АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2-0207/8/2024 (№ 11-54/2024) |
12 августа 2024 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя под председательством судьи Власенко Ф.В.
при помощнике судьи Прасол А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 на решение мирового судьи судебного участка № 8 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 26 апреля 2024 года по гражданскому делу по иску ГУПС «Севтеплоэнерго» к ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, третьи лица ГУПС «УК «Гагаринского района-2» о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию
установил:
Решением мирового судьи судебного участка № 8 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 26 апреля 2024 года исковые требования ГУПС «Севтеплоэнерго» удовлетворены.
Суд взыскал с Солодкого И.И. в пользу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго задолженность за потребленную энергию за период с 01 октября 2020 года по 31 декабря 2023 года в размере 1849,83 руб., пеню за период с 02 января 2021 года по 31 декабря 2023 года в размере 407,04 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 руб.
Взыскал с Солодкой Н.А. в пользу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" задолженность за потребленную энергию за период с 01 октября 2020 года по 31 декабря 2023 года в размере 1849,83 руб., пеню за период с 02 января 2021 года по 31 декабря 2023 года в размере 407,04 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 руб.
Взыскал с Солодкой Н.И. в пользу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" задолженность за потребленную энергию за период с 01 октября 2020 года по 31 декабря 2023 года в размере 1849,83 руб., пеню за период с 02 января 2021 года по 31 декабря 2023 года в размере 407,04 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 руб.
Взыскал с Жаворонок Т.И. в пользу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" задолженность за потребленную энергию за период с 01 октября 2020 года по 31 декабря 2023 года в размере 1849,83 руб., пеню за период с 02 января 2021 года по 31 декабря 2023 года в размере 407,04 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 руб.
Не согласившись с решением мирового судьи, Солодкая Н.А., Солодкая Н.И., Солодкий И.И., Жаворонок Т.И. обратились с апелляционной жалобой на решение мирового судьи, в которой просят суд постановление мирового судьи отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе ее авторы приводят доводы об отсутствии в подъезде дома приборов отопления, в связи с чем, апеллянты не являются потребителями тепловой энергии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Солодкая Н.А., Солодкая Н.И., Солодкий И.И., Жаворонок Т.И., адвокат Панов А.А., действующий на основании ордера, апелляционную жалобу поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ГУПС «Севтеплоэнерго» Довгуняк В.Б., действующий на основании доверенности, просил оставить решение мирового судьи без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На апелляционную жалобу от ГУПС «Севтеплоэнерго» поступили письменные возражения.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Солодкая Н.И., Солодкая Н.А., Солодкий И.И., Жаворонок Т.И. являются собственниками по 1/4 доли каждый в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Указанный многоквартирный дом подключен к централизованным тепловым сетям ГУПС «Севтеплоэнерго».
Ввиду ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязательств по оплате тепловой энергии в период с 01 октября 2020 года по 31 декабря 2023 года по указанному выше адресу образовалась задолженность по оплате услуг теплоснабжения в размере 7 399,34 руб. и пеня за период с 02 января 2021 года по 31 декабря 2023 года в размере 1628,14 руб., о чем представлен соответствующий расчет.
Из материалов дела усматривается, что ГУПС «Севтеплоэнерго» ранее обращалось к мировому судье судебного участка №8 Ленинского судебного района города Севастополя о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчиков Солодкой Н.А., Солодкой Н.И., Солодкого И.И. спорной задолженности.
15 ноября 2023 года мировым судьей вынесен судебный приказ по гражданскому делу № 2-2003/8/2023 о солидарном взыскании с Солодкой Н.А., Солодкой Н.И., Солодкого И.И. задолженности за потребленную тепловую энергию за период с 01 октября 2020 года по 30 сентября 2023 года в размере по 6 884,34 руб., пени за период с 02 января 2021 года по 30 сентября 2023 года в размере 1 194,26 руб. и расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Определениями мирового судьи судебного участка №8 Гагаринского судебного района города Севастополя от 30 ноября 2023 года судебный приказ № 2-2003/8/2023 от 15 ноября 2023 года отменен.
При рассмотрении дела Солодкая Н.А., Солодкая Н.И., Солодкий И.И., Жаворонок Т.И. исковые требования не признали, ссылаясь на то, что договор о поставке коммунальной услуги между сторонами не заключен, многоквартирный дом к системе центрального отопления не подключен, принадлежащая апеллянтам квартира отапливается за счет индивидуальных источников отопления, стояки центрального отопления теплоизолированы, в местах общего пользования отопление отсутствует.
В подтверждение указанных обстоятельств, Солодкая Н.А., Солодкая Н.И., Солодкий И.И., Жаворонок Т.И. представили акт от 22 февраля 2024 года, утвержденный главным инженером ГУП «УК «Гагаринского района-2» об отсутствии в подъезде многоквартирного <адрес> в г. Севастополе приборов отопления, трубопроводных стояков, и отсутствии в техническом подполье врезки для подключения и подачи отопления.
Проанализировав вышеуказанные положения закона, подлежащего применению, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения мирового судьи, несостоятельности доводов апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Указанная обязанность конкретизирована в абзаце «и» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354).
Из положений ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
На основании ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В Постановлении от 20 декабря 2018 года №46-П Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, распределяется через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), отапливая не только соответствующие помещения, но и дом в целом, что по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии в внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Из указанных положений закона усматривается обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.
Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (ч. 3 ст.36 и п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отказ собственника или пользователей помещений в многоквартирных домах от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева многоквартирного дома тепловой энергии, может быть основан только на полном отсутствии фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажем системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома. Находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Общедомовой трубопровод системы централизованного отопления в силу п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 статьи 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
С 01 января 2019 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», которым были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее -Правила № 354), в том числе в порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Правилами № 354 определен единый порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению. Иными способами производить расчет платы не допускается.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил N 354.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с внесенными изменениями отключение отдельных помещений многоквартирного дома от системы централизованного отопления не прекращает потребление собственником такого помещения тепловой энергии на общедомовые нужды. Потребитель, отключивший централизованное отопление в квартире, должен платить за отопление на содержание общего имущества.
При этом, собственникам помещений, в которых выполнено переустройство, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим законодательством, предъявляется к оплате только объем тепловой энергии, потребляемый в помещениях общего пользования.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03 марта 2020 года № 2 7612-OJI/04, наличие или отсутствие радиаторов не влияет на расчет платы по отоплению в помещениях, входящих в состав общего имущества, не влияет на расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в данных помещениях и коммунальный ресурс, поступивший в многоквартирный дом, подлежит оплате собственниками помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по лицевому счету ответчиков жилого помещения многоквартирного дома, в котором выполнено переустройство, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, производится расчет платы в части потребления тепловую энергии на содержание общего имущества.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт б Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № ЗВ4-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (п. 10 и п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт «е» пункта 4 Правил № 354 и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Несмотря на то, что многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Таким образом, принимая во внимание равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома при распределении расходов на общедомовые нужды, собственники и пользователи всех помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются данные помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии вне зависимости от того, имеются ли трубопроводы отопления в помещениях, входящих в состав общего имущества, или нет, что отображено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 27 апреля 2021 года № 16-П).
Согласно абз. 7 пункта 42(1) Правил № 354 в целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги предоставляет в адрес исполнителя заявление. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с настоящим пунктом с расчетного периода, в котором предоставлено указанное заявление, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений, указанных в абзаце двенадцатом пункта б настоящих Правил.
Согласно абз. 7 п. 6 Правил № 354, управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» п. 17 Правил №354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя сведения, подтверждающие отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, в том числе копии документов, входящих в состав технической документации и подтверждающих указанные сведения (абз. 12 п. б Правил № 354).
В этой связи обязанность по предоставлению ресурсоснабжающим организациям, в том числе истцу, приведенных в Правилах № 354 сведений, которые являются основанием для расчета платы в соответствии с формулами 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1), лежит на управляющей организации в данном многоквартирном доме.
В письме за исх. № 658 от 22 марта 2024 года на запрос суда ГУПС «УК «Гагаринского района - 2» указывает, что схемами теплоснабжения и рабочими проектами теплоснабжения многоквартирного <адрес> не располагает, приборы отопления в подъезде указанного дома находятся в неисправном состоянии. При этом, элементы внутридомовой системы отопления расположены, в том числе, в подвале и в техническом этаже, также присутствуют и находятся в рабочем состоянии межквартирные стояки отопления, которые относятся к общему имуществу собственников многоквартирного дома.
Согласно сведениям ГУПС «БТИ» многоквартирный дом по адресу: г. Севастополь, <адрес>, подключен к центральному отоплению. Кроме того, в рамках мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду ГУПС «Севтеплоэнерго» проводились гидравлические испытания систем теплоснабжения указанного многоквартирного дома, что подтверждается соответствующими актами, представленными в материалы дела.
В ходе судебного разбирательства установлено и сторонами не оспаривалось, что ответчики от сетей центрального отопления отключены путем демонтажа радиаторов и изоляции транзитных стояков.
Однако данное обстоятельство ввиду отсутствия доказательств соблюдения установленного порядка такого отключения, не освобождает ответчиков от оплаты коммунальных услуг отопления общего имущества многоквартирного дома, осуществляемой посредством системы центрального отопления, в том числе и в случае отсутствия приборов отопления в местах общего пользования.
Также суд отмечает, что договор о предоставлении услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению является публичным договором в понимании ст. 426 ГК РФ, поэтому фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказавшей услуги.
Из статьи 548 ГК РФ следует, что правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Таким образом, отсутствие письменного договора не освобождает фактического потребителя от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной принадлежащими ему объектами.
Следовательно, судом в соответствии с вышеуказанными положениями закона постановлено законное решение об удовлетворении исковых требований ГУПС «Севтеплоэнерго».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене решения мирового судьи не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 8 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 26 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 12 августа 2024 года.
Судья Гагаринского
районного суда г. Севастополя Ф.В. Власенко