитник подсудимого также просил прекратить уголовное дело за истечением сроков давности уголовного преследования.
Государственный обвинитель считал возможным прекратить уголовное дело в отношении Кольцова на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 и п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы уголовного дела, суд приходит к убеждению, что уголовное дело в отношении подсудимого подлежит прекращению, ввиду истечения сроков давности уголовного преследования.
В соответствии с п. 1 ст. 254 УПК РФ суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случаях, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в п. 3 - 6 ч. 1, в ч. 2 ст. 24 и п. 3 - 6 ч. 1 ст. 27 настоящего Кодекса.
Пункт 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ предусматривает, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в случае истечения сроков давности уголовного преследования.
Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается в случае прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1 - 6 ч. 1 ст. 24 настоящего Кодекса (п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекло два года после совершения преступления небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199.1 УК РФ, в силу ст. 15 УК РФ является преступлением небольшой тяжести.
Как следует из материалов дела, Кольцову предъявлено обвинение в совершении вышеуказанного преступления в период с 01.01.2015 по 31.03.2016, то есть с момента совершения преступления прошло более двух лет, в связи с чем, на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 и п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ уголовное дело подлежит прекращению за истечением срока давности уголовного преследования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24, 27, 254 УПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
На основании п. 3 ч. 1 ст. 24 и п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ в связи с истечением срока давности уголовного преследования, производство по уголовному делу в отношении Кольцова Андрея Анатольевича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199.1 УК РФ, прекратить.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, по вступлении постановления в законную силу, отменить.
Вещественные доказательства по уголовному делу:
- оптический диск с выписками по расчетным счетам ООО "<данные изъяты>" в банковских организациях; выписки по расчетным счетам ООО "<данные изъяты>" в банковских организациях на бумажном носителе, находящиеся при материалах уголовного дела, хранить при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего;
- документы в двух сшивках, а также документы, упакованные в полимерный пакет типа "файл", хранящиеся в камере вещественных доказательств следственного отдела по адресу: г. Екатеринбург, ул. <адрес>, вернуть уполномоченному представителю ООО "<данные изъяты>".
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам Свердловского областного суда в течение 10 суток со дня его оглашения через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга. В случае подачи апелляционной жалобы подсудимый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Судья Н.В. Коблов