11RS0001-01-2019-012663-48 Дело № 2-8980/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой
с участием прокурора Щербаковой Н.В.,
представителей третьих лиц Чувьюрова А.А., Наговицыной Е.Н.,
при секретаре Гейнерт К.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 23 октября 2019 года дело по иску исполняющего обязанности Прокурора города Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности,
установил:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить: безопасные условия дорожного движения по автомобильным дорогам, расположенным в ... г. Сыктывкара на всем протяжении вдоль ..., на всем протяжении вдоль улиц ..., путем оборудования уличного освещения указанного участка автомобильной дороги в соответствии с п. 4.6.2 ГОСТ 33151-2014 в срок до ** ** **; безопасные условия эксплуатации автомобильных дорог вдоль улиц ... путем обустройства тротуара в соответствии с требованиями ГОСТ33151-2014, ГОСТ 33150-2014, СП 42.13330.2011 в срок до 01.09.2020. Заявленные требования мотивировал тем, что в прокуратуру обратилась ... Г.М. По ее обращению проведена проверка, и выявлены указанные недостатки.
Представитель прокуратуры г. Сыктывкара Щербакова Н.В., представитель третьего лица УМВД России по г. Сыктывкару Чувьюров А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали. Представитель третьего лица МКП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомсервис» Наговицына Е.Н. заявленные требования оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании участия не принял, извещен надлежаще.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой города Сыктывкара проведена проверка по обращению гражданки ... Г.М. о нарушении требований законодательства о безопасности дорожного движения при организации уличного освещения и тротуаров в ....
В ходе проверки ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару проведено обследование дорожной сети в ... поляна на предмет ее соответствия нормам освещения в темное время суток и соответствия условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
В ходе обследования установлено, что вдоль ... отсутствуют тротуары.
Кроме того, в ... г. Сыктывкара на всем протяжении ... отсутствует стационарное наружное освещение.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что обязанность по организации уличного освещения и тротуаров должна быть возложена на администрацию МО ГО «Сыктывкар».
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об автомобильных дорогах) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечиваются уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ч. 9 ст. 6 Федерального закона об автомобильных дорогах к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 5 ч. 1 ст. 26 Устава МО ГО «Сыктывкар» к вопросам местного значения, находящимся в ведении МО ГО «Сыктывкар», относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с п. 5.6.1 Правил благоустройства муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утв. Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» №24/2017-330 от 28.10.2017, в рамках решения задачи обеспечения качества городской среды при создании и благоустройстве освещения и осветительного оборудования учитываются принципы комфортной организации пешеходной среды, в том числе необходимость создания привлекательных и безопасных пешеходных маршрутов, а также обеспечение комфортной среды для общения в местах притяжения людей.
Согласно пункту 6.2 указанных Правил, благоустройство территории МО ГО "Сыктывкар" заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих облагораживание и поддержание в исправном состоянии объектов улично-дорожной сети, инженерных сооружений (мостов, дамб, путепроводов и т.д.), объектов уличного освещения, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства.
Основным нормативным правовым актом, устанавливающим требования к состоянию автомобильных дорог, обустройству тротуаров и остановочных площадок является ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Технические требования. Правила применения» (далее - ГОСТ 33151-2014), ГОСТ 33150-2014. «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования.» (далее ГОСТ 33150-2014) и СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселения.» (далее СП 42.13330.2011).
Отсутствие тротуаров и стационарного наружного освещения улиц нарушает требования приведенных нормативно-правовых актов, что влечет нарушение прав граждан, в том числе несовершеннолетних пешеходов, которые подвергают свою жизнь и здоровье опасности. Безопасность дорожного движения на дорогах МО ГО «Сыктывкар» затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку спорные автомобильные дороги являются автомобильными дорогами местного значения и расположены в границах городского округа "Сыктывкар", в целях приведения освещения дорог в соответствие с требованиями действующего законодательства необходимо обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар», обеспечить безопасные условия дорожного движения, в соответствии с ГОСТ 33151-2014, ГОСТ 33150-2014, СП 42.13330.2011.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения – до 1.09.2020, который является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» обеспечить безопасные условия дорожного движения по автомобильным дорогам, расположенным в ... г. Сыктывкара на всем протяжении вдоль ..., путем обустройства тротуара в соответствии с требованиями ГОСТ33151-2014, ГОСТ 33150-2014, СП 42.13330.2011, в срок до 01.09.2020
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
...
Судья - Н.Е. Колосова