Дело № 2а-3119/2020 10 декабря 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Поковба А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Лукаша И. М. к Администрации муниципального образования «Емецкое», Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», главе муниципального образования «Емецкое» Савиной Н. В. о признании незаконным бездействия, понуждении осуществить дорожную деятельность,
установил:
Лукаш И. М. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Емецкое» о признании незаконным бездействия, понуждении осуществить дорожную деятельность.
В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, .... В данном жилом доме он периодически проживает в весенний, летний и осенний периоды времени, в соседнем доме длительное время проживали его родители. Постоянно он работает и проживает в г. Архангельске. В ... отсутствует стационарное уличное освещение вдоль единственной дороги общего пользования, тем самым нарушаются требования ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», нарушается его право на безопасность дорожного движения. Потому просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Емецкое» по надлежащему содержанию автомобильной дороги, проходящей в границах ... муниципального образования «Емецкое», в части оборудования её стационарным электрическим освещением, возложить на административного ответчика обязанность осуществить деятельность по приведению состояния автомобильной дороги, проходящей в границах ... муниципального образования «Емецкое», в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно оборудовать стационарное электрическое освещение на указанной дороге в границах населённого пункта и за его пределами на расстоянии от него не менее 100 метров.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены Администрация муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», глава муниципального образования «Емецкое» Савина Н. В.
В судебное заседание стороны и представитель заинтересованного лица Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Холмогорскому району не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщили.
В письменном отзыве на административный иск глава муниципального образования «Емецкое» Савина Н. В. просила рассматривать дело без участия представителя Администрации муниципального образования «Емецкое», указала, что с требованиями не согласна, поскольку полномочия по содержанию дорог относятся к полномочиям муниципального района, договор о передаче полномочий между муниципальным районом и сельским поселением не заключён.
Согласно письменному отзыву на административный иск представитель Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» считала, что административный иск следует удовлетворить к надлежащему административному ответчику, каким является Администрация муниципального образования «Емецкое». Полагала, что административный истец не относится к населению муниципального образования, так как постоянно не проживает в д. Орлово. В случае удовлетворения административного иска просила учесть, что при определении срока исполнения обязанности по организации освещения необходимо учитывать объективную необходимость проведения определённых процедур по проведению торгов и оформлению муниципального заказа, получению заключения государственной экспертизы и возможности строительства сети только в весенне-осенний период.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц.
Исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что административный истец Лукаш И. М. проживает в ..., периодически выезжает в ..., где у него имеется земельный участок с расположенном на нём жилым домом.
В границах данного населённого пункта имеется единственная дорога общего пользования. На всей протяжённости дороги (около 290 метров) отсутствует наружное уличное освещение, что подтверждается актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 8 октября 2018 года, протоколом об административном правонарушении от 11 декабря 2018 года, фототаблицей.
Доказательств обратного административными ответчиками в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Принимая во внимание приведённые выше обстоятельства, суд полагает установленным тот факт, что расположенная в д. Орлово дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределённого круга транспортных средств и пешеходов.
На основании части 1 статьи 5 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесён к числу полномочий, закреплённых за сельским поселением.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения отнесены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьёй 3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6). Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Частью 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу части 4 указанной статьи в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, среди прочего, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Из представленных в материалы дела фотографий усматривается, что спорный участок автомобильной дороги имеет износ асфальтобетонного покрытия, повреждения проезжей части: выбоины, продольные и поперечные выступы, углубления, крышка люка смотрового колодца значительно отклонена относительно уровня дорожного покрытия.
ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ Р 50597-93), утверждённый постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населённых пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Требования указанного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется с 1 января 1995 года на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населённых пунктов.
В силу пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1.
Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведёнными в СНиП <Дата> по конкретным видам работ.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см, глубине – 5 см.
Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведённым в таблице 2 (пункт 3.1.3 ГОСТ Р 50597-93).
Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2.0 см (пункт 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93).
Устранение недостатков, указанных в пунктах 3.1.9 и 3.1.10, следует осуществлять в течение не более суток с момента их обнаружения (пункт 3.1.12 ГОСТ Р 50597-93).
Таким образом, на момент рассмотрения дела работы по ремонту дорожного покрытия спорного участка дороги не выполнены, сроки, установленные ГОСТ Р 50597-93 для устранения недостатков покрытия проезжей части, не соблюдены.
Как следует из Положения о департаменте транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск», утверждённого решением Архангельской городской Думы от 21 сентября 2016 года № 389 (далее – Положение о департаменте), департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск» является юридическим лицом и представляет собой отраслевой орган Администрации муниципального образования «Город Архангельск», на который возложена задача по организации функционирования на территории муниципального образования «Город Архангельск» дорожного хозяйства, транспорта и связи.
Среди прочего к функциям департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск» отнесено: обеспечение осуществления мероприятий в области дорожного хозяйства и благоустройства, включая содержание и ремонт объектов дорожного хозяйства, содержание и текущий ремонт объектов благоустройства, переданных для управления департаменту; обеспечение в пределах своей компетенции проведения капитального ремонта объектов коммунального хозяйства (энергетики) и дорожного хозяйства, объектов благоустройства, объектов социальной сферы, объектов культурного наследия, объектов гражданской обороны и нежилых зданий (пункты 3.1, 3.6 Положения о департаменте).
Положение об Администрации муниципального образования «Город Архангельск» утверждено решением Архангельской городской Думы от 25 ноября 2015 года № 291.
В силу пункта 1.1 данного Положения Администрация муниципального образования «Город Архангельск» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск», наделённым уставом муниципального образования «Город Архангельск» полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск» федеральными законами и областными законами.
К компетенции Администрации муниципального образования «Город Архангельск» относится в числе прочего: исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, муниципальными правовыми актами городской Думы, главы муниципального образования «Город Архангельск», Администрации города; управление муниципальной собственностью в соответствии с законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, Администрация муниципального образования «Город Архангельск» и департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск» допустили незаконное бездействие при осуществлении дорожной деятельности на поименованном выше участке автомобильной дороги, нарушив права административного истца на безопасность при дорожном движении, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
При этом ссылка представителя указанных административных соответчиков на то обстоятельство, что спорный внутриквартальный проезд не внесён в Перечень автомобильных дорог общего пользования муниципального образования «Город Архангельск», утверждённый распоряжением мэрии города Архангельска от 10 февраля 2011 года № 251р, судом отклоняется. Отсутствие данной автомобильной дороги в перечне не освобождает орган местного самоуправления от обязанностей, возложенных на него федеральным законодательством.
В порядке восстановления нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым возложить на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обязанность организовать, а на департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск» обязанность обеспечить осуществление дорожной деятельности по приведению состояния участка проезжей части автомобильной дороги, расположенного между домом <№> по ... в городе Архангельске и гаражным забором со стороны Набережной Северной Двины, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в срок не позднее 01 октября 2018 года.
Указанный срок является разумным и достаточным для выполнения всех необходимых мероприятий по осуществлению дорожной деятельности на спорном участке проезжей части автомобильной дороги с учётом необходимости проведения предусмотренных законодательством закупочных процедур и невозможности проведения ремонтных работ в весенне-зимний период.
Администрации муниципального образования «Город Архангельск», департаменту транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск» следует сообщить об исполнении решения суду и административному истцу в срок не позднее одного месяца с момента фактического исполнения.
В удовлетворении административного иска к Правительству Архангельской области надлежит отказать, так как указанный орган является высшим исполнительным органом государственной власти Архангельской области общей компетенции и в его полномочия не входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом довод представителя Правительства Архангельской области о том, что производство по делу подлежит прекращению, судом во внимание не принимается, поскольку предусмотренных статьёй 225 КАС РФ оснований для прекращения производства по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, не имеется.
По правилам части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Таким образом, с административного ответчика Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Лукаша И. М. к Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, понуждении осуществить дорожную деятельность удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» по надлежащему содержанию дороги в границах ... в части оборудования дороги искусственным освещением.
Обязать Администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» организовать деятельность по оборудованию дороги в границах ... и за её пределами на участке не менее 100 м искусственным освещением.
В удовлетворении административных исковых требований Лукаша И. М. к Администрации муниципального образования «Емецкое», главе муниципального образования «Емецкое» Савиной Н. В. о признании незаконным бездействия, понуждении осуществить дорожную деятельность отказать.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в пользу Лукаша И. М. расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей (Триста рублей).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов