Производство № 2- 1505/2022
Дело (УИД) 59RS0035-01-2022-001874-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием представителя истца – Гиберт Ж.Г., действующей на основании доверенности,
представителя МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» - Акулова В.А., действующего на основании доверенности,
представителя администрации Соликамского городского округа – Тихомировой А.В., действующей на основании доверенности,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирпичёвой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Северного территориального отдела, предъявленного в защиту прав неопределенного круга потребителей, к Муниципальному бюджетному учреждению «Коммунальное хозяйство Тохтуева», администрации Соликамского городского округа о прекращении нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> в лице Северного территориального отдела обратилось в суд с иском к МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева», администрации Соликамского городского округа о прекращении нарушений санитарного законодательства. В обоснование иска указала, что основанием для подачи настоящего заявления являются факты нарушения требований санитарного законодательства РФ, установленные при рассмотрении материалов двух проверок, проведённых в отношении МБУ «Коммунальное хозяйства Тохтуева», выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению при эксплуатации источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения – артезианской скважины <данные изъяты>. С <дата> по <дата> в отношении МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» на основании распоряжения № от <дата> была проведена плановая документарная проверка с целью установления актов соблюдения либо несоблюдения обязательных требований действующего законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности. При проведении проверки согласно представленной контролируемым лицом информации установлено, что в систему централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения д. Чертёж входит одна артезианская скважина и водопровод общей протяжённостью 1 км. В ходе проверки были обнаружены, в том числе, следующие нарушения: разработка и согласование в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (скважины д. Чертёж, <...>) и водопроводов питьевого назначения с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствие с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.<дата>-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» отсутствует; санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта артезианской скважины д. Чертёж в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствие с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отсутствует; <дата> в отношении МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому хозяйственно-бытовому водоснабжению. Постановлением начальника Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ПК № от <дата> МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. Для устранения указанных выше нарушений МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» выдано предписание № от <дата> со сроком исполнения до <дата>, которое на момент подачи иска не обжаловано в установленном порядке. Согласно представленному <дата> ответу об исполнении предписания № указанные выше нарушения не устранены. <дата> в отношении МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» на основании распоряжения № от <дата> проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения предписания № от <дата>. При проведении проверки обнаружено, что нарушения не устранены. <дата> в отношении МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» был составлен административный протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства. Постановлением мирового судьи судебного участка № Соликамского судебного района от <дата> МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» признано виновным в совершении указанного правонарушения, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. Для устранения указанных выше нарушений МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» было выдано предписание № от <дата> со сроком исполнения до <дата>, предписание не обжаловано. Согласно представленной МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» информации проект зон санитарной охраны источника водоснабжения (артезианской скважины) в д. Чертёж отсутствует. В соответствии с открытыми данными, размещёнными в сети Интернет на официальном сайте Соликамского городского округа, реестра со сведениями о муниципальном недвижимом имуществе артезианская скважина по адресу: <...>, <...>, находится в собственности Соликамского городского округа. В свою очередь, данные объекты водоснабжения в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» от <дата>, с дополнительным соглашением к договору от <дата> администрацией Соликамского городского округа переданы в оперативное управление МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева». МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» действует на основании Устава, утверждённого постановлением администрации <...> от <дата> №-па. Согласно Уставу МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» одним из основных видов деятельности являются забор, очистка и распределение воды; распределение воды для питьевых и промышленных нужд (п.п. 2.4.4, 2.4.5 Устава). Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним имуществом в соответствие с назначением имущества, целями деятельности, законодательством РФ и <...>, муниципальными нормативными актами Соликамского городского округа, актами учредителя и настоящим Уставом (п.3.6). Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Соликамского городского округа. Порядок формирования муниципального задания и финансового обеспечения его выполнения определяются администрацией (п.3.11). Согласно Уставу МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» является юридическим лицом и несёт самостоятельную ответственность за свои действия (бездействия). МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» бюджетным учреждением, а функции и полномочия учредителя МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» от имени <...> осуществляет орган местного самоуправления Соликамского городского округа – администрация <...>. Собственником имущества МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» является муниципальное образование «Соликамский городской округ». Поскольку указанные выше нарушения санитарного законодательства не устранены в течение длительного времени, в настоящее время имеются все основания читать, что нарушения не будут устранены и в сроки, установленные предписанием № от <дата>, в связи с отсутствием финансовых средств. Исковое заявление обосновано тем, что грубые нарушения ответчиками действующего санитарно-эпидемиологического законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, а продолжение осуществления деятельности с нарушением требований санитарного законодательства РФ может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства. Просил суд возложить на МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (скважины <...>, <...>) и водопроводов питьевого назначения с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.<дата>-02;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта артезианской скважины д. Чертеж в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями ч.3 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Обязать администрацию Соликамского городского округа (№) в рамках имеющихся полномочий учредителя и главного распорядителя бюджетных средств обеспечить финансирование возложенных на Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальное хозяйства Тохтуева» обязанностей, а именно:
- разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (<...>, <...>) и водопроводов питьевого назначения с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта артезианской скважины д. Чертеж в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями ч.3 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В судебном заседании представитель истца – ФИО2 на иске настаивала по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» - ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал в полном объёме. Факт не устранения выявленных нарушений требований законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не оспаривал. Срок для исполнения <данные изъяты> является достаточным для устранения всех имеющихся нарушений. МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» не располагает самостоятельными денежными средствами в объеме, необходимом для устранения нарушений. По вопросу финансирования обращались к учредителю и главному распорядителю бюджетных средств - в администрацию Соликамского городского округа, денежные средства выделены в <дата>, в настоящее время ведутся работы по исследованию воды, которые будут закончены весной <дата>.
Представитель администрации Соликамского городского округа – ФИО4 в судебном заседании иск не признала по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на иск, где указала, что для выполнения предписания от <дата> № МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» необходимо в установленном порядке разработать и согласовать проект санитарной зоны водного источника, получить заключение на использование водного объекта. В свою очередь проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения требует проведения следующих мероприятий:
- подготовка проекта зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;
- проведение исследования воды;
- получение заключения;
- согласование проекта зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения с соответствующим органом.
Получение санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта включает в себя мероприятия: проведение исследования воды; получение заключения. МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» проведена следующая работа: в 2018 году для составления проекта зон санитарной охраны в составе 3-х поясов артезианской скважины в <...> заключён муниципальный контракт с ИП ФИО5 № от <дата>; ИП ФИО5 заключён муниципальный контракт от <дата> № на получение и утверждение лицензии на артезианскую скважину в <...>. ИП ФИО5 вышеназванные муниципальные контракты не исполнил. Для получения проекта организации зон санитарной охраны водозабора д<...> заключены договоры на проведение лабораторных испытаний воды из разводящей сети от <дата> № <дата>, на лабораторные испытания воды из артезианской скважины № <дата> от <дата> с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <...>». Временной период проведения лабораторных испытаний воды производится в течение года в 4 сезона (зима, весна, лето, осень) с момента отбора питьевой пробы. Ввиду отсутствия финансирования вышеназванные работы не проводились ранее. Срок, обозначенный в исковом заявлении, является недостаточным для исполнения указанных требований. Часть работ для заключения договоров на проведение лабораторных исследований воды администрацией была профинансирована. Для дальнейшего исполнения предписания необходимы дополнительные денежные средства. Администрация указывает на невозможность финансирования указанных мероприятий из бюджетных средств <дата>. Решением Думы Соликамского городского округа от <дата> № утверждён бюджет Соликамского городского округа на 2022 год и плановые периоды <дата>. В бюджете не заложены статьи расходов на вышеуказанные мероприятия в связи с признанием бюджета дефицитным. Также следует отметить, что процедура внесения изменений в муниципальную программу для выделения бюджетных денежных средств, процедура принятия бюджета муниципального образования является длительной. То есть с учётом времени вступления в законную силу решения суда, выделения на <дата> бюджетных средств, совершения необходимых мероприятий. Исполнение заявленных требований в указанные сроки видится невозможным. Оптимальным сроком будет являться исполнение указанных обязанностей в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
Статья 2 Конституции Российской Федерации определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.18, частями 1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Важнейшей гарантией прав и свобод личности является их обеспечение правосудием. Нормы главы 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющие принципы правосудия, обеспечивают эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке.
Статьи 41,42 Конституции Российской Федерации гарантируют гражданам права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно абзацу 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».
В соответствии с ч.1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии автономным учреждениям на иные цели.
В силу ст. 11 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Согласно статье 32 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ (ред. от <дата>) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В силу положений ч.1,2,3 ст. 23 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.<дата>-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» установлено, что настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3)
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4)
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально ( п. 1.11).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13).
Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п. 1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных. (п. 1.14)
Зона санитарной охраны водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов - санитарно - защитной полосой (п. 2.4.1)
Граница первого пояса ЗСО водопроводных сооружений принимается на расстоянии:
от стен запасных и регулирующих емкостей, фильтров и контактных осветлителей - не менее 30 м;
от водонапорных башен - не менее 10 м;
от остальных помещений (отстойники, реагентное хозяйство, склад хлора, насосные станции и др.) - не менее 15 м. (п. 2.4.2)
В судебном заседании установлено, что МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением администрации <...> от <дата> №-па. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества является муниципальное образование «Соликамский городской округ».
Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является орган местного самоуправления Соликамского городского округа администрация <...> (п. 1.9 Устава)
В соответствии с пунктом 2.4.4., 2.4.5 Устава одними из основных видов деятельности Учреждения являются забор, очистка и распределение воды; распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
Согласно п. 3.6 Устава учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением имущества, целями деятельности, законодательством РФ и <...>, муниципальными нормативными актами Соликамского городского округа, актами Учредителя и настоящим Уставом.
В силу ст. 3.11 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Соликамского городского округа. Порядок формирования муниципального задания и финансового обеспечения его выполнения определяются Администрацией.
В соответствии с п. 3.15 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного недвижимого имущества, закрепленных за Учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В период с <дата> по <дата> в отношении МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» на основании распоряжения № от <дата> была проведена плановая документарная проверка с целью установления актов соблюдения либо несоблюдения обязательных требований действующего законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности.
При проведении проверки согласно представленной контролируемым лицом информации установлено, что в систему централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения д. Чертёж входит одна артезианская скважина и водопровод общей протяжённостью 1 км. В ходе проверки были обнаружены, в том числе, следующие нарушения: разработка и согласование в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (скважины д. <...>, <...>) и водопроводов питьевого назначения с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствие с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.<дата>-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» отсутствует; санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта артезианской скважины д. Чертёж в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствие с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отсутствует.
<дата> в отношении МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Постановлением начальника Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ПК № от <дата> МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Для устранения указанных выше нарушений МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» выдано предписание № от <дата> со сроком исполнения до <дата>, которое на момент подачи иска не обжаловано в установленном порядке.
Согласно представленному <дата> ответу об исполнении предписания № указанные выше нарушения не устранены.
<дата> в отношении МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» на основании распоряжения № от <дата> проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения предписания № от <дата>.
При проведении проверки обнаружено, что нарушения не устранены. <дата> в отношении МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» был составлен административный протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Соликамского судебного района от <дата> МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» признано виновным в совершении указанного правонарушения, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Для устранения указанных выше нарушений МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» было выдано предписание № от <дата> со сроком исполнения до <дата>, предписание не обжаловано.
Согласно представленной МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» информации проект зон санитарной охраны источника водоснабжения (артезианской скважины) в д. Чертёж отсутствует.
В соответствии с открытыми данными, размещёнными в сети Интернет на официальном сайте Соликамского городского округа, реестра со сведениями о муниципальном недвижимом имуществе артезианская скважина по адресу: <...>, <...>, находится в собственности Соликамского городского округа. В свою очередь, данные объекты водоснабжения в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» от <дата>, с дополнительным соглашением к договору от <дата> администрацией Соликамского городского округа переданы в оперативное управление МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева».
На момент рассмотрения дела нарушения санитарного законодательства не устранены. Данные обстоятельства представителями ответчиков в ходе судебного заседания не оспаривались.
Неисполнение ответчиками требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства создает реальную угрозу жизни и здоровья людей, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а продолжение осуществление деятельности с нарушением требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РФ может нанести существенный вред охраняемым интересам личности общества и государства.
С учетом вышеизложенного, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> в лице Северного территориального отдела, предъявленные в защиту прав неопределенного круга потребителей, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом характера возложенных на ответчиков обязанностей, объема работы, подлежащей выполнению, суд полагает необходимым установить срок исполнения настоящего решения суда – 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Также с учетом заявленных требований суд считает необходимым возложить на МБУ «Коммунальное хозяйства Тохтуева», администрацию Соликамского городского округа обязанность представить в Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <...> информацию с подтверждающими документами об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня истечения срока его исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> в лице Северного территориального отдела (№ №), предъявленного в защиту прав неопределенного круга потребителей удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальное хозяйства Тохтуева» (ОГРН №) обязанность устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
- разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (скважины д. <...>, <...>) и водопроводов питьевого назначения с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.<дата>-02;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта артезианской скважины д. Чертеж в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями ч.3 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Обязать администрацию Соликамского городского округа (№) в рамках имеющихся полномочий учредителя и главного распорядителя бюджетных средств обеспечить финансирование возложенных на Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальное хозяйства Тохтуева» обязанностей, а именно:
- разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источника централизованного хозйственно-питьевого водоснабжения (скважины д. <...>, <...>) и водопроводов питьевого назначения с планом мероприятий для источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.<дата>-02;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта артезианской скважины д. Чертеж в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями ч.3 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Срок исполнения настоящего решения установить – 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальное хозяйства Тохтуева», администрацию Соликамского городского округа представить в Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <...> информацию с подтверждающими документами об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня истечения срока его исполнения.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с <дата>.
Судья Шатуленко И.В.