председательствующий Ларина Е.А. дело № 33-3819/2019
Апелляционное определение
19 июня 2019 года город Омск
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Щукина А.Г.
судей Будылка А.В., Чернышевой И.В.
при секретаре Будкевич О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Омской области о признании права собственности на скотомогильники, возложении обязанности по содержанию скотомогильника по апелляционным жалобам Министерства имущественных отношений Омской области, Правительства Омской области на решение Омского районного суда Омской области от <...> об удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения представителя ответчика Боярских М.И., объяснения прокурора Биенко Н.В., объяснения представителей третьих лиц Министерства сельского хозяйства Омской области Шишкина В.И., представителя Министерства имущественных отношений Омской области Степановой Т.А., представителя Управления Россельхознадзора по Омской области Ефимова С.В., представителей Главного управления ветеринарии по Омской области Савилова Д.А., Секина Е.Ю., ООО «Русском-Агро» Афонина Е.Г., судебная коллегия
установила:
Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Правительству Омской области о признании права собственности на скотомогильники, возложении обязанности по содержанию скотомогильника.
В обоснование иска указал на то, что по результатам проверки исполнения федерального законодательства о ветеринарии, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также в части организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, опасных для человека и животных, при содержании мест захоронения биологических отходов, проведённой в <...> года, выявлено ненадлежащее устройство, оборудование и санитарное состояние скотомогильника, образованного в <...> году и расположенного на территории Комсомольского сельского поселения, а также скотомогильника, образованного в <...> года и расположенного на территории Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. В ходе проверки установлено, что указанные скотомогильники не соответствуют требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологоческих отходов, утверждённых <...>. Территория скотомогильников заросла травой, на них имеются зарытые в грунт металлические ёмкости, внутри которых находятся биологические отходы (останки трупов павших животных). Землеотводные документы на скотомогильники не оформлены. Аналогичные нарушения были выявлены при комиссионных обследованиях скотомогильников, проведённых <...> и <...>. Данные объекты в собственность или ведение органов местного самоуправления не передавались, на их балансе не состоят, полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников, а также финансовые ресурсы на их содержание не передавались. По сведениям ТУ Росимущества в Омской области, а также филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области сведения об объектах недвижимости (скотомогильниках), расположенных на территории Комсомольского и Ачаирского сельских поселений Омского муниципального района Омской области, отсутствуют. <...> Прокуратурой Омской области в Правительство Омской области было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства по факту несоблюдения требований федерального законодательства об обращении с биологическими отходами, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе при содержании и эксплуатации расположенных на территории Омской области скотомогильников. Между тем, до настоящего времени Правительством Омской области не принято каких-либо действий по принятию указанных выше скотомогильников в государственную собственность Омской области и приведению их в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние, что ставит под угрозу эпидемиологическое благополучие муниципального образования и области в целом, жизнь и здоровье людей и животных.
На основании изложенного, уточнив при рассмотрении дела требования, истец просил признать право собственности Омской области на скотомогильники, расположенные на территории Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (на земельном участке с координатами 1) <...>; 2) <...>; 3) <...>; 4) <...>; 5) <...>; 6) <...>; 7) <...>; 8) <...>; 9) <...>; 10) <...>; 11) <...>; 12) <...>, расположенном в <...> от посёлка Ачаирский и в <...> м от автомобильной трассы Омск-Черлак) и на территории Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (на земельном участке с координатами 1) <...>; 2) <...>; 3) <...>; 4) <...>; 5) <...>; 6) <...>; 7) 54<...>, расположенном в <...> от посёлка Ачаир и в <...> м от автомобильной трассы Омск-Черлак); возложить на Правительство Омской области обязанность принять меры по обустройству и содержанию указанных скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным ветеринарным инспектором РФ <...> № <...>, не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определениями суда от <...>, от <...> к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрация Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, СПК «Ачаирский-1», ООО «Русском-Агро».
Заместитель Омского межрайоного природоохранного прокурора в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Правительства Омской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что обязанность по принятию в собственность, а также по принятию мер по обустройству и содержанию скотомогильников не может быть возложена на Правительство Омской области. Истцом не представлено доказательств того, что перемещение мест несанкционированного захоронения биологических отходов без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Омской области в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Указал, что для принятия в собственность Омской области скотомогильников (биотермических ям) необходимо определить областную организацию, за которой это имущество будет закреплено.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку скотомогильники не использовались органами государственной власти Омской области, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Омской области. Полагала возможным отнесение вопроса о закреплении собственности на скотомогильники к ведению органов местного самоуправления, так как в настоящее время отсутствуют нормы права, в силу которых нахождение скотомогильников в собственности муниципальных образований не допускается.
Представители третьих лиц Управления Россельхознадзора по Омской области, ООО «Русском-Агро» в судебном заседании полагали исковые требования подлежащим удовлетворению. Представитель ООО «Русском-Агро» пояснил, что при приобретении земельного участка ему не было известно о нахождении на нём скотомогильника. Не возражал против оформления находящегося на его участке скотомогильника в собственность Омской области.
Представитель третьего лица Главного управления ветеринарии Омской области оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Администрации Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, СПК «Ачаирский-1» в судебном заседании участия не принимали.
Решением суда признано право собственности Омской области на скотомогильники, расположенные на территории Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (на земельном участке с координатами 1) <...>; 2) <...>; 3) <...>; 4) <...>; 5) <...>; 6) <...>; 7) <...>; 8) <...>; 9) <...>; 10) <...>; 11) <...>; 12) <...>, расположенном в <...> от посёлка Ачаирский и в <...> м от автомобильной трассы Омск-Черлак) и на территории Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (на земельном участке с координатами 1) <...>; 2) <...>; 3) <...>; 4) <...>; 5) <...>; 6) <...>; 7) <...>, расположенном в <...> от посёлка Ачаир и в <...> м от автомобильной трассы Омск-Черлак). На Правительство Омской области в срок не позднее девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда возложена обязанность принять меры по обустройству и содержанию указанных скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Не соглашается с выводами суда о невозможности обращения в муниципальную собственность мест захоронения биологических отходов, так как в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Поэтому возможность нахождения скотомогильников в собственности муниципального образования не исключается в рамках реализации полномочий по вопросам местного значения, в том числе, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, согласно позиции Верховного Суда РФ, скотомогильники могут находиться как в собственности муниципального образования, так и в собственности субъекта РФ. Также не соглашается с выводами суда о допустимости обращения скотомогильников в собственность субъекта РФ, минуя установленный порядок учёта бесхозяйного имущества. Оформление прав на бесхозяйное имущество относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, основания для приобретения в собственность бесхозяйного имущества субъектом РФ действующим законодательством не предусмотрены. Повторно приводит доводы о недоказанности отнесения скотомогильников к объектам недвижимого имущества.
В апелляционной жалобе Правительство Омской области просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Не соглашается с выводами суда о том, что обязанность по устранению нарушений требований природоохранного и ветеринарного законодательства должна быть возложена на Правительство Омской области, так как положения подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ не относят решение вопросов по предупреждению и ликвидации эпидемий, защите населения от болезней, общих для человека и животных именно к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Правительство Омской области также не является главным распорядителем бюджетных средств, в том числе в отношении расходов, связанных с принятием объектов недвижимости в собственность Омской области. Приводит доводы, аналогичные доводам жалобы Министерства имущественных отношений Омской области о том, что места захоронения биологических отходов (в том числе бесхозяйных) могут быть обращены в муниципальную собственность, о несоблюдении порядка учёта бесхозяйного имущества, а также недоказанности отнесения скотомогильников к недвижимому имуществу.
В возражениях на апелляционные жалобы Управление Россельхознадзора по Омской области, Омский межрайонный природоохранный прокурор полагают решение суда законным и обоснованным.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще, для участия в судебном заседании явились представитель ответчика Боярских М.И., представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Омской области Степанова Т.А., поддержавшие апелляционные жалобы; прокурор Биенко Н.В., представители третьих лиц Министерства сельского хозяйства Омской области Шишкин В.И., представитель Управления Россельхознадзора по Омской области Ефимов С.В., представители Главного управления ветеринарии Омской области Савилов Д.А., Секин Е.Ю., ООО «Русском-Агро» Афонин Е.Г., возражавшие против их удовлетворения.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что <...> ветеринарным врачом БУ «ОЦВО» <...> в присутствии главы Ачаирского сельского поселения <...> представителя с/с <...> проведено комиссионное обследование скотомогильника, расположенного на территории Ачаирского сельского поселения. В ходе обследования установлено, что скотомогильник расположен в <...> м от автомобильной трассы Омск-Черлак, в <...> м - от села Ачаир. Площадь скотомогильника <...> кв. м, он обвалован, оконавлен, территория заросла травой. На территории скотомогильника имеется зарытая в грунт металлическая ёмкость (бочка), размерами <...> метра в диаметре и <...> метра в длину, зарыта на глубину <...> метра, имеется металлическая крышка. На дне металлической ёмкости имеются биологические отходы. Имеется въезд на территорию скотомогильника, шлагбаум отсутствует. Нет указателя «Скотомогильник». Землеотводные документы отсутствуют. Скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов.
<...> заведующим ветеринарной лечебницей Омского района БУ «ОЦВО» <...> помощником главы Администрации Ачаирского сельского поселения <...> ведущим специалистом ГУВ Омской области <...> главным специалистом управления сельского хозяйства было повторно произведено комиссионное обследование скотомогильника, расположенного на территории Ачаирского сельского поселения. В ходе обследования установлено, что скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов.
Впоследствии, <...> заведующим ветеринарной лечебницей Омского района БУ «ОЦВО» <...> государственным инспектором отдела Государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области <...> государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области <...> было вновь проведено комиссионное обследование скотомогильника, расположенного на территории Ачаирского сельского поселения. В ходе обследования комиссией установлено, что скотомогильник имеет прямоугольную форму, приведены его координаты: 1) <...>; 2) <...>; 3) <...>; 4) <...>; 5) <...>; 6) <...> 7) <...>. На территории скотомогильника имеется зарытая в грунт на глубину 3 метра металлическая ёмкость (бочка) размерами <...> метра в диаметре и <...> метра в длину, имеется металлическая крышка. На дне ёмкости имеются биологические отходы (останки трупов павших животных). Координаты ёмкости (бочки): 1) <...>; 2) <...>; 3) <...>; 4) <...> Скотомогильник не соответствует требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № <...> от <...>.
В тот же день (<...>) указанной комиссией было произведено обследование скотомогильника, расположенного на территории Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. В ходе обследования установлено, что скотомогильник расположен на северо-восток от посёлка Ачаирский на расстоянии около <...> метров от населённого пункта (посёлок Ачаирский) и в <...> метрах от автомобильной трассы Омск-Черлак. Площадь скотомогильника составляет около <...> кв. м, он обвалован, оканавлен, территория заросла травой. Территория скотомогильника имеет прямоугольную форму. Установлены его координаты: 1) <...>; 2) <...>; 3) <...>; 4) <...>; 5) <...>; 6) <...>; 7) <...>; 8) <...>; 9) <...>; 10) <...>; 11) <...>; 12) <...>. На территории скотомогильника имеется зарытая в грунт на глубину <...> метра металлическая ёмкость (бочка), размерами <...> метра в диаметре и 4 метра в длину, металлическая крышка отсутствует. На дне ёмкости имеются биологические отходы (останки трупов павших животных). Координаты ёмкости бочки: 13) <...>; 14) <...>; 15) <...>; 16) <...>. При въезде на территорию скотомогильника отсутствуют ворота и указатель «Скотомогильник». Землеотводные документы на данный скотомогильник не оформлены, он не соответствует требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 13-7-2/469 от 04 декабря 1995 года.
По итогам проверочных мероприятий, проведённых Омской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением Россельхознадзора по Омской области и Главным управлением ветеринарии Омской области, выявлено ненадлежащее обустройство скотомогильников, расположенных на территории Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и на территории Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
В объяснениях на имя Омского межрайонного природоохранного прокурора заведующий ветеринарной лечебницей Омского района БУ «Областной центр ветеринарного обеспечения» <...> указал на то, что в результате обследования скотомогильников, расположенных на территории Ачаирского сельского поселения и Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, установлено, что они не соответствуют требованиям ветеринарно-санитарных правил. В настоящее время они используются неустановленными лицами для захоронения в них павших животных, то есть, по назначению. Поскольку скотомогильники являются местами, в которых хранятся биологические отходы, они подлежат постановке на учёт с присвоением им индивидуальных номеров и оформлением ветеринарно-санитарных карточек. Кем вносились записи в карточки № <...> и № <...> ему не известно.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (биотермическую яму) № <...> скотомогильник расположен на территории Ачаирского сельского округа на расстоянии <...> метров от села Ачаир, <...> метров от автотрассы Омск-Черлак, находится в пользовании села Ачаир. Ограждения не имеется, первое захоронение биологических отходов – в <...> году. На протяжении <...> годов выявлены недостатки: отсутствие землеотводных документов, скотомогильник не оборудован в соответствии с нормами и правилами, нет ворот, нет указателя.
Из содержания ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник (биотермическую яму) № <...>, расположенный на территории Комсомольского сельского округа на расстоянии <...> метров от посёлка Ачаирский, следует, что данный скотомогильник находится в пользовании СПК «Ачаирский», посёлка Ачаирский, села Комсомол. Ограждение скотомогильника – обвалован, оканавлен. Первое захоронение биологических отходов было в <...> году. За период с <...> года по <...> год выявлены следующие недостатки: землеотводные документы не оформлены, предписание не выполнено. Скотомогильник не оборудован в соответствии с нормами и правилами.
По сведениям ТУ Росимущества в Омской области в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объектах недвижимости – скотомогильниках, расположенных на территории Комсомольского сельского поселения и Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
В Едином банке объектов собственности Омской области, в реестре муниципального имущества города Омска, в реестре муниципального имущества Омского муниципального района Омской области, в Едином государственном реестре недвижимого имущества, в учётно-технической документации БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» также отсутствует информация об указанных скотомогильниках.
В собственность Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области указанные выше скотомогильники не передавались.
Представление прокурора Омской области об устранении нарушений федерального законодательства в части надлежащего обустройства и содержания скотомогильников на территории Омской области, выданное на имя Губернатора Омской области в <...> года, до настоящего времени не исполнено.
Поскольку каких-либо действий по принятию скотомогильников в собственность Омской области и приведению их в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние до настоящего времени ответчиком предпринято не было, его дальнейшее бездействие ставит под угрозу эпидемиологическое благополучие муниципального образования и области в целом, жизнь и здоровье людей и животных, Омский межрайонный природоохранный прокурор предъявил в суде указанный иск.
Статьями 42, 72 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании положений статей 5, 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 указанного закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Согласно статье 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 2 Закона Омской области от 24 сентября 2015 года № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения поселения не относятся полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере обращения с биологическими отходами, осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также не предусмотрена возможность обращения в муниципальную собственность имеющихся на территории муниципального образования мест захоронения биологических отходов.
Данный вывод также соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 13 июня 2006 года № КАС06-193, которым признано недействующим содержащееся в пункте 6.1 утверждённых 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» положение, в соответствии с которым скотомогильники и биотермические ямы, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности. Проанализировав действующее законодательство, Верховный Суд РФ пришёл к выводу о том, что вопросы создания и содержания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации; возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьёй 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию и содержанию скотомогильников органам местного самоуправления не передавались.
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
На основании приведённых выше норм права, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, на которые возложена обязанность проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что скотомогильники, расположенные на территории Ачаирского сельского поселения и Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области относятся к собственности субъекта Российской Федерации – Омской области.
Доводы апелляционных жалоб, оспаривающие приведённые выше выводы суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность нахождения скотомогильников в собственности муниципального образования.
Вопреки доводам жалоб, владение местами захоронения биологических отходов, расположенных на территории муниципального образования, не может вменяться ему в обязанность, так как полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьёй 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались. Аналогичная позиция изложена в пункте 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010 года, утверждённого Постановлением Президиума Верховного Суда от 15 сентября 2010 года.
Ссылка Министерства имущества на определение Верховного Суда РФ от 29 декабря 2014 года по делу № 302-ЭС14-6940 не может быть принята во внимание, поскольку данное определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ принято по конкретному делу с иными обстоятельствами.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок размещения и строительства скотомогильников (биотермических ям), а также их эксплуатации установлен Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждёнными Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2-469.
В данной связи, поскольку скотомогильники, расположенные на территории Ачаирского сельского поселения и Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принадлежат на праве собственности Омской области, а требования Омского межрайонного природоохранного прокурора предъявлены в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц с целью обеспечения права на благоприятную окружающую среду, обеспечение эпидемиологического благополучия населения, суд первой инстанции возложил на Правительство Омской области обязанность по принятию мер по обустройству и содержанию скотомогильников в соответствии с требованиями указанных выше Правил.
Доводы жалобы Правительства Омской области о том, что оно не является главным распорядителем бюджетных средств, в связи с чем на него не могут быть возложены расходы, связанные с содержанием данного имущества, являются несостоятельными, так как Правительство Омской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Омской области и осуществляет меры по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, в связи с чем распределяет на это денежные средства.
Соответственно, Правительство Омской области вправе и определить орган, непосредственно исполняющий указанную обязанность, и наделить его денежными средствами.
В то же время согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Таким образом, поскольку Омская область является собственником скотомогильников, расположенных на территории Ачаирского сельского поселения и Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, соответственно, она вправе по своему усмотрению совершать в отношении указанного имущества любые действия, в частности, осуществлять его дальнейшую эксплуатацию с соблюдением ветеринарно-санитарных правил либо распорядиться им, в том числе ликвидировать поименованные скотомогильники.
Возложение на ответчика обязанности по принятию мер по обустройству и содержанию скотомогильников в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждёнными Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2-469, не лишает его возможности отказаться от своего права собственности на скотомогильники, ликвидировав их в установленном порядке.
По изложенным выше причинам доводы апелляционных жалоб Правительства Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области о несоблюдении порядка учёта бесхозяйного имущества, а также о недоказанности отнесения скотомогильников к недвижимому имуществу, иные доводы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Поскольку в рассматриваемом деле обстоятельство того, кто является собственником скотомогильников, являлось обстоятельством, подлежащим доказыванию, факт принадлежности скотомогильников Омской области установлен судебным разбирательством, при этом соответствующий иск был предъявлен лицом, не являющимся собственником либо владельцем данного имущества, целью его обращения в суд было приведение содержания скотомогильников в соответствие с поименованными выше ветеринарно-санитарными правилами, указание судом в резолютивной части решения на признание права собственности Омской области на скотомогильники, расположенные на территории Ачаирского сельского поселения и Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, излишне и подлежит исключению из неё.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Омского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения суда указание на признание права собственности Омской области на скотомогильники, расположенные на территории Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (на земельном участке с координатами 1) <...>; 2) <...>; 3) <...>; 4) <...>; 5) <...>; 6) <...>; 7) <...>; 8) <...>; 9) <...>; 10) <...>; 11) <...>; 12) <...>, расположенном в <...> от посёлка Ачаирский и в <...> м от автомобильной трассы Омск-Черлак) и на территории Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (на земельном участке с координатами 1) <...>; 2) <...>; 3) <...>; 4) <...>; 5) <...>; 6) <...>; 7) <...>, расположенном в <...> от посёлка Ачаир и в <...> м от автомобильной трассы Омск-Черлак).
Председательствующий
Судьи