Решение по делу № 33-2567/2024 от 10.06.2024

Судья Федун Н.В.

№2-707/2024

№33-2567-2024

УИД: 51RS0021-01-2024-000804-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

10 июля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Власовой Л.И.

судей

Исаевой Ю.А.

Старцевой С.А.

при секретаре

Урманчеевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева И.В. к войсковой части 77360-Х, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» о взыскании невыплаченной заработной платы,

по апелляционной жалобе филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» на решение Североморского районного суда Мурманской области от 17 апреля 2024 г.

Заслушав доклад судьи Исаевой Ю.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Васильев И.В. обратился в суд с иском к войсковой части 77360-Х, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота», филиал ФКУ «ОСК Северного флота – «2 ФЭС») о взыскании невыплаченной заработной платы.

В обоснование указано, что с 2012 г. по настоящее время работает в войсковой части 77360-Х в должности ***.

В период с февраля по декабрь 2023 г. работодателем выплачивалась заработная плата, а также дополнительные стимулирующие выплаты, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010). Без учета данных выплат заработная плата истца в указанный период была меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации (далее также – МРОТ), что противоречит требованиями статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Указанное дополнительное материальное стимулирование подлежит выплате сверх установленного МРОТ, поскольку не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда и осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда.

Предусмотренная приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010 выплата не может учитываться при определении доплаты до МРОТ.

С учетом уточнения исковых требований, просил взыскать задолженность по заработной плате за период с февраля по декабрь 2023 г. в размере 57 950 рублей.

Судом постановлено решение, которым указанные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ФКУ «ОСК Северного флота» в лице филиала ФКУ «ОСК Северного флота – «2 ФЭС» Пугачев С.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование приводит довод о том, что трудовое законодательство Российской Федерации не содержит норм об исключении из состава заработной платы при сравнении с МРОТ выплат стимулирующего характера, которые не входят в систему оплаты труда, но входят в состав заработной платы.

Указывает, действующие законодательство Российской Федерации допускает установление тарифных ставок в качестве составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя элементы системы оплаты труда, будет не меньше этой величины.

Настаивает, что премии и иные стимулирующие выплаты являются частью оплаты труда и должны учитываться при сравнении заработной платы с действующим МРОТ.

Ссылаясь на письмо Минтруда России от 23 сентября 2020 г. №14-0/10/В-8231 указывает, что в состав заработной платы работника при сравнении с МРОТ учитываются все стимулирующие выплаты вне зависимости от источника их финансового обеспечения при соблюдении законодательства Российской Федерации о МРОТ.

Обращает внимание, что с учетом специфики деятельности воинских частей, особенности осуществления трудового права по обеспечению дифференциации в оплате труда, включение установленных в Минобороны России компенсационных и стимулирующих выплат в должностные оклады не представляется возможным.

Указывает, что заработная плата работников, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, в которую включаются размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Обращает внимание, что Трудовым кодексом Российской Федерации либо иными нормативными актами не ограничено право работодателя на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника.

Настаивает, что совокупный размер оплаты труда истца в спорные месяцы обеспечивался за счет соответствующих доплат, а расчет заработной платы производился исходя из размера установленного должностного оклада, процентной надбавки за выслугу лет, с учетом стимулирующих выплат, премий, и обеспечивался до МРОТ соответствующей доплатой, при этом районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к Крайнему Северу, начислялись к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством МРОТ.

Указывает, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала войсковых частей осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, который формируется из выплат, входящих в систему оплаты труда.

Кроме того, при расчёте заработной платы до МРОТ работникам в местностях с особыми климатическими условиями в сумме премии по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010 учитывается только часть без районного регулирования.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. При этом, представитель войсковой части 77360-Х просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2).

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Частью 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Согласно статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Васильев И.В. с 14 мая 2012 г. работает в войсковой части 77360-Х в должности ***, что подтверждается представленной копией трудового договора от 14 мая 2012 г. №301 (далее – трудовой договор), а также записями в трудовой книжке серии AT-III №*.

В соответствии с разделом 4 трудового договора, работодатель обязуется выплачивать в полном размере причитающуюся заработную плату в установленные сроки.

Выплата заработной платы производится в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными актами работодателя.

Пунктом 6.1 трудового договора установлена продолжительность рабочего времени по сменам, количество часов в неделю – 40.

Согласно личной карточке работника № 01 на основании приказа №4 от 9 января 2018 г. должностной оклад Васильева И.В. установлен в размере 6656 рублей, на основании приказа №679 от 20 октября 2022 г. – 7446 рубля, на основании приказа №634 от 18 октября 2023 г. в размере 7856 рублей.

Работодатель истца - войсковая часть 77360-Х находится на финансовом обеспечении филиала ФКУ «ОСК Северного флота» - «2 ФЭС».

Как следует из пункта 5.1 Раздела V Коллективного договора войсковой части 77360-Х на 2022-2025 гг., оплата труда работников войсковой части 77360-X производится на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545, согласно которому работникам войсковой части 77360-Х производятся следующие выплаты: а) должностные оклады (тарифные ставки): б) выплаты компенсационного характера: работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда: за работу в местностях с особыми климатическими условиями: надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, засекречиванием и рассекречиванием: в) выплаты стимулирующего характера: за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (размеры выплат, показатели премирования устанавливаются Положением о премировании, являющимся приложением №2 к Коллективному договору); надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы.

Истцу выплачивается должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», районный коэффициент и процентная надбавка в связи с работой в районах Крайнего Севера, а также дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010.

В спорный период с 1 апреля по 30 ноября 2023 г. помимо иных предусмотренных законом выплат, работодателем истцу выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010.

Условия и порядок начисления и выплата компенсационных и стимулирующих выплат, премий осуществляется в соответствии с Положением о системе оплаты труда и премировании гражданского персонала восковой части 77360-28.

Согласно пункту 5.1 Положения о системе оплаты труда и премировании гражданского персонала восковой части 77360-28, являющегося приложением №2 к Коллективному договору на 2020 – 2023 гг. (далее – Положение), оплата труда работникам войсковой части производится в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 и включает в себя следующие выплаты: а) должностные оклады (тарифные ставки); б) выплаты компенсационного характера (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием; в) выплаты стимулирующего характера (за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы; сложность, напряженность и специальный режим работы), а также выплаты премии лицам гражданского персонала по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010.

Дополнительное материальное стимулирование работников войсковой части 77360-28 в пределах объемов бюджетных средств производится на основании приказа командира войсковой части (пункт 5.6 раздела Положения).

Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования работников войсковой части 77360-28 производится с согласованием с профсоюзным комитетом и на основании предоставляемых начальниками отделов, отделений и подразделений рапортов в срок до 25 числа каждого месяца.

Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения работниками должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (пункт 5.7 раздела Положения).

Согласно расчетным листкам Васильева И.В. за спорный период, заработная плата истца состояла из оклада за фактически отработанное время, полярной надбавки, районного коэффициента, надбавки за выслугу лет, доплаты за занятость с особо тяжелыми вредными условиями труда, доплаты за ночные часы, премии по результатам работы за месяц, доплаты за работу в праздничные (выходные) дни, оплаты сверхурочных часов, а также дополнительной стимулирующей выплаты (доплата до МРОТ) на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования Васильева И.В., суд, руководствуясь положениями статей 129, 133, 135, 146, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», приказов Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 и от 26 июля 2010 г. №1010, а также локальными нормативными актами, установил, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010, не является гарантированной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности личного состава, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Минобороны России на соответствующий финансовый год и не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.

Кроме того, суд пришел к выводу, что дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования не учитываются при определении размера среднего заработка работника для оплаты отпусков и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средний заработок.

Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца задолженности по заработной плате, суд первой инстанции принял во внимание представленный ответчиком уточненный расчет, с которым согласился истец, который соответствует фактическим обстоятельствам дела, пришел к выводу о взыскании с ответчика задолженности за период с 1 февраля по 30 ноября 2023 г. в размере 31 325 рублей 72 копейки.

При этом, обсуждая заявление ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности и ходатайство истца о восстановлении пропущенного срока исковой давности для обращения в суд с требованием о взыскании невыплаченной заработной платы за февраль 2023 г., суд, учитывая отсутствие у истца юридического образования, необходимость получения документов у работодателя, произведения расчетов и необходимостью обращения за юридической помощью, а также принимая во внимание то обстоятельство, что выплата заработной платы является формой оплаты труда, единственным источником существования, признал причины пропуска срока обращения в суд по требованию за февраль 2023 г. уважительными и восстановил его.

Оснований не согласиться с выводами суда, которые подробно и убедительно мотивированы, подтверждены представленными доказательствами и соответствуют нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (часть 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (части 1, 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.

Так, МРОТ в Российской Федерации составлял: с 1 января 2021 г. – 12 792 рубля (статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2020 г. №473-ФЗ в редакции от 29 декабря 2020 г.); с 1 января 2022 г. – 13 890 рублей (Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. №406-ФЗ); с 1 июня 2022 г. – 15 279 рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. №973), с 1 января 2023 г. – 16 242 рубля (Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. №522-ФЗ).

В соответствии с положениями частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. №38-П.

В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется правовое регулирование, установленное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

В целях реализации в системе Вооруженных Сил Российской Федерации указанного постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. №583 приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 (действует с 1 октября 2019 г.), установлены для гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации размеры должностных окладов (тарифных ставок), а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с приложением №2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (пункт 21 раздела 3).

Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» предусмотрено, что средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 Указа, которым руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Порядок №1010).

Согласно пункту 2 Порядка №1010, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка №1010).

В силу пункта 5 Порядка №1010 формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного названным выше приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.

Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Минобороны России лимитов на соответствующий финансовый год.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, оно не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации МРОТ.

Поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования не учитываются при определении размера среднего заработка работника для оплаты отпусков и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средний заработок.

Кроме того, из анализа расчетных листков истца следует, что на суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования не производится начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года предусмотрено пунктом 41 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545, и является стимулирующей выплатой, предусмотренной системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, единовременное денежное вознаграждение подлежит учету при определении соответствия фактического размера заработной платы работника МРОТ в Российской Федерации.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что дополнительное материальное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой выплату, приравненную к заработной плате, осуществляемую сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника.

Согласно представленной справке - расчету по заработной плате с расчетом МРОТ, ФКУ «ОСК Северного флота» - «2 ФЭС» в составе МРОТ учитываются: оклад за фактически отработанное время, выслуга лет, ежемесячная премия, вредность, Оплачен МРОТ, впоследствии на указанную сумму начисляется полярная надбавка и районный коэффициент и премия 1010.

Из указанного следует, что в период с 1 февраля по 30 ноября 2023 г. истцу работодателем выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010. При этом выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации МРОТ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что премия на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010 относится к категории выплат стимулирующего характера, направлена на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников, она не подлежит учету при расчете доплаты до МРОТ.

Указанное в полной мере согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2014 г. №21-КГ14-9, в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2020г. №65-АД20-1.

Ссылка подателя жалобы на письмо Минтруда России от 23 сентября 2020 г. №14-0/10/В-8231 не влияет на правовую оценку законности обжалуемого решения суда, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер.

Доводов о несогласии с размером и периодом определённой к взысканию невыплаченной заработной платы апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, проверив дело в пределах доводов апелляционной жалобы, при разрешении спора суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, фактически основаны на ошибочном толковании норм права.

Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.

При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене решения суда, в том числе и по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Североморского районного суда Мурманской области от 17 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2567/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильев Игорь Васильевич
Ответчики
ФКУ ОСК СФ - филиал «2 ФЭС»
ФКУ ОС СФ
Войсковая часть 77360-Х
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Исаева Юлия Александровна
Дело на странице суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
10.06.2024Передача дела судье
10.07.2024Судебное заседание
06.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2024Передано в экспедицию
10.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее