Дело № 35RS0010-01-2020-011857-47
Судебное производство № 2-6887/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Вологда 17 декабря 2020 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Зайцевой А.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Шухтиной В.И., с участием представителя истца – Романычева Е.А., представителя ответчика – Зингер Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВологдаСтрой» к Марсовой Г.Ф. о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
ООО «ВологдаСтрой» обратилось в суд с иском к Марсовой Г.Ф. о взыскании неосновательного обогащения, в обоснование требований указав, что решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 апреля 2019 года по делу № А13-153/2019 ООО «ВологдаСтрой» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на 5 месяцев. Конкурсным управляющим ФИО1 выявлены перечисления денежных средств Марсовой Г.Ф. в размере 3 133 888 рублей 77 копеек (15 января 2018 года) с назначением платежа: «оплата по договору цессии от 09.01.2018», однако, конкурсный управляющий не располагает указанным договором, а перечисления считает неосновательным обогащением, которые и просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании представитель истца - конкурсного управляющего ООО «ВологдаСтрой» - Романычев Е.А., исковые требования поддержал в полном объёме по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить, касаемо правовой позиции ответчика обратил внимание суда на мнимый характер взаимоотношений, на которые ссылается сторона ответчика, в производстве Арбитражного суда Вологодской области находится ряд дел на предмет оспаривания сделок, направленных на вывод ФИО3 активов предприятия, в результате чего обанкротилось ООО «ВологдаСтрой», перечисление денежных средств произведено ФИО2, (директором ООО «ВологдаСтрой»), который является лицом, действующим в интересах ФИО3
В судебном заседании интересы ответчика представляла Зингер Т.М., которая возражала против удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указав, что конкурсному управляющему ООО «ВологдаСтрой» передана документация о финансово-хозяйственной деятельности должника за трёхлетний период до момента возбуждения процедуры банкротства, оплата произведена Обществом на основании уступки права требования, заключённого между Марсовой Г.Ф. и ФИО3 по требованиям к ООО «ВологдаСтрой», которое в период с 2016 по 2018 годы являлось застройщиком, 1 апреля 2017 года между ООО «ВологдаСтрой» и индивидуальным предпринимателем ФИО3 был заключён договор подряда, по условиям которого ФИО3 обязался выполнить работы на объекте строительства ООО «ВологдаСтрой» - отделочные работы мест общего пользования секции № и помещений техподополья на объекте – жилой дом на земельном участке с кадастровым номером № в городе Вологде, общая стоимость договора составила 30 145 250 рублей, срок выполнения работ –с 1 апреля по 3 июля 2017 года, работы ФИО3, выполнены в полном объёме, а 9 января 2018 года между Марсовой Г.Ф. и ФИО3 заключён договор цессии, согласно которому ФИО3 уступил Марсовой Г.Ф. право требования к ООО «ВологдаСтрой» по договору подряда от 1 апреля 2017 года в размере 3 133 888 рублей 77 копеек, указанная сумма получена Марсовой Г.Ф. от ООО «ВологдаСтрой» как новым кредитором.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 апреля 2019 года по делу № А13-153/2019 ООО «ВологдаСтрой» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на 5 месяцев.
Конкурсный управляющий ФИО1, действуя в соответствии со статьёй 129 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в целях реализации мероприятий, направленных на поиск, выявление, возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, обращается в суд с иском к Марсовой Г.Ф. о взыскании неосновательного обогащения, основанием к чему является отсутствие, по мнению истца, оснований для перечисления ей Обществом денежных средств в размере 3 133 888 рублей 77 копеек.
Заявляя о наличии оснований для перечисления Марсовой Г.Ф. Обществом денежных средств в размере 3 133 888 рублей 77 копеек, сторона ответчика указывает на состоявшийся 9 января 2018 года между ФИО3 и Марсовой Г.Ф. договор уступки права требования ФИО3. 3 133 888 рублей 77 копеек к ООО «ВологдаСтрой» по договору подряда от 1 апреля 2017 года, по условиям которого ФИО3 обязался выполнить работы на объекте строительства ООО «ВологдаСтрой» - отделочные работы мест общего пользования секции № помещений техподполья на объекте строительства –жилой дом на земельном участке с кадастровым номером № в г.Вологде.
Не соглашаясь с иском, сторона ответчика указывает в числе прочего и на то обстоятельство, что вышеназванные договоры не признаны недействительными, а потому истец не имеет правового основания требовать взыскания денежных средств.
Разрешая настоящий спор суд, исходит из положений статьи 1102 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса, в числе которых указаны следующие ситуации:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Распределяя бремя доказывания по данной категории споров, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 2 за 2019 год, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 17 июля 2019 года, возлагает на истца обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд находит обоснованной ссылку стороны истца на мнимость взаимоотношений между Марсовой Г.Ф, и ФИО3 указывает ряд обстоятельств, в числе которых отдельного внимания заслуживают следующие.
Добросовестный ответчик должен располагать документами, обосновывающими уступленное требование, по условиям договора цессии от 9 января 2018 года кредитор передаёт новому кредитору правоустанавливающие документы, связанные с уступкой права требования, вытекающего из договора. Вместе с тем, представленная копия договора подряда не заверена надлежащим образом, а договор цессии не одержит надлежащих реквизитов, по которым можно было бы соотнести договор с представленным суду стороной ответчика договором подряда.
Определяя понятие доказательств, статья 55 Гражданского процессуального кодекса РФ, указывает, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. При этом, эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В этой связи, суд принимает во внимание, что, ходатайствуя 12 ноября 2020 года об отложении рассмотрения дела, представитель истца Зингер Т.М. суду, помимо прочего, сообщила, что денежные средства были перечислены на Марсову Г.Ф. по поручению её дочери – ФИО4, являвшейся работников ООО «ВологдаСтрой» с 2016 года, данные денежные средства были получены ФИО4 от ООО «ВологдаСтрой» в качестве <данные изъяты> ФИО3 (учредитель, участник ООО «ВологдаСтрой»), денежные средства перечислены Марсовой Г.Ф., поскольку на тот период ФИО4 находилась за пределами Российской Федерации и не могла распорядиться средствами.
С учётом видоизменяющейся позиции ответчика, в отсутствие надлежащих доказательств обоснованности получения Марсовой Г.Ф. денежных средств от ООО «ВологдаСтрой», признания стороной ответчика факта получения денежных средств в истребуемом истцом размере, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Удовлетворение исковых требований, в соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для взыскания с ответчика в пользу истца документально подтверждённых расходов по уплате госпошлины за рассмотрение дела судом, размер которой в соответствии со статьёй 333.19 Налогового кодекса РФ составляет 23 869 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 133 888 ░░░░░░ 74 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 23 869 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.