УИД 05RS0031-01-2021-006381-26
Дело №2а-1630/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по административному делу
г. Махачкала 25.05.2021
Ленинский районный суд г. Махачкалы РД в составе:
председательствующего судьи Магомедовой Х.М.,
при секретаре судебного заседания Исмаиловой Ф.Р.,
с участием представителя административного истца Сулейманова С.Г. – по доверенности Исрафилова И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сулейманова ФИО5 к Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании бездействия незаконным, выразившееся в не исполнении вступившего в законную силу судебного решения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации <адрес> с учетом уточнений признании бездействия незаконным, выразившееся в не исполнении вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда <адрес> по делу №а-559/2020 от 10.02.2020 г.
В обосновании иска указано, что административному истцу на праве собственности с 2006 года принадлежат земельные участки в районе <адрес> с кадастровыми номерами: 05:№, с назначением их использования под строительство офиса и складских помещений.
Вся проектно-сметная документация на осуществление на указанных земельных участках строительства четырехэтажного торгово-офисного здания истцом в городскую администрацию и в управление архитектуры города ранее неоднократно представлена, проект строительства согласован в архитектором города, ранее разрешение на начало строительства уже выдавалось. Во избежание имеющих место за последние годы в практике городской администрации недоразумений административный истец обратился с заявлениями о подтверждении ранее выданного разрешения на строительство.
Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования и суду пояснил, что в октября 2019 года он в интересах ФИО1 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о разрешении использования указанных земельный участков по их назначению и выдаче разрешения на строительства офиса и складских помещений на указанных земельных участках, но никакого ответа не получил. Решением Ленинского районного суда <адрес> по делу №а-559/2020 от ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика обязали рассмотреть заявление (обращение) ФИО1 о разрешении строительства четырехэтажного торгово-офисного здания на принадлежащих мне на праве собственности земельных участках с кадастровыми номерами: №
После этого многократно в письменной форме заказной корреспонденцией, в том числе и с описью вложения (ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) обращался в городскую администрацию и представил всю необходимую документацию, но никакого реагирования со стороны административного ответчика и его служб не последовало, в связи с чем просит признать незаконным бездействие административного ответчика выразившееся в неисполнении вступившего в законную силу решения суда.
Административный истец ФИО1 С.Г., которому извещения направлены по двум адресам, в судебное заседание не явился. Согласно отчету отслеживания отправлений, судебные извещения, направленные в адрес административного истца, возвращены отправителю. Представителем административного истца суду представлено заявление о рассмотрении дела без участия ФИО1
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела администрация ГОсВД «<адрес>» извещена надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 508-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 389-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 314-О-О).
В ч. 1 ст. 1 КАС РФ указано, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В пункте 2 части 2 статьи 1 КАС РФ указано, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично - властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда <адрес> по делу №а-559/2020 от ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО1 удовлетворен частично, признано незаконным бездействие Администрации <адрес> по нерассмотрению письменного обращения ФИО1 о строительстве на земельных участках по адресу: <адрес>, к/н: № и суд обязал Администрацию <адрес> рассмотреть заявление ФИО1 о строительстве на земельных участках по адресу: <адрес>, к/н: №, и сообщить о результатах рассмотрения заявителю, в удовлетворении остальной части административного иска – отказано.
На основании вышеуказанного решения суда выдан исполнительный лист представителю административного истца серии ФС №, который согласно пояснениям ФИО3 не предъявлен к исполнению.
Главой 22 КАС РФ регламентировано производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; в частности, частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями статьи 16 КАС РФ, предусмотрено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а неисполнение судебного решения влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом, тем самым незаконность неисполнения решения суда, не должна подтверждаться в порядке гражданского или административного судопроизводства. Все вопросы, связанные с исполнением такого решения, подлежат разрешению и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Таким образом, неисполнение соответствующего судебного акта и как следствие нарушение вышеуказанных нормативных правил и вытекающих из них прав гражданина не образует самостоятельного предмета для судебной защиты (материально-правового спора).
В силу части 8 статьи 227 КАС РФ решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса, согласно которой решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу в порядке, установленном федеральным законом, которым является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», подлежащий применению с учетом положений главы 38 КАС РФ, регулирующей процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом.
Из положений указанных норм следует, что в случае, если в отношении органа местного самоуправления вынесено судебное решение, обязывающее совершить его определенные действия, то это лицо приобретает статус должника. Следовательно, административный ответчик по данному делу является должником в рамках исполнения указанного решения суда и его действия, бездействие на стадии исполнения решения суда не могут быть оспорены в порядке главы 22 КАС РФ.
В то же время действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты нарушенного права в порядке административного судопроизводства как признание незаконными действия, бездействия должника, выраженных в неисполнении вступившего в законную силу решения суда в добровольном порядке, и привлечение должностного лица к ответственности. Требования административного истца об оспаривании бездействия должностного лица по исполнению решения суда и о привлечении должностного лица к ответственности не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Согласно взаимосвязанным положениям пункта 1 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194, части 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Помимо этого суд полагает необходимым отметить, что поскольку решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, исполнительное производство не возбуждено, то ФИО1 С.Г. не лишен права на защиту нарушенных его прав и законных интересов как взыскателя в порядке главы 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 218 КАС РФ, суд
определил:
Производство по административному делу №а-1630/2021 по административному иску ФИО1 к Администрации ГОсВД «<адрес>» о признании бездействия незаконным, выразившееся в не исполнении вступившего в законную силу судебного решения – прекратить.
Разъяснить административному истцу, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в течение 15 дней со дня вынесения в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи частной жалобы через Ленинский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Председательствующий Х.М. Магомедова