Дело № 2а-932/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2020 года |
г. Саров |
Саровский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Ковалева Э.В. при секретаре Сазановой Т.Д., с участием помощника прокурора ЗАТО Саров Нижегородской области Воронова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Прокурора ЗАТО Саров Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Нижегородской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
Установил :
Прокурор ЗАТО г. Саров Нижегородской области в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Нижегородской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки исполнения Федерального закона № 149-ФЗ от 27.06.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту- Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что на сайтах https://sarov.fort- prava.com, https://pravax-v-rf.com, https://sarov.prava-na-avto.com/ размещена информация о выдаче водительских удостоверений без прохождения экзаменов на право управления транспортными средствами за плату. На указанных сайтах также предоставляется возможность приобретения водительских удостоверений категории D. Вышеуказанные сайты не содержат сведений о лицах, предоставляющих данные услуги. Вход на указанные сайты свободный, не требует регистрации.
Законом запрещено распространение указанной информации, в связи с чем, распространение указанной информации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
На основании Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», прокурор просил суд признать информацию, размещенную на Интернет-страницах сайтов по адресам https://sarov.fort- prava.com, https://pravax-v-rf.com, https://sarov.prava-na-avto.com/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца Воронов Д.А. поддержал заявление, просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица – Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу Павельева Т.Л. просила рассмотреть дело в её отсутствие, направила письменный отзыв на заявление.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Заслушав Воронова Д.А., исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Закона об информации).
В силу ст. 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации, т.е. использование предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.
Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».
В соответствии с ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Таким образом, получение водительского удостоверения, подтверждающего право управления транспортным средством, возможно лишь после прохождения соответствующих экзаменов, правила проведения которых утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами». Получение водительских удостоверений без прохождения экзамена на право управления транспортными средствами незаконно.
Часть 1 статьи 327 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Приобретение в нарушение вышеуказанных требований законодательства водительских удостоверений категории D, предоставляющих возможность управления автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, в дальнейшем может привести к нарушению прав детей на безопасность при организации их перевозок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, информация, размещённая на вышеуказанном сайте, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (документам об образовании), формирование интереса к данному виду услуг и её продвижение на рынке.
Пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установлено, что реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.
Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или ркламораспространителем законодательства о рекламе, следовательно, указанная норма предусматривает ответственность в том числе и за распространение информации (рекламы) нарушающей требования Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Судом установлено, что на Интернет-страницах сайтов по адресам https://sarov.fort- prava.com, https://pravax-v-rf.com, https://sarov.prava-na-avto.com/ размещена информация о выдаче водительских удостоверений без прохождения экзаменов на право управления транспортными средствами за плату. На указанных сайтах также предоставляется возможность приобретения водительских удостоверений категории D.
Размещение на сайтах с URL-адресами https://sarov.fort- prava.com, https://pravax-v-rf.com, https://sarov.prava-na-avto.com/ информации побуждает неопределенный круг лиц к нарушению законодательства.
Информация о выдаче водительских удостоверений без прохождения экзаменов на право управления транспортными средствами за плату, размещенная на сайтах с URL-адресами https://sarov.fort- prava.com, https://pravax-v-rf.com, https://sarov.prava-na-avto.com/ является информацией, распространение которой запрещено.
Учитывая приведенные правовые нормы, суд признает информацию, размещенной в сети Интернет на страницах по адресам https://sarov.fort- prava.com, https://pravax-v-rf.com, https://sarov.prava-na-avto.com/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, поскольку на вышеуказанных Интернет-сайтах размещена информация о выдаче водительских удостоверений без прохождения экзаменов на право управления транспортными средствами за плату. На указанных сайтах также предоставляется возможность приобретения водительских удостоверений категории D.
Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории РФ в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, установлен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ решение суда будет являться основанием для включения доменного имени указанного сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информации, распространение которой в РФ запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
Решил :
Административные исковые требования Прокурора ЗАТО Саров Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Нижегородской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах по адресам https://sarov.fort- prava.com, https://pravax-v-rf.com, https://sarov.prava-na-avto.com/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Вступившее в силу судебное решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (... для внесения сведений в Единый реестр.
Решение суда является основанием для включения указателя страницы сайтов по адресам https://sarov.fort- prava.com, https://pravax-v-rf.com, https://sarov.prava-na-avto.com/ в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 07 сентября 2020 года.
Судья |
Э.В. Ковалев |
|