№ 2а-558/2020
№ 33а-6822/2020
Судья Грибанова Л.А.
Докладчик Кошелева А.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 18 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Рытиковой Т.А.
судей Кошелевой А.П., Тепляковой И.М.
при секретаре Громовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Искитима Новосибирской области – Богословской А.М. на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 26 мая 2020 года, которым административное исковое заявление Искитимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Искитима Новосибирской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить водоснабжение удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя администрации города Искитима Новосибирской области - Богословской А.М., представителя административного истца – Тимоховой М.К., представителя заинтересованного лица ООО «Водоканал» - Драчевой Л.Д., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Искитимский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Искитима Новосибирской области, в котором просил:
- признать незаконным, противоречащим ч.ч. 1,9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», бездействие администрации г. Искитима Новосибирской области, выразившееся в необеспечении водоснабжения по ул. Молодежная г. Искитима Новосибирской области;
- обязать администрацию г. Искитима Новосибирской области обеспечить водоснабжение ул. Молодежная г. Искитима в соответствии с требованиями ч.ч. 1,9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- установить срок для исполнения – 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что Искитимской межрайонной прокуратурой по обращению депутата Суворова О.Е. в интересах Трофимович Е.В. проведена проверка исполнения администрацией г. Искитима своих полномочий в сфере водоснабжения. В ходе проведенной проверки установлено, что на <адрес> отсутствует централизованное водоснабжение, а также отсутствуют источники нецентрализованного водоснабжения общего пользования. Ближайший к д. 6 по ул. Молодежной источник водоснабжения - водоразборная колонка, расположенная рядом с домом <адрес>. Наличие водозаборной колонки рядом с домом <адрес> не свидетельствует об исполнении требований по обеспечению водоснабжения жителей ул. Молодежная, поскольку наименьшее расстояние от улицы Молодежной до данной колонки составляет более 1 километра.
11.10.2019 межрайонной прокуратурой по итогам проверки главе г. Искитима внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства с требованием обеспечить водоснабжение граждан, проживающих по <адрес> Однако выявленные нарушения не устранены, требования прокурора не исполнены.
Таким образом, вопреки требованиям ч.ч. 1,9 ст. 7 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрацией г. Искитима не обеспечено водоснабжение <адрес> в установленном законом порядке, что нарушает права неопределенного круга лиц (проживающих и тех, которые будут проживать в жилых домах по ул. Молодежной) на получение услуги по водоснабжению.
Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 26 мая 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом признано незаконным и противоречащим ч.ч. 1, 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» бездействие Администрации г. Искитима Новосибирской области, выразившееся в необеспечении водоснабжения ул. Молодежная г. Искитима Новосибирской области.
На администрацию г. Искитима Новосибирской области возложена обязанность обеспечить водоснабжение ул. Молодежная г. Искитима в соответствии с требованиями ч.ч. 1, 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Установлен срок для исполнения - 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С указанным решением суда не согласилась администрация города Искитима Новосибирской области. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, принятии нового об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что на территории г. Искитима для решения вопроса местного значения, предусмотренного ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создано ООО «Водоканал». Данная организация является уполномоченным лицом по выдаче технических условий на подключение физических и юридических лиц к сети водоснабжения г. Искитима. Доказательств отказа ООО «Водоканал» в выдаче ТУ на подключение к сети водоснабжения административный иск не содержит.
Пункт 8.20 «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СниП 2.04.02-84» не предусматривает радиус действия водозаборной колонки.
Прокурором не указана конкретная норма права, предписывающая органу местного самоуправления в указанный прокурором срок обеспечить водоснабжение. Орган местного самоуправления самостоятельно реализует свои полномочия по вопросам местного значения в рамках запланированных бюджетом денежных средств. Понуждение судом к внеочередному решению вопроса местного значения является ограничением полномочий и нарушением принципа разделения властей.
Администрация г. Искитима не уклоняется от осуществления вопросов местного значения городского округа по водоснабжению ул. Молодежная г. Искитима Новосибирской области путем строительства централизованной системы водоснабжения. Так, 16.02.2018 подготовлено техническое задание на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство сетей водопровода (в том числе по ул. Молодежная). В указанных целях 14.02.2020 в адрес Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области направлено письмо с просьбой оказать финансовую поддержку, ответ на которое до настоящего времени не получен.
На апелляционную жалобу поданы письменные возражения административного истца.
На основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 62, ч.ч.9,11 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Бремя доказывания законности оспариваемых действий, бездействия возложено на административного ответчика.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 6 и ч.ч.1, 9 ст. 7 ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 4 ст. 10 Устава города Искитима, принятого решением Совета депутатов города Искитима Новосибирской области от 26.12.2012 № 170, и, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения административного иска имеются.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) организация в границах городского поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Устава города Искитима Новосибирской области, принятого решением Совета депутатов города Искитима Новосибирской области от 26.12.2012 № 170, в действующей редакции к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа водоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров водоснабжения.
В силу ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 71).
Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.
Поверхностные воды для нецентрализованного холодного водоснабжения (в части снабжения питьевой водой) могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий (пункт 72).
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3 (пункт 74).
Органы местного самоуправления информируют население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая информацию на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при отсутствии у органа местного самоуправления официального сайта такая информация размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 75).
Представленными в дело доказательствами, в том числе объяснениями лиц, участвующих в деле, подтверждено, что централизованное водоснабжение на ул. Молодежная в г. Искитиме в настоящее время отсутствует, при этом органом местного самоуправления не принято предусмотренных законом иных мер для обеспечения населения водоснабжением (организация нецентрализованной системы водоснабжения либо подвоз воды).
Указанное свидетельствует о допущенном незаконном бездействии по необеспечению органом местного самоуправления местного населения, проживающего на ул. Молодежная в г. Искитиме, водоснабжением установленным законом способом.
В связи с этим, административный иск удовлетворен обоснованно.
Доводы апеллянта о создании на территории городского поселения ООО «Водоканал», где возможно получить технические условия на подключение к централизованной сети водоснабжения, не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку централизованная система водоснабжения в настоящее время на ул. Молодежная г. Искитима отсутствует.
Вопреки указанию апеллянта, СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Актуализированная редакция СниП 2.04.02-84» с изменениями № 1, в пункте 11.19 предусматривает, что радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров. При этом административным ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что применительно к жителям улицы Молодежная г. Искитима водозаборные колонки установлены на допустимом расстоянии, не препятствующим жителям пользоваться водой.
Доводы о принятии ответчиком, начиная с 2018 года, мер по строительству на ул. Молодежная централизованного водоснабжения не свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия по необеспечению населения водой.
При отсутствии централизованной системы водоснабжения должны быть приняты меры по обеспечению населения водой иными установленными законом способами, чего административным ответчиком не сделано. Доказательств обратного не представлено. В административном иске прокурором не заявлено о незаконном бездействии, выраженном исключительно в необеспечении централизованного водоснабжения.
Срок для исполнения решения суда административному ответчику предоставлен разумный и достаточный, он основан на характере нарушенного права, в защиту которого прокурор обратился с настоящим иском. Каких-либо доказательств обратного, невозможности исполнения решения суда в указанный срок, апеллянтом не представлено.
Установление судом срока осуществления необходимых действий обосновано требованиями п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ и не свидетельствует о вмешательстве суда в решение вопроса местного значения.
Ссылки представителя апеллянта в суде апелляционной инстанции на обращение прокурора с иском не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах одного жителя - Трофимович Е.В., а также на то, что остальные жители сами обеспечили себя водой, в том числе путем установления скважин, также не могут быть приняты.
Вопросы обеспечения водоснабжением населения касаются неопределенного круга лиц, проживающих на территории соответствующего поселения, на которой (либо его части) отсутствует организованное в соответствии с законом водоснабжение. Обращение конкретного жителя за разрешением данного вопроса само по себе не свидетельствует, что иск подан только в его интересах.
Орган местного самоуправления в силу закона обязан организовать водоснабжение населения в соответствии с законом, потому организация такового самостоятельно населением не свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия. Более того, доказательств доводов в данной части ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 26 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Искитима Новосибирской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи