Дело в„– 2Р°- 1509/2021 (РЈРР” в„– 69RS0038-03-2021-003532-03)
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
08 июля 2021 года г. Тверь
Московский районный суд г. Твери в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Боева Р.Р’.
при помощнике судьи Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агентство финансового контроля» к судебному приставу-исполнителю Московского районного отделения судебных приставов г. Твери Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Кудряшовой Л.А., старшему судебному приставу Московского районного отделения судебных приставов города Твери УФССП России по Тверской области Селифоновой М.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области, Московскому районному отделению судебных приставов г.Твери УФССП России по Тверской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности отменить постановление,
установил:
Административный истец ООО «Агентство Финансового Контроля» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Московского районного отдела судебных приставов г. Твери Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Ногтевой С.В., старшему судебному приставу Московского районного отделения судебных приставов города Твери УФССП России по Тверской области Селифоновой М.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности отменить постановление.
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела Рє участию РІ деле Рє участию РІ деле РІ качестве заинтересованных лиц были привлечены РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРµ районное отделение судебных приставов Рі.Твери УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тверской области Рё Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Тверской области. Процессуальный статус РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районного отделения судебных приставов Рі.Твери УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тверской области впоследующем был изменен РЅР° статус соответчика.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указано, что 07.04.2021 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Р РћРЎРџ Рі. Твери Кудряшовой Р›.Рђ. РІ соответствии СЃ Рї.3 С‡.1 СЃС‚. 47 ФЗ в„– 229 «Об исполнительном производстве» вынесено постановление РѕР± окончании исполнительного производства Рё возвращении исполнительного документа взыскателю РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ РѕС‚ 10.10.2018 РіРѕРґР°, возбужденному РЅР° основании исполнительного документа в„– 2-960/2018 РѕС‚ 20.07.2018 РіРѕРґР°, выданного мировым судьёй судебного участка в„– 6 РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Тверской области Рѕ взыскании задолженности РІ размере 25760 рублей 56 копеек СЃ должника РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Р•.Рќ. РІ пользу РћРћРћ «АФК». РљРѕРїРёСЏ указанного постановления СЃ исполнительным документом поступили РІ РћРћРћ «АФК» 27.04.2021 РіРѕРґР°, тем самым РІ соответствии СЃ С‡.3 СЃС‚. 219 РљРђРЎ Р Р¤ СЃСЂРѕРє обращения СЃ административным исковым заявлением РІ СЃСѓРґ РЅРµ истёк. Жалоба РІ вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу РїРѕ тому Р¶Рµ предмету, указанному РІ подаваемом административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении РЅРµ подавалась.
С действиями административного ответчика по вынесению постановления об окончании исполнительного производства административный истец не согласен, поскольку они нарушают законные права и интересы взыскателя, что приводит к необоснованному затягиванию реального исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», КАС РФ, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», КАС РФ административный истец полагал допущенное ответчиком бездействие нарушающим право ООО «АФК».
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ данными обстоятельствами административный истец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим административным исковым заявлением Рё РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Р РћРЎРџ Рі. Твери УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тверской области Кудряшовой Р›.Рђ. выразившееся РІ РЅРµ принятии достаточных мер принудительного исполнения РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ РѕС‚ 10.10.2018 РіРѕРґР° предусмотренных СЃС‚. 68 Федерального закона РѕС‚ 02.10.2007 Рі. в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Р’ целях восстановления нарушенного права административный истец РїСЂРѕСЃРёР» возложить РЅР° административного ответчика обязанность запросить Сѓ взыскателя исполнительный документ Рё отменить постановление РѕР± окончании исполнительного производства в„–-РРџ РѕС‚ 10.10.2018 РіРѕРґР° для осуществления полного комплекса мер, направленных РЅР° фактическое исполнение требований, содержащихся РІ исполнительном документе в„– 2-960/2018 РѕС‚ 20.07.2018 РіРѕРґР°, привлечь судебного пристава-исполнителя Рє административной ответственности РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 2.4 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Представитель административного истца ООО «АФК», уведомленный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В административном исковом заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебное заседание судебный пристав-исполнитель Московского районного отделения судебных приставов г.Твери УФССП России по Тверской области Кудряшова Л.А. не явилась, сведения о надлежащем извещении указанного лица в материалах дела имеются, просила рассмотреть административное дело в её отсутствие.
Представитель УФССП России по Тверской области в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются, ранее были представлены возражения на административное исковое заявление согласно которым оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Рные лица, участвующие РІ деле РІ судебное заседание РЅРµ явились, сведения Рѕ надлежащем извещении РІ материалах дела имеются.
Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судом явка сторон не признана обязательной.
В связи с указанными обстоятельствами судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Так, согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из положений ч.3 ст. 219 КАС ОФ, ст. 122 Закона РФ "Об исполнительном производстве" и п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течении десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Как следует РёР· отчета РѕР± отслеживании почтового отправления СЃ идентификатором 17010058462507, постановление РѕС‚ 07.04.2021 РіРѕРґР° РѕР± окончании исполнительного производства в„–-РРџ Рё исполнительный документ, направленные почтовой корреспонденцией РЁРџР 17010058462507, что подтверждено административным истцом, были получена взыскателем 27.04.2021 РіРѕРґР°. Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление было направлено РІ СЃСѓРґ 07.05.2021 РіРѕРґР°, то есть РІ установленный законом СЃСЂРѕРє.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства направляется взыскателю и должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё следует РёР· материалов дела, что РЅР° исполнении РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј Р РћРЎРџ Рі. Твери УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тверской области находилось исполнительное производство в„–-РРџ РѕС‚ 10.10.2018 РіРѕРґР°, возбужденное РЅР° основании исполнительного документа – судебный приказ РїРѕ делу 2-960/2018 РѕС‚ 20.07.2018 РіРѕРґР°, выданного мировым судьей судебного участка в„– 6 РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Тверской области Рѕ взыскании задолженности РІ размере 25760 рублей 56 копеек СЃ должника РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Р•.Рќ. РІ пользу взыскателя РћРћРћ «АФК».
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Перечень исполнительных действий, приведенный в указанной норме, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. При этом в силу закона выбор конкретных исполнительных действий, входящих в полномочия судебного пристава – исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.
Для признания заявления обоснованным и возложения обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение необходимо установление совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод заявителя. Кроме того, заявитель обязан указать способ восстановления своего нарушенного права.
Вместе с тем, из материалов исполнительного производства усматривается, что судебным приставом-исполнителем совершались необходимые исполнительные действия, в том числе направленные на установление имущества у должника и обращении взыскания на денежные средства должника, устанавливался срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, совершались выходы по месту жительства должника, направлялись запросы и принимались иные меры, направленные на исполнение судебного решения, тогда как бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Судом также установлено, что в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в целях исполнения судебного решения совершены исполнительные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, сделаны запросы в регистрирующие органы, кредитные организации, операторам сотовой связи.
Р’ соответствии СЃ полученными ответами, РЅР° РёРјСЏ должника имеются открытые счета РІ РћРћРћ «Хоум Кредит СЌРЅРґ Финанс Банк», Банк «ТРАСТ» (РџРђРћ), РџРђРћ «Сбербанк Р РѕСЃСЃРёРёВ». Вынесено постановления РѕР± обращения взыскания РЅР° денежные средства, находящиеся РІ банке, однако РЅР° указанных счетах денежные средства отсутствуют. РџРѕ данным Р“РБДД РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё Р·Р° должником зарегистрированных транспортных средств РЅРµ имеется. РџРѕ данным ПФРдолжник РЅРµ трудоустроен. РџРѕ сведениям Росреестра РїРѕ Тверской области имущества подлежащего РѕРїРёСЃРё Рё аресту Сѓ РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Р•.Рќ. РЅРµ зарегистрировано. 02.04.2020 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем осуществлен выход РїРѕ адресу места жительства должника, однако дверь никто РЅРµ открыл, должнику оставлена повестка Рѕ СЏРІРєРµ Рє судебному приставу-исполнителю. 01.03.2021 РіРѕРґР° судебным приставом РІ отношении должника было вынесено постановление Рѕ временном ограничении РЅР° выезд РёР· Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В ходе совершения исполнительных действий иного имущества, подлежащего описи и аресту, зарегистрированного за должником, не обнаружено.
Приведенные выше обстоятельства опровергают доводы административного истца о том, что административный ответчик незаконно бездействует по исполнению своих обязанностей.
Поскольку судебным приставом-исполнителем предпринимались предусмотренные законом меры к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, оснований для признания его бездействия не имеется.
Системное толкование выше приведенных норм закона указывает на то, что судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения, исходя из своих прав и обязанностей и перечня исполнительных и иных действий, самостоятельно определяет какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения и в каком объеме необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела. Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение действий, предусмотренных законом.
Принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя, поэтому оценка административным истцом эффективности деятельности судебного пристава-исполнителя не является основанием для удовлетворения заявления о признании бездействия незаконным.
Судебным приставом-исполнителем соблюдены принципы исполнительного производства, предусмотренные ст. 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», охраняемые законом права и интересы участников исполнительного производства, третьих лиц, а также исходя из общеправового принципа справедливости исполнительские действия осуществлены на основе соразмерности и пропорциональности, с обеспечением баланса прав и законных интересов взыскателя и должника.
Довод заявителя о том, что судебный пристав-исполнитель не принял конкретные меры принудительного исполнения, не означает бездействия судебного пристава-исполнителя.
Отсутствие желаемого результата для взыскателя от проводимых судебным приставом-исполнителем действий в данном случае не может свидетельствовать о бездействии судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Московского РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области Кудряшовой Л.А. от 07.04.2021 года указанное исполнительное производство окончено в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Так же, постановлено о возврате исполнительного документа в адрес взыскателя.
Суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем были приняты все меры к отысканию должника и его имущества, постановление об окончании исполнительного производства вынесено законно и в пределах компетенции судебного пристава-исполнителя.
Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 Закона.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в случае, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
РР· материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем выполнялись действия направленные РЅР° установление имущественного положения должника. Однако сведения Рѕ наличии Сѓ должника денежных средств или какого-либо имущества, отсутствуют.
Учитывая, что имущество, на которое возможно обращение взыскания у должника отсутствовало, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для окончания исполнительного производства.
РР· положений СЃС‚. 46 Конституции Р Р¤, СЃС‚. 218 Рё 217 РљРђРЎ Р Р¤ следует, что предъявление административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РѕР± оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца, заявление РѕР± оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь СЃ целью восстановления нарушенных прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ административного истца Рё СЃ непременным указанием РЅР° СЃРїРѕСЃРѕР± восстановления такого права.
Между тем судебным приставом не допущено нарушений прав истца, подлежащих восстановлению в судебном порядке.
Рзложенное позволяет СЃСѓРґСѓ прийти Рє выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований РЅРµ имеется.
С учетом установленных судом обстоятельств, отказывая в удовлетворении заявления, суд исходит из того, что оспариваемыми действиями не нарушено каких-либо прав и законных интересов административного истца, не создано препятствий в осуществлении прав и свобод, не возложено на них каких-либо обязанностей либо мер ответственности.
Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона (пункт 4 статьи 46 ФЗ "Об исполнительном производстве").
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 2 СЃС‚. 227 РљРђРЎ Р Р¤ основанием для удовлетворения заявления Рѕ признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности РґРІСѓС… необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту Рё нарушение прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов заявителя.
Такая совокупность в данном случае отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Требование в части привлечения судебного пристава-исполнителя Дроздовой Е.Б. к административной ответственности в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ не входит в полномочие суда при рассмотрении данной категории дел.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Агентство финансового контроля» к судебному приставу-исполнителю Московского районного отделения судебных приставов г. Твери Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Кудряшовой Л.А., старшему судебному приставу Московского районного отделения судебных приставов города Твери УФССП России по Тверской области Селифоновой М.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области, Московскому районному отделению судебных приставов г.Твери УФССП России по Тверской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности отменить постановление - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 июля 2021 года
Председательствующий Р.Р’.Боев
Дело в„– 2Р°- 1509/2021 (РЈРР” в„– 69RS0038-03-2021-003532-03)
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
08 июля 2021 года г. Тверь
Московский районный суд г. Твери в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Боева Р.Р’.
при помощнике судьи Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агентство финансового контроля» к судебному приставу-исполнителю Московского районного отделения судебных приставов г. Твери Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Кудряшовой Л.А., старшему судебному приставу Московского районного отделения судебных приставов города Твери УФССП России по Тверской области Селифоновой М.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области, Московскому районному отделению судебных приставов г.Твери УФССП России по Тверской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности отменить постановление,
установил:
Административный истец ООО «Агентство Финансового Контроля» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Московского районного отдела судебных приставов г. Твери Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Ногтевой С.В., старшему судебному приставу Московского районного отделения судебных приставов города Твери УФССП России по Тверской области Селифоновой М.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности отменить постановление.
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела Рє участию РІ деле Рє участию РІ деле РІ качестве заинтересованных лиц были привлечены РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРµ районное отделение судебных приставов Рі.Твери УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тверской области Рё Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Тверской области. Процессуальный статус РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районного отделения судебных приставов Рі.Твери УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тверской области впоследующем был изменен РЅР° статус соответчика.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указано, что 07.04.2021 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Р РћРЎРџ Рі. Твери Кудряшовой Р›.Рђ. РІ соответствии СЃ Рї.3 С‡.1 СЃС‚. 47 ФЗ в„– 229 «Об исполнительном производстве» вынесено постановление РѕР± окончании исполнительного производства Рё возвращении исполнительного документа взыскателю РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ РѕС‚ 10.10.2018 РіРѕРґР°, возбужденному РЅР° основании исполнительного документа в„– 2-960/2018 РѕС‚ 20.07.2018 РіРѕРґР°, выданного мировым судьёй судебного участка в„– 6 РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Тверской области Рѕ взыскании задолженности РІ размере 25760 рублей 56 копеек СЃ должника РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Р•.Рќ. РІ пользу РћРћРћ «АФК». РљРѕРїРёСЏ указанного постановления СЃ исполнительным документом поступили РІ РћРћРћ «АФК» 27.04.2021 РіРѕРґР°, тем самым РІ соответствии СЃ С‡.3 СЃС‚. 219 РљРђРЎ Р Р¤ СЃСЂРѕРє обращения СЃ административным исковым заявлением РІ СЃСѓРґ РЅРµ истёк. Жалоба РІ вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу РїРѕ тому Р¶Рµ предмету, указанному РІ подаваемом административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении РЅРµ подавалась.
С действиями административного ответчика по вынесению постановления об окончании исполнительного производства административный истец не согласен, поскольку они нарушают законные права и интересы взыскателя, что приводит к необоснованному затягиванию реального исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», КАС РФ, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», КАС РФ административный истец полагал допущенное ответчиком бездействие нарушающим право ООО «АФК».
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ данными обстоятельствами административный истец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим административным исковым заявлением Рё РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Р РћРЎРџ Рі. Твери УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тверской области Кудряшовой Р›.Рђ. выразившееся РІ РЅРµ принятии достаточных мер принудительного исполнения РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ РѕС‚ 10.10.2018 РіРѕРґР° предусмотренных СЃС‚. 68 Федерального закона РѕС‚ 02.10.2007 Рі. в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Р’ целях восстановления нарушенного права административный истец РїСЂРѕСЃРёР» возложить РЅР° административного ответчика обязанность запросить Сѓ взыскателя исполнительный документ Рё отменить постановление РѕР± окончании исполнительного производства в„–-РРџ РѕС‚ 10.10.2018 РіРѕРґР° для осуществления полного комплекса мер, направленных РЅР° фактическое исполнение требований, содержащихся РІ исполнительном документе в„– 2-960/2018 РѕС‚ 20.07.2018 РіРѕРґР°, привлечь судебного пристава-исполнителя Рє административной ответственности РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 2.4 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Представитель административного истца ООО «АФК», уведомленный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В административном исковом заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебное заседание судебный пристав-исполнитель Московского районного отделения судебных приставов г.Твери УФССП России по Тверской области Кудряшова Л.А. не явилась, сведения о надлежащем извещении указанного лица в материалах дела имеются, просила рассмотреть административное дело в её отсутствие.
Представитель УФССП России по Тверской области в судебное заседание не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются, ранее были представлены возражения на административное исковое заявление согласно которым оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Рные лица, участвующие РІ деле РІ судебное заседание РЅРµ явились, сведения Рѕ надлежащем извещении РІ материалах дела имеются.
Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судом явка сторон не признана обязательной.
В связи с указанными обстоятельствами судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Так, согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из положений ч.3 ст. 219 КАС ОФ, ст. 122 Закона РФ "Об исполнительном производстве" и п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течении десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Как следует РёР· отчета РѕР± отслеживании почтового отправления СЃ идентификатором 17010058462507, постановление РѕС‚ 07.04.2021 РіРѕРґР° РѕР± окончании исполнительного производства в„–-РРџ Рё исполнительный документ, направленные почтовой корреспонденцией РЁРџР 17010058462507, что подтверждено административным истцом, были получена взыскателем 27.04.2021 РіРѕРґР°. Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление было направлено РІ СЃСѓРґ 07.05.2021 РіРѕРґР°, то есть РІ установленный законом СЃСЂРѕРє.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства направляется взыскателю и должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё следует РёР· материалов дела, что РЅР° исполнении РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј Р РћРЎРџ Рі. Твери УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тверской области находилось исполнительное производство в„–-РРџ РѕС‚ 10.10.2018 РіРѕРґР°, возбужденное РЅР° основании исполнительного документа – судебный приказ РїРѕ делу 2-960/2018 РѕС‚ 20.07.2018 РіРѕРґР°, выданного мировым судьей судебного участка в„– 6 РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Тверской области Рѕ взыскании задолженности РІ размере 25760 рублей 56 копеек СЃ должника РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Р•.Рќ. РІ пользу взыскателя РћРћРћ «АФК».
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Перечень исполнительных действий, приведенный в указанной норме, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. При этом в силу закона выбор конкретных исполнительных действий, входящих в полномочия судебного пристава – исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.
Для признания заявления обоснованным и возложения обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение необходимо установление совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод заявителя. Кроме того, заявитель обязан указать способ восстановления своего нарушенного права.
Вместе с тем, из материалов исполнительного производства усматривается, что судебным приставом-исполнителем совершались необходимые исполнительные действия, в том числе направленные на установление имущества у должника и обращении взыскания на денежные средства должника, устанавливался срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, совершались выходы по месту жительства должника, направлялись запросы и принимались иные меры, направленные на исполнение судебного решения, тогда как бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Судом также установлено, что в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в целях исполнения судебного решения совершены исполнительные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, сделаны запросы в регистрирующие органы, кредитные организации, операторам сотовой связи.
Р’ соответствии СЃ полученными ответами, РЅР° РёРјСЏ должника имеются открытые счета РІ РћРћРћ «Хоум Кредит СЌРЅРґ Финанс Банк», Банк «ТРАСТ» (РџРђРћ), РџРђРћ «Сбербанк Р РѕСЃСЃРёРёВ». Вынесено постановления РѕР± обращения взыскания РЅР° денежные средства, находящиеся РІ банке, однако РЅР° указанных счетах денежные средства отсутствуют. РџРѕ данным Р“РБДД РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё Р·Р° должником зарегистрированных транспортных средств РЅРµ имеется. РџРѕ данным ПФРдолжник РЅРµ трудоустроен. РџРѕ сведениям Росреестра РїРѕ Тверской области имущества подлежащего РѕРїРёСЃРё Рё аресту Сѓ РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Р•.Рќ. РЅРµ зарегистрировано. 02.04.2020 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем осуществлен выход РїРѕ адресу места жительства должника, однако дверь никто РЅРµ открыл, должнику оставлена повестка Рѕ СЏРІРєРµ Рє судебному приставу-исполнителю. 01.03.2021 РіРѕРґР° судебным приставом РІ отношении должника было вынесено постановление Рѕ временном ограничении РЅР° выезд РёР· Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В ходе совершения исполнительных действий иного имущества, подлежащего описи и аресту, зарегистрированного за должником, не обнаружено.
Приведенные выше обстоятельства опровергают доводы административного истца о том, что административный ответчик незаконно бездействует по исполнению своих обязанностей.
Поскольку судебным приставом-исполнителем предпринимались предусмотренные законом меры к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, оснований для признания его бездействия не имеется.
Системное толкование выше приведенных норм закона указывает на то, что судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения, исходя из своих прав и обязанностей и перечня исполнительных и иных действий, самостоятельно определяет какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения и в каком объеме необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела. Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение действий, предусмотренных законом.
Принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя, поэтому оценка административным истцом эффективности деятельности судебного пристава-исполнителя не является основанием для удовлетворения заявления о признании бездействия незаконным.
Судебным приставом-исполнителем соблюдены принципы исполнительного производства, предусмотренные ст. 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», охраняемые законом права и интересы участников исполнительного производства, третьих лиц, а также исходя из общеправового принципа справедливости исполнительские действия осуществлены на основе соразмерности и пропорциональности, с обеспечением баланса прав и законных интересов взыскателя и должника.
Довод заявителя о том, что судебный пристав-исполнитель не принял конкретные меры принудительного исполнения, не означает бездействия судебного пристава-исполнителя.
Отсутствие желаемого результата для взыскателя от проводимых судебным приставом-исполнителем действий в данном случае не может свидетельствовать о бездействии судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Московского РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области Кудряшовой Л.А. от 07.04.2021 года указанное исполнительное производство окончено в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Так же, постановлено о возврате исполнительного документа в адрес взыскателя.
Суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем были приняты все меры к отысканию должника и его имущества, постановление об окончании исполнительного производства вынесено законно и в пределах компетенции судебного пристава-исполнителя.
Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 Закона.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в случае, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
РР· материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем выполнялись действия направленные РЅР° установление имущественного положения должника. Однако сведения Рѕ наличии Сѓ должника денежных средств или какого-либо имущества, отсутствуют.
Учитывая, что имущество, на которое возможно обращение взыскания у должника отсутствовало, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для окончания исполнительного производства.
РР· положений СЃС‚. 46 Конституции Р Р¤, СЃС‚. 218 Рё 217 РљРђРЎ Р Р¤ следует, что предъявление административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РѕР± оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца, заявление РѕР± оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь СЃ целью восстановления нарушенных прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ административного истца Рё СЃ непременным указанием РЅР° СЃРїРѕСЃРѕР± восстановления такого права.
Между тем судебным приставом не допущено нарушений прав истца, подлежащих восстановлению в судебном порядке.
Рзложенное позволяет СЃСѓРґСѓ прийти Рє выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований РЅРµ имеется.
С учетом установленных судом обстоятельств, отказывая в удовлетворении заявления, суд исходит из того, что оспариваемыми действиями не нарушено каких-либо прав и законных интересов административного истца, не создано препятствий в осуществлении прав и свобод, не возложено на них каких-либо обязанностей либо мер ответственности.
Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона (пункт 4 статьи 46 ФЗ "Об исполнительном производстве").
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 2 СЃС‚. 227 РљРђРЎ Р Р¤ основанием для удовлетворения заявления Рѕ признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности РґРІСѓС… необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту Рё нарушение прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов заявителя.
Такая совокупность в данном случае отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Требование в части привлечения судебного пристава-исполнителя Дроздовой Е.Б. к административной ответственности в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ не входит в полномочие суда при рассмотрении данной категории дел.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Агентство финансового контроля» к судебному приставу-исполнителю Московского районного отделения судебных приставов г. Твери Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Кудряшовой Л.А., старшему судебному приставу Московского районного отделения судебных приставов города Твери УФССП России по Тверской области Селифоновой М.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области, Московскому районному отделению судебных приставов г.Твери УФССП России по Тверской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности отменить постановление - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 июля 2021 года
Председательствующий Р.Р’.Боев