Решение по делу № 2-3232/2019 от 13.11.2019

Дело №2-3232/2019 64RS0004-01-2019-002977-74

Решение

именем Российской Федерации

25 декабря 2019 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Курцевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Науменко Д.А.

с участием представителя истца Захарова Е.О.,

представителя ответчика администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области – Муниной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елизарова В.В. к администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области «Натальинский центр культуры» об оспаривании постановления о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, возложении обязанности предоставить земельный участок на праве аренды,

установил:

Елизаров В.В. в своем иске к администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области (далее – администрации Натальинского МО), Муниципальному бюджетному учреждению культуры Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области «Натальинский центр культуры» (далее Цент культуры), с учетом дополнений (л.д. *), просит признать недействительным постановление администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области от 01.11.2018 № 99; признать незаконным право постоянного (бессрочного) пользования муниципального бюджетного учреждения культуры Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области «Натальинский центр культуры» земельным участком с кадастровым номером: *, площадью * кв.м, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Саратовская область, Балаковский муниципальный район, Натальинское муниципальное образование, вдоль Саратовского водохранилища, за дамбой пруда – охладителя Балаковской АЭС, между с/т «Зеленая Дача» и с/т «Золотые пески, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства; признать недействительным зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право постоянного (бессрочного) пользования муниципального бюджетного учреждения культуры Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области «Натальинский центр культуры» указанным земельным участком, запись регистрации № 64-05-000000-16075-64/001/2019-1; в целях восстановления прав истца возложить обязанность на администрацию Натальинского МО предоставить Елизарову В.В. вышеуказанный земельный участок в соответствии со ст. 39.17 Земельного кодекса РФ и на основании подп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ в рамках заявления от 26.04.2019.

В обоснование требований указано, что в целях получения земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., расположенного по адресу: Саратовская обл., Балаковский муниципальный р-он, Натальинское МО, вдоль Саратовского водохранилища за дамбой пруда-охладителя Балаковской АЭС между с/т «Зеленая дача» и с/т «Золотые пески» (далее - земельный участок) для сенокошения на праве аренды 26.04.2019 истец обратился с заявлением в администрацию Натальинского МО. Письмом от 24.05.2019 ответчик сообщил об отказе в предоставлении указанного земельного участка в связи с тем, что земельный участок предоставлен Центру культуры на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления главы администрации Натальинского МО от 01.11.2018 № 99 для целей подготовки проекта предложений по обустройству данных территорий для занятия спортом, физической культурой, для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройства троп и дорожек, для организации отдыха и досуга населения и туризма, а также обустройства мест отдыха в них. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «сельскохозяйственные угодья». Учитывая вид разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственные угодья», ответчик обязан был отказать Центру культуры в предоставлении этого земельного участка для указанных целей на основании п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования Центру культуры для целей, не соответствующих виду разрешенного использования этого участка, является нарушением п. 14 ст. 39.16, п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В связи с тем, что оспариваемое постановление издано в нарушение законодательства, то право постоянного (бессрочного) пользования возникло у Центра культуры незаконно, что свидетельствует о незаконности записи о регистрации указанного права.

Оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы истца на приобретение земельного участка на основании подп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Право на приобретение в аренду земельного участка без проведения торгов для целей сенокошения установлено Земельным кодексом РФ. Порядок предоставления земельных участков определен Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков без проведения торгов», утвержденной Постановлением администрации Натальинского МО от 25.09.2015 № 134, согласно которому, для получения земельных участков без проведения торгов необходимо предоставить заявление и документы, указанные в подпунктах «а», «г» - «е» пункта 2,6. Административного регламента. Подпунктом «а» предусмотрено предоставление документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, указанных в Перечне, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 (далее - Перечень), за исключением документов, которые должны быть представлены ответчику в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Согласно пункту 45 Перечня для получения права аренды земельного участка для сенокошения без проведения торгов документом, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, является выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о испрашиваемом земельном участке). В соответствии с пунктом 2 Административного регламента выписку из ЕГРН об объекте недвижимости заявитель вправе предоставить, но не обязан. Этот документ находится в распоряжении органа власти, и ответчик его обязан запрашивать в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Документы, указанные в подпунктах «г» - «е», не предоставляются в данном случае, т. к. не имеют отношения к истцу. Предоставление каких-либо иных документов законодательством не предусмотрено. В связи с изложенным истцу для приобретения земельного участка достаточно было подать только соответствующее заявление. Таким образом, истец имел право на приобретение земельного участка без проведения торгов на основании подп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ в рамках заявления от 26.04.2019.

Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность применения порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменение вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, действующее законодательство не позволяет муниципальным органам власти под видом изменения разрешенного использования, фактически изменять категорию земель.

На основании изложенного изменить вид разрешенного использования и категорию в соответствии с целью использования для занятия спортом, физической культурой, проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройства троп и дорожек, организации отдыха и досуга населения и туризма в отношении земельного участка не возможно.

Также в постановлении от 01.11.2018 № 99 указан вид разрешенного использования земельного участка «Для сельскохозяйственного производства», что не соответствует действительности. Согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка «Сельскохозяйственные угодья». Согласно Карте градостроительного зонирования, являющейся Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, земельный участок расположен в зоне СХ1 - зона сельскохозяйственных угодий.

В связи с тем, что единственной причиной отказа в предоставлении земельного участка истцу является его предоставление в постоянное (бессрочное) пользование Центру культуры, то признание судом незаконным этого постановления является основанием для предоставления земельного участка истцу в рамках заявления с момента вступления в силу судебного акта.

Истец Елизаров В.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца Захаров Е.О. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования по основаниям, указанным в иске, а также в дополнительных письменных объяснениях (л.д. *), согласно которым, регистрация оспариваемого права постоянного (бессрочного) пользования спорным участком свидетельствует о законности действий администрации Натальинского МО по предоставлению земельного участка Центру культуры. Поскольку основанием для регистрации права являлось именно оспариваемое постановление. При проведении правовой экспертизы документов росреестр не уполномочен приостанавливать государственную регистрацию права, поскольку не наделен компетенцией по признанию незаконными актов органов государственной или муниципальной власти. Намерение администрации изменить категорию земель, в составе которых находится спорный земельный участок, также не свидетельствует о законности оспариваемого постановления, так как на момент предоставления Центру культуры спорного участка вид разрешенного использования не соответствовал целям использования. Кроме того, планируемый Центром культуры вид деятельности не относится к числу исключительных случаев, в связи с которыми возможен перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Представитель ответчика администрации Натальинского МО в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. *). Истец обратился в администрацию Натальинского МО с заявлением 24.04.2019 (получено 26.04.2019) о предоставлении спорного земельного участка. На момент получения заявления оспариваемый истцом правовой акт был принят, оснований для его отмены не было. 05.09.2019 была произведена государственная регистрация права Центра культуры постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком. Регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Таким образом, орган государственной регистрации прав, проведя правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования Центра культуры не выявил оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации указанного права. В данном случае государственная регистрация права носит правоподтверждающий характер. Оспариваемое истцом постановление принято на основании п. 2 ст. 39.9, ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, предусматривающими предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным). Истец указывает на то, что не предусмотрена возможность использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для занятия спортом, физической культурой, для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, для организации отдыха и досуга населения и туризма, а также обустройства мест отдыха в них. Постановлением не установлено разрешенное использование земельного участка, противоречащее сведениям ЕГРН. Пунктом 2.1. указанного правового акта постановлено: МБУК «Натальинский центр культуры» подготовить соответствующие проектные предложения. Статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. В частности, подп. 2 п. 1 указанной статьи допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения. Указанное свидетельствует об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого правового акта.

Представитель ответчика Центра культуры в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать в удовлетворении иска (л.д. *), поскольку оспариваемое постановление принято на основании заявления Центра культуры в соответствии с п. 2 ст. 39.9, ст. 39.17 Земельного кодекса РФ. Правомерность принятия постановления подтверждается государственной регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования (запись № *-64/001/2019-1 внесена в ЕГРН 05.09.2019).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Руководствуясь ч.ч. 3-5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местной самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Пунктом 1 ст. 79 ЗК РФ предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Статьей 39.9 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также:

наименование организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц в случае предоставления земельного участка юридическому лицу;

наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка;

наименование органа государственной власти в случае предоставления ему земельного участка.

Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 настоящего Кодекса.

В силу подп. 7 п. 1, п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, цель использования земельного участка.

Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В силу п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Порядок предоставления в постоянное (бессрочное) пользование расположенных на территории Натальинского муниципального образования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов, регулирует Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков без проведения торгов», утвержденный Постановлением администрации Натальинского муниципального образования от 25.09.2015 № 134 (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 2.8. Административного регламента если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении, то принимается решение об отказе в предоставлении земельного участка.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером: *, площадью * кв.м, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Саратовская область, Балаковский муниципальный район, Натальинское муниципальное образование, вдоль Саратовского водохранилища, за дамбой пруда – охладителя Балаковской АЭС, между с/т «Зеленая Дача» и с/т «Золотые пески относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственные угодья, находится в муниципальной собственности Натальинского МО БМР (л.д.*).

31.10.2018 Центр культуры обратился в администрацию Натальинского МО с заявлением о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования для подготовки проектов по обустройству территории для занятия спортом, физической культурой, для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройства троп и дорожек, для организации отдыха и досуга населения и туризма, наблюдения за природой, пикников, создания парковых зон, а также обустройства мест отдыха в них, с целью участия в проектах, финансируемых в счет бюджетов Саратовской области, Российской Федерации двух земельных участков, в том числе с кадастровым номером *, площадью * кв.м, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Саратовская обл., Балаковский муниципальный район, Натальинсмкое МО, вдоль Саратовского водохранилища, за дамбой пруда – охладителя Балаковской АЭС, между с/т «Зеленая Дача» и с/т «Золотые пески, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства (л.д. *).

По результатам рассмотрения указанного заявления администрацией Натальинского МО было вынесено постановление от 01.11.2019 № 99 о предоставлении Центру культуры спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование (л.д. *). Данным постановлением на Центр культуры возложена обязанность подготовить проектные предложения по обустройству данных территорий для занятия спортом, физической культурой, для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройства троп и дорожек, для организации отдыха и досуга населения и туризма, наблюдения за природой, пикников, создания парковых зон, а также обустройства мест отдыха в них; после определения приоритетного проекта провести работы по разработке проекта планировки территории, направить предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Натальинского МО, при необходимости провести кадастровые работы; подготовить необходимые документы для участия в соответствующих проектах Саратовской области; зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования Центра культуры на предоставленные земельные участке в органе, осуществляющем государственную регистрацию.

МБУК Натальинского МО БМР СО создано на основании постановления администрации БМР от 27.04.2009 № 145, его учредителем является администрация Натальинского МО, Центр культуры является некоммерческой организацией, в качестве основной цели деятельности является реализация предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления Натальинского МО в сфере культуры, физической культуры и спорта, что следует из Устава (л.д.*).

Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области 05.09.2019 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Центра культуры на земельный участок с кадастровым номером *, площадью * кв.м, расположенного по адресу: Саратовская обл., Балаковский муниципальный район, Натальинское МО, вдоль Саратовского водохранилища, за дамбой пруда – охладителя Балаковской АЭС, между с/т «Зеленая Дача» и с/т «Золотые пески, запись о регистрации № *-06/001/2019-1.

Таким образом, спорный земельный участок предоставлено администрацией Натальинского МО Центру культуры на праве постоянного (бессрочного) пользования для целей, не соответствующих виду разрешенного использования этого участка, что является нарушением п. 14 ст. 39.16, п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Кроме того, в постановлении от 01.11.2018 № 99 указан вид разрешенного использования земельного участка «Для сельскохозяйственного производства», что не соответствует действительности. Согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка «Сельскохозяйственные угодья».

Представитель ответчика администрации Натальинского МО в своих возражениях поясняет о том, что проведение правовой экспертизы предоставленных на регистрацию вещного права в отношении объекта недвижимости документов фактически означает легализацию документов – оснований возникновения такого права.

Суд не может согласиться с указанной позицией ответчика, поскольку в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. N218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Частью 2 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым государственная регистрация права может быть приостановлена.

Исходя из указанного перечня при проведении правовой экспертизы Росреестр не уполномочен, при наличии действующего постановления, приостанавливать государственную регистрацию права.

Кроме того, в силу Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, утвержденным Приказом Росреестра от 30.05.2016 № П/263, Росреестр не наделен полномочиями по признанию законными или не законными акты органов власти или органов местного самоуправления, по разъяснению законодательства РФ, практики применения и толкования нормативно-правовых актов.

Регистрирующий орган не формирует правоустанавливающих документов, не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на объекты недвижимости. Регистрирующий орган от имени государства признает и подтверждает результат гражданских правоотношений в сфере оборота недвижимости.

Ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в представленных в регистрирующий орган документах, несут заявители, а также органы, организации и должностные лица, выдавшие соответствующие документы.

Суд также считает несостоятельными и не влияющими на законность оспариваемого постановления доводы ответчика о возможном изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, поскольку на дату его вынесения вид разрешенного использования земельного участка установлен как сельскохозяйственные угодья, что предполагает использование спорного земельного участка в соответствии со ст. 79 ЗК РФ.

Таким образом, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена возможность использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования сельскохозяйственные угодья для занятия спортом, физической культурой, для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройства троп и дорожек, для организации отдыха и досуга населения и туризма, наблюдения за природой, пикников, создания парковых зон, а также обустройства мест отдыха в них, суд считает, что оспариваемое постановление следует признать незаконным в части предоставления Центру культуры в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером: *, площадью * кв.м, расположенного по адресу: Саратовская обл., Балаковский муниципальный район, Натальинсмкое МО, вдоль Саратовского водохранилища, за дамбой пруда – охладителя Балаковской АЭС, между с/т «Зеленая Дача» и с/т «Золотые пески».

Поскольку оспариваемое постановление, на основании которого у Центра культуры возникло право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, является незаконным, зарегистрированное право Центра культуры подлежит прекращению.

26.04.2019 в целях получения земельного участка с кадастровым номером *, площадью 451783 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская обл., Балаковский муниципальный район, Натальинское МО, вдоль Саратовского водохранилища за дамбой пруда-охладителя Балаковской АЭС между с/т «Зеленая дача» и с/т «Золотые пески» истец обратился в администрацию Натальинского МО с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 39.17 ЗК РФ для сенокошения на праве аренды (л.д. *).

Письмом от 24.05.2019 № 09-16/724 администрация Натальинского МО сообщила об отказе истцу в предоставлении указанного земельного участка на основании п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ в связи с тем, что земельный участок предоставлен Центру культуры на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления главы администрации Натальинского МО от 01.11.2018 № 99 для целей подготовки проекта предложений по обустройству данных территорий для занятия спортом, физической культурой, для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройства троп и дорожек, для организации отдыха и досуга населения и туризма, а также обустройства мест отдыха в них (л.д. *).

Поскольку судом прекращено право Центра культуры в отношении спорного земельного участка, суд полагает возможным возложить на администрацию Натальинского МО обязанность рассмотреть заявление Елизарова В.В. от 26.04.2019 о предоставлении на праве аренды спорного земельного участка для сенокошения.

Вместе с тем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования о возложении на администрацию Натальинского МО обязанности предоставить истцу данный земельный участок, поскольку данный вопрос относится к ведению администрации Натальинского МО.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

частично удовлетворить исковые требования Елизарова В.В. к администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, Муниципальному бюджетному учреждению культуры Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области «Натальинский центр культуры».

Признать незаконным постановление администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области от 01.11.2018 № 99 в части предоставления муниципальному бюджетному учреждению культуры Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области «Натальинский центр культуры» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером: *, площадью * кв.м, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Саратовская область, Балаковский муниципальный район, Натальинское муниципальное образование, вдоль Саратовского водохранилища, за дамбой пруда – охладителя Балаковской АЭС, между с/т «Зеленая Дача» и с/т «Золотые пески, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства.

Признать недействительным и прекратить право постоянного (бессрочного) пользования муниципального бюджетного учреждения культуры Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области «Натальинский центр культур» земельным участком с кадастровым номером: *, площадью * кв.м, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Саратовская область, Балаковский муниципальный район, Натальинское муниципальное образование, вдоль Саратовского водохранилища, за дамбой пруда – охладителя Балаковской АЭС, между с/т «Зеленая Дача» и с/т «Золотые пески, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства.

Обязать администрацию Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области рассмотреть заявление Елизарова Владимира Владимировича от 26.04.2019 о предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером: *, площадью * кв.м, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Саратовская область, Балаковский муниципальный район, Натальинское муниципальное образование, вдоль Саратовского водохранилища, за дамбой пруда – охладителя Балаковской АЭС, между с/т «Зеленая Дача» и с/т «Золотые пески, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, для сенокошения.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

В окончательной форме решение изготовлено 09.01.2019.

Судья И.А. Курцева

2-3232/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Елизаров Владимир Владимирович
Ответчики
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области "Натальинский центр культуры"
администрация Натальинского МО БМР
Другие
Захаров Евгений Олегович
Управление Россреестра по Саратовской области
Суд
Балаковский районный суд Саратовской области
Судья
Курцева Ирина Александровна
Дело на сайте суда
balakovsky.sar.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
10.12.2019Судебное заседание
16.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее