Дело №2-1691/2023 Председательствующий - судья Артюхова Э.В.
УИД 32RS0027-01-2022-002687-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3587/2023
г. Брянск 21 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Мариной Ж.В.,
судей областного суда Катасоновой С.В., Денисюка О.Н.,
при секретаре Бирюлиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Сенченко Н.М. на решение Советского районного суда г.Брянска от 16 июня 2023 года по иску Сенченко Н.М. к АО «Газпром газораспределение Брянск» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов.
Заслушав доклад по делу судьи Катасоновой С.В., объяснения истца Сенченко Н.М., ее представителя Шароварина В.В., возражения представителя ответчика АО «Газпром газораспределение Брянск» Кузьминой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сенченко Н.М. обратилась в суд с иском к АО «Газпром газораспределение Брянск» о признании отказа в подключении газоиспользующего оборудования в рамках догазификации незаконным и понуждении выдать согласие на подключение к газопроводу. В обоснование иска указала, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, который расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 562 кв.м. Истец имеет намерение газифицировать свой жилой дом. При этом она имеет возможность газифицировать свой объект недвижимости исключительно путем присоединения к газопроводу, находящемуся в собственности АО «Газпром газораспределение Брянск». На обращение (заявку) Сенченко Н.М. от 14.12.2021 г. № 32-01-0003402 о заключении договора подключения (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации, расположенного внутри границ СНТ «Импульс» было отказано. Из сообщения от 14.12.2021 г. следует, что СНТ располагается вне границ населенного пункта. Считая отказ АО «Газпром газораспределение Брянск» в подключении объекта недвижимости к газопроводу без оплаты стоимости подключения необоснованным и незаконным истец просила суд признать незаконным отказ АО «Газпром газораспределение Брянск» в заключении договора на подключение газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации; обязать АО «Газпром газораспределение Брянск» заключить договор и выдать согласие на подключение домовладения расположенного по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
13.05.2022 г. между сторонами был заключен договор.
Истец полагает, что ответчиком были нарушены сроки исполнения обязательств по договору.
Ссылаясь на положения п. 1 ст. 702 ГК РФ, п. 1 ст. 708 ГК РФ, Закон «О защите прав потребителей», п. 5.2 Распоряжения Губернатора Брянской области от 29.12.2020 г. № 1064-рг «О внесении изменения в региональную программу газификации Брянской области на 2017-2021 годы», истец с учетом уточнений исковых требований просила суд взыскать с ответчика АО «Газпром газораспределение Брянск» в свою пользу неустойку за нарушение срока окончания работ по договору №/2022-534-БМРГ «о заключении договора подключения (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации» (за период с 30.09.2022 г. по 27.12.2022 г.) в размере 5 135 750 руб.; судебные расходы и издержки в сумме 10 000 руб.; компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб.; штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 16.06.2023 г. исковые требования Сенченко Н.М. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Сенченко Н.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования с учетом их уточнения удовлетворить. Считает, что уклонение ответчиков от дачи согласия лишает истца возможности получить технические условия подключения и препятствует получению газа из сети газораспределения. Указывает, что судом не опровергнут и ответчиком не оспорен факт отсутствия работ по газификации объекта истца в 2021, 2022 и начале 2023 года, что свидетельствует о нарушении ответчиком сроков исполнения распоряжения Губернатора Брянской области по газификации объектов по <адрес>. Также указывает, что договор о подключении (технолигическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газорапределения в рамках догазификации от 13.05.2022 г. № 2022-534-БМРГ был заключен с истцом за пределами сроков, определенных в распоряжении Губернатора Брянской области от 29.12.2020 г. № 1064-рг, чему судом не дана оценка.
В письменном возражении на апелляционную жалобу представитель ответчика АО «Газпром газораспределение Брянск» Кузьмина О.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Сенченко Н.М. и ее представитель Шароварин В.В., каждый в отдельности поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика АО «Газпром газораспределение Брянск» ФИО5 возражала против доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора. Односторонний отказ от исполнения обязательств и изменение его условий не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей (ст. 27 указанного Закона).
Порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен в Правилах подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 г. № 1547 (далее - Правила от 13.09.2021 г. № 1547).
Указанные правила содержат понятие «догазификации», под которой понимается осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сенченко Н.М. является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> который расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.
18.05.2021 г. между АО «Газпром газораспределение Брянск» и Сенченко Н.М. был заключен договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации от 13.05.2022 г. №2022-534-БМРГ.
Согласно п.1 договора исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, принадлежащего заявителю, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения до границ земельного участка без взимания его средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение физического лица, проложены газораспределительные сети, жилого дома по адресу: <адрес>
Согласно п.3 договора срок выполнения мероприятий по подключению домовладения и пуску газа составляет 30.09.2022 г.
Согласно п.11. договора плата за подключение (технологическое присоединение) состоит из платы за установку газоиспользующего оборудования, и (или) проектирование сети газопотребления, и (или) строительство либо реконструкцию внутреннего газопровода объекта капитального строительства, и (или) установку прибора учета газа, и (или) поставку газоиспользующего оборудования, и (или) поставку прибора учета газа.
В силу п.12 договора размер платы за подключение (технологическое присоединение) (далее - плата) определяется в соответствии с решением (за исключением платы за поставку газоиспользующего оборудования и (или) поставку прибора учета газа) и составляет 0 рублей 0 копеек, в том числе НДС 0 рублей 0 копеек.
25.08.2022 г. сторонами составлен акт приемки-сдачи выполненных работ по изготовлению проектно-сметной документации. Также, ответчик уведомил истца о необходимости обеспечения доступа к объекту капитального строительства для определения размера платы за подключение в пределах границ земельного участка.
29.09.2022 г. ответчиком в адрес истца направлено уведомление о продлении срока договора, а также для подписания дополнительного соглашения к договору о внесении изменений в п.3 договора (срок выполнения мероприятий не позднее 31.05.2023 г.).
Данное уведомление с приложением было возвращено в адрес ответчика с отметкой работника почтовой связи с истечением срока вручения.
24.10.2022 г. истцом, ответчиком и подрядчиком ООО «ТеплоСтройСервис» составлен акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления - газификация жилого дома по вышеуказанному адресу. В этот же день истцом и ответчиком был составлен акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), а именно исполнителю (ответчику) представлены: проектная документация объекта капитального строительства - газификация жилого дома по вышеуказанному адресу; сеть газопотребления, построенная на территории земельного участка заявителя (истца) по вышеуказанному адресу.
22.12.2022 г. ответчиком и подрядной организацией ООО «ТеплоГазСтрой» составлен акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения – газопровода – ввода низкого давления до границ земельного участка истца.
27.12.2022 г. истцом и ответчиком составлен акт о подключении (технологическом присоединении) №763.
Таким образом, судом установлено, что подключение сети истца состоялось после готовности сетей ответчика 22.12.2022 г. и сетей в границах домовладения истца 24.10.2022 г.
Судом также установлено, что распоряжением Губернатора Брянской области от 17.08.2017 г. № 719-рг была утверждена региональная программа газификации Брянской области на 2017 - 2021 годы. В последствие, распоряжением Губернатора Брянской области от 27.12.2021 г. №1179-рг, была утверждена Региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Брянской области на 2022-2031 годы (далее - Программа газификации).
Разделом 6 программы газификации предусмотрен сводный план-график догазификации, в котором определены сроки выполнения мероприятий по подключению заявителей.
26.12.2022 г. в региональную программу газификации были внесены изменения, которые утверждены распоряжением Губернатора Брянской области № 1398-рг, в том числе, предусматривающие изменение сроков подключения объектов, ранее включенных в пообъектный план-график.
В результате корректировки программы газификации был установлен новый срок необходимый для выполнения мероприятий по подключению (технологическому подключению) домовладения истца - май 2023г.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 702, 703, 708, 709, 720 ГК РФ, п.п. 53, 121, 123, подп. «и» п.52 Правил подключения газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 г. № 1547, п.п. 6,7 Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 г. № 903 и исходил из того, что догазификация в <адрес> осуществлялась в рамках Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на территории Брянской области на 2022 - 2031 годы, срок догазификации по адресу: <адрес>, утвержден распоряжением Губернатора Брянской области в рамках предоставленных законом полномочий этот срок продлен до мая 2023 года, в связи с чем суд не усмотрел оснований полагать права истца нарушенными со стороны АО «Газпром газораспределение Брянск».
Принимая во внимание, что в установленный распоряжением Губернатора Брянской области срок мероприятия газификации домовладения истца завершены АО «Газпром газораспределение Брянск», что подтверждается актом от 27.12.2022 г. приемки законченного строительством объекта сети газораспределения, суд не нашел оснований для взыскания неустойки в связи с нарушением сроков исполнения обязательств.
При этом, суд указал, что подп. «и» п. 52 Правил данная обязанность не предусмотрена, поскольку подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения до границ земельного участка заявителя осуществляется без взимания оплаты, а расчет неустойки, представленный истцом на основании Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», с учетом объема финансирования мероприятия по размещению газопровода низкого давления в целом территории по <адрес> в сумме 5 135 750 руб., является некорректным.
Также суд указал, что готовность проекта 25.08.2022 г. не является достаточным основанием для подключения, поскольку приемка законченного строительства объекта сетей - газификации жилого дома истца состоялась только 24.10.2022 г., при этом доказательств каких - либо препятствий со стороны ответчика материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказанности виновного поведения ответчика по отношению к истцу, суд также указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца о взыскании в его пользу с ответчика компенсации морального вреда, штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя, судебных расходов.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства с 18.10.2021 г. регулируется Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 г. № 1547.
В силу п. 53 данных Правил для заявителей, подключение которых осуществляется в рамках догазификации, сроки осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) определяются в соответствии с разделом VII настоящих Правил.
В соответствии с п. 78 Правил изменение условий договора о подключении осуществляется при согласии сторон договора о подключении и оформляется дополнительным соглашением.
Согласно п. 121 Правил срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона № 69-ФЗ развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, на основании топливно-энергетического баланса, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем исполнительно-распорядительного органа федеральной территории. Порядок разработки, утверждения и реализации указанных программ и схем устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 и п. 7 Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 г. № 903, разработку программ газификации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы публичной власти федеральной территории) совместно с единым оператором газификации (региональным оператором газификации). Программы газификации формируются на 10 лет и утверждаются руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (руководителями исполнительно-распорядительного органа федеральной территории). При необходимости в программы газификации вносятся изменения в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Согласно п. 6 (2) данных Правил предложения об изменении программы газификации, направляемые газораспределительными организациями и организациями - собственниками систем газоснабжения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти федеральной территории), в целях осуществления подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладении, принадлежащем физическим лицам, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам, без взимания средств с физического лица при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение физического лица, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа (далее - догазификация), в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 г. № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», подлежат включению в программу газификации (в сводный план-график догазификации и пообъектный план-график догазификации) в течение 7 рабочих дней со дня поступления предложений.
Региональной программой газификации Брянской области на 2017-2021 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Брянской области от 27.12.2021 г. № 1179-рг (с изменениями, которые утверждены распоряжением Губернатора Брянской области 26.12.2022 г. № 1398-рг), срок догазификации по <адрес> был перенесен на май 2023 г.
О переносе срока догазификации и выполнении мероприятий по подключению домовладения к сетям газораспределения Сенченко Н.М. уведомлялась письмом АО «Газпром газораспределение Брянск» от 29.09.2022 г., в котором также было направлено дополнительное соглашение к договору о внесении изменений в п.3 договора (срок выполнения мероприятий не позднее 31.05.2023 г.), однако указанное письмо не было получено Сенченко Н.М. и было возвращено в адрес отправителя за истечением срока хранения.
Таким образом, правильно определив характер спорных правоотношений и материальный закон, подлежащий применению, учитывая, что подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к сети газораспределение по договору от 18.05.2021 г. в рамках догазификации от 13.05.2022 г. № 2022-534-БМРГ, сроки которой установлены Региональной программой, утвержденной распоряжением Губернатора Брянской области от 27.12.2021 г. № 1179-рг (с изменениями, которые утверждены распоряжением Губернатора Брянской области 26.12.2022 г. № 1398-рг), ул.Урожайная и ул.Дормашевская в н.п. Верный путь, включены в Региональную программу газификации, со сроком до мая 2023 г., подключение сети истца состоялось после готовности сетей ответчика 22.12.2022 г. и сетей в границах домовладения истца 24.10.2022 г., но в пределах срока указанного в Региональной программе, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о взыскании неустойки в связи с нарушением сроков исполнения обязательств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств, чем та, которая дана судом.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, иное толкование норм материального права, и основанием к отмене решения суда являться не могут. Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешив спор в соответствии с материальным и процессуальным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 16 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Сенченко Н.М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий | Ж.В. Марина |
Судьи | О.Н. Денисюк |
С.В. Катасонова | |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 ноября 2023 года.