Решение по делу № 33-16393/2016 от 25.11.2016

Судья Яковенко Т.И. Дело N 33-16393/2016

А-109г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 декабря 2016 г. г.Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи: Деева А.В.,

судей: Маркатюк Г.В., Шиверской А.К.,

при секретаре: Варовой С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шиверской А.К. гражданское дело по иску Миллера Д.А. к администрации города Енисейска Красноярского края о признании незаконными распоряжений администрации г. Енисейска о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников жилищной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2015-2020 годы, восстановлении в списке участников жилищной подпрограммы, взыскании судебных расходов

по апелляционной жалобе представителя администрации города Енисейска Красноярского края Евланова О.О.

на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 7 сентября 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования Миллер Д.А. удовлетворить.

Признать незаконными распоряжения администрации города Енисейска Красноярского края от <дата> «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников программы «Жилище»» на 2011-2015 годы», от <дата> «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края на 2014-2017 годы» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года.

Обязать администрацию города Енисейска Красноярского края восстановить Миллера Д.А. с составом семьи пять человек в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и восстановить в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 - 2018 годы» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, с учетом номера очередности на момент принятия решения об исключении его из списка очередности.

Взыскать с администрации г. Енисейска Красноярского края в пользу Миллера Д.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении требования о взыскании расходов по удостоверению доверенности Миллеру Д.А. отказать»,

УСТАНОВИЛА:

Миллер Д.А. обратился в суд с иском к администрации г. Енисейска о признании незаконными распоряжения от <дата> о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников федеральной программы по обеспечению жильем молодых семей и распоряжения -р от <дата> о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников краевой программы по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края, восстановлении в очереди граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Требования мотивировал тем, что оснований для исключения его и членов его семьи из числа участников вышеназванных программ не имелось, все представленные им в жилищную комиссию сведения являлись достоверными, на момент обращения о принятия на жилищный учет он и члены его семьи не имели на праве собственности жилых помещений, о наличии которых они не сообщили при подаче заявления о принятии на жилищный учет.

Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Енисейска Красноярского края – Евланов О.О. просит это решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права и неправильной оценкой судом первой инстанции фактических обстоятельств дела. Указывает, что при постановке на учет и включении в список участников программы «Жилище» на 2011-2015 годы» специалистом администрации был направлен запрос о предоставлении выписки обо всех имеющихся объектах недвижимости в отношении заявителя и членов его семьи. <дата> были запрошены сведения обо всех имеющихся и имевшихся объектах недвижимого имущества Миллер Д.А. и членом его семьи и было установлено, что Миллер Ю.В. обладала 1/2 долей в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, дата прекращения права <дата>. О данном факте Миллер Д.А. администрацию г.Енисейска не уведомил при сдаче документов по постановке на учет <дата>. Кроме того, квартира по адресу: <адрес> была приобретена семьей Миллер на основании договора купли-продажи, в котором указана стоимость квартиры <данные изъяты>. Истец указывает, что фактическая стоимость квартиры <данные изъяты>, однако доказательств передачи денежной суммы в размере <данные изъяты> в материалы дела представлено не было. При этом <дата> семьей Миллер было приобретено транспортное средство «Тойота Корона», 1993 года выпуска, рыночная стоимость которого составляет <данные изъяты>. После продажи квартиры на <адрес> приобретения транспортного средства оставшаяся сумма составляет <данные изъяты>. Действия по продаже жилого помещения по адресу: <адрес> являются ухудшением жилищных условий, поскольку на полученную от продажи сумму семья Миллер приобрела транспортное средство, а жилое помещение по адресу: <адрес> было приобретено за счет средств материнского капитала.

В судебном заседании третье лицо Миллер Ю.В. пояснила, что с решением суда она согласна, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения суда.

В соответствии со статьей 50 (части 4, 5) ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет, со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Приложением N 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

- молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил;

- наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты

В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).

Таким образом, в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к Подпрограмме) участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая в том числе, условию признания нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Аналогичные условия были предусмотрены и долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей» на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 г. N 596-п, действовавшей до 01.01.2014 года.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 514-п утверждена и вступила с 01.01.2014 года в действие государственная программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», в рамках которой также предусмотрена подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 - 2018 годы, которая реализует мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и ее подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (в связи с окончанием срока действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», реализуемой ранее в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы).

При этом Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (являющимися приложением № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы) предусмотрены те же условия и основания постановки граждан на учет и предоставления социальных выплат для приобретения жилья, аналогичные основаниям, предусмотренным ранее действующей подпрограммой.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, супруге истца - Миллер Ю.В. принадлежала 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 44,6 кв.м. Вторым собственником данной квартиры являлась сестра Миллер Ю.В. - А..

На основании договора купли-продажи от <дата> данная квартира была продана Миллер Ю.В. и А. за <данные изъяты> рублей. Согласно пояснений истца и третьего лица Миллер Ю.В., полученная от продажи 1/2 доли квартиры сумма в виде половина стоимости квартиры по договору была направлена ими на оплату стоимости приобретенной <дата> квартиры, расположенной по адресу <адрес>.

Стоимость приобретенной квартиры по договору от <дата> составила <данные изъяты>, уплаченных за счет денежных средств, предоставляемых по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, выданному на основании решения пенсионного органа от <дата> , посредством зачисления средств на расчётный счет продавца, открытый в Восточно-Сибирском Сбербанке РФ, при этом согласно устному соглашению между сторонами <данные изъяты> 950 000 рублей, недостающая сумма денежных средств была передана продавцу квартиры наличными денежными средствами, без оформления письменной расписки в ее получении.

На момент признания семьи Миллер нуждающейся в жилом помещении, семья Миллера Д.А. в составе 5 человек, в том числе трое несовершеннолетних детей, были зарегистрированы и проживали в квартире, расположенной по адресу <адрес>, принадлежащей им на праве общей долевой собственности (в размере ? доли в праве каждому, за исключением Миллера Я.Д.), общая площадь квартиры 46,2 кв.м (на каждого из членов семьи по 9,24 кв.м при учетной норме 12 кв.м).

Постановлением главы администрации г. Енисейска -р от <дата> на основании решения жилищной комиссии от <дата> Миллер Д.А. с составом семьи 5 человек (в том числе супруга и трое детей) был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей», в виду обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы.

На основании поданного Миллером Д.А. <дата> в администрацию г. Енисейска заявления о признании его семьи участником долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы и заявления о включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2012-2015 годы, он и члены его семьи были включены в список молодых семей - участников данных программ.

Распоряжением главы администрации г. Енисейска -р от <дата> семья Миллера Д.А. была признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках Муниципальной программы «Муниципальная поддержка населения города Енисейска» «Обеспечение жильём молодых семей» на 2013-2016 годы долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы», утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 247-п (с последующими изменениями и дополнениями).

Распоряжением главы администрации г. Енисейска -р от <дата> и в соответствии с решением заседания жилищной комиссии от <дата> семья Миллер была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2016 годы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Распоряжением и.о. главы администрации г. Енисейска -р от <дата> семья Миллер также снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и исключена из числа участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года № 514-п. Ранее вынесенное распоряжение от <дата> -р признано утратившим силу.

В качестве основания для снятия с учета в распоряжении указан п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, согласно которого граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Из протокола заседания жилищной комиссии от <дата> следует, что снятие семьи Миллер с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и исключение из списка участников жилищной программы осуществлено ввиду отчуждения Миллер Ю.В. принадлежащей ей 1/2 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу - <адрес>, общей площадью 44,6 кв.м, о чем не было сообщено администрации <адрес> при обращении Миллер Д.А. в декабре 2013 года с заявлением о постановке на учет, и наличия в собственности семьи еще одного жилого помещения, общей площадью 46,2 кв.м, расположенного по адресу - <адрес>. При этом жилищная комиссия исходила из совокупности площадей указанных жилых помещений, одно из которых было отчуждено до приобретения другого, и приходящейся на каждого члена семьи Миллер жилой площади в 13,7 кв.м, что превышало установленную решением Енисейского городского Совета депутатов от 13.06.2005 г. № 4-13 учетную норму площади жилого помещения на территории г. Енисейска, приходящегося на одного человека (12 кв.м).

Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании оспариваемых распоряжений незаконными и необходимости восстановить Миллера Д.А. с составом семьи пять человек в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и восстановить в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 - 2018 годы» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года.

При вынесении обжалуемого решения судом была дана оценка доводам ответчика, учтено, что 1/2 доля в праве на выше указанную квартиру была реализована супругой истца с целью дальнейшего приобретения в собственность семьёй Миллер отдельного жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу- <адрес>, то есть с целью улучшения жилищных условий семьи, данные действия не свидетельствуют о намеренном ухудшении истцом и членом его семьи своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете для получения социальной выплаты, а также то обстоятельство, что как на момент приобретения квартиры, так и в дальнейшем после рождения <дата> третьего ребенка, истец и члены его семьи имели право на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий. На дату подачи истцом соответствующего заявления в администрацию <адрес>, а именно на <дата> семья Миллер имела в собственности только одно жилое помещение, расположенное по адресу – <адрес>, в котором была зарегистрирована по месту жительства, истец и члены его семьи соответствовали критериям, установленным выше указанным Правилам и условиям участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы», а также краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2012 - 2015 годы, доказательств предоставления ими каких-либо недостоверных сведений при постановке на учет ответчиком не представлено.

Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, указанные выводы подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.

Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств и не могут быть приняты во внимание. В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Эти требования закона судом первой инстанции выполнены надлежащим образом поэтому суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда, а также для учета доводов апелляционной жалобы о несогласии с оценкой доказательств и направленных на переоценку фактических обстоятельств дела.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 7 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Енисейска Красноярского края Евланова О.О. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-16393/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Миллер Дмитрий Александрович
Ответчики
Администрация г.Енисейска
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края
Суворов Виктор Николаевич
Миллер Юлия Валериевна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Шиверская Анна Константиновна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
03.08.2020Судебное заседание
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020Передано в экспедицию
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2020Передано в экспедицию
05.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее