Дело №2-1522/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2021 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,
при секретаре Подольском В.А.,
с участием истца Стрепетова Г.Н.,
помощника прокурора г. Алушта Ореховой А.В.,
представителя отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - Майстер И.Е., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах Стрепетова Г.Н. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о возложении обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> ФИО6, действуя в интересах Стрепетова Г.Н., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о возложении обязанности назначить ФИО7 пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ,, согласно ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях"
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка по обращению ФИО7 по вопросу неправомерного назначения ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Крым досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Стрепетова Г.Н. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, приложив документы, необходимые для установления страховой пенсии. ДД.ММ.ГГГГ ГУ – УПФР в <адрес> Республики Крым принято решение об отказе в назначении страховой пенсии по выслуге лет, поскольку по представленным документам не возможно определить периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости ( данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности). По представленным документам льготный страж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 3 года 2 месяца 28 дней, вместо установленных п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» - не менее 25 лет. Ответчик с целью истребования документов, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии направил запросы в Управление пенсионного фонда Луганской Народной Республики в <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответ на запрос не поступил, в связи с чем, принято решение об отказе в назначении пенсии ФИО7 В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ Стрепетова Г.Н. повторно обратился в ГУ – УПФР по <адрес> и с указанной даты, в связи с поступлением ранее истребованных документов, принято решение о назначении пенсии. При этом, стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии при принятии решения об отказе в назначении страховой пенсии по выслуге лет (ДД.ММ.ГГГГ) на момент первичного обращения Стрепетова Г.Н. с заявлением о назначении пенсии - ДД.ММ.ГГГГ имелся, поскольку составлял 28 лет 2 месяца 9 дней.
В судебном заседании истец и действующий в его интересах прокурор, заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям. При этом истец не отрицал, что ранее ДД.ММ.ГГГГ г. в органы пенсионного фонда ни по месту жительства в <адрес>, ни в Крыму для назначения пенсии, при достижении 25 лет педагогического стажа не обращался. Имеющиеся у него документы были им предоставлены. Считал, что все необходимые документы, были им представлены, а все недостающие должен собирать пенсионный фонд. Инициативы в получении документов, уточняющих характер его педагогической деятельности и размера заработной платы он не проявлял. Также помощник прокурора в судебном заседании подтвердила, что решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ они считают законным и не оспаривают. Полагают лишь неверным назначение пенсии Стрепетова Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, которое следует исчислять с первичной даты подачи документов, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против иска. Просила в его удовлетворении отказать. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Стрепетова Г.Н. обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, предоставив: вид на жительство от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о рождении, военный билет, документ об образовании, справку о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Луганским художественно-промышленным колледжем за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., справку № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Луганским художественно-промышленным колледжем о периодах работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справку № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную муниципальным общеобразовательным упреждением «Школа-лицей № <адрес>», уточняющую особый характер работы с ДД.ММ.ГГГГ и трудовые книжки. По представленным ФИО7 документам не предоставлялось возможным определить периоды работы, дающие право на досрочное оформление пенсии по старости, в связи с чем, ему даны были разъяснения о необходимости предоставления справки, уточняющей льготный характер работы за периоды работы на Украине. В рамках оказания содействия в истребовании документом Управлением был направлен запрос пенсионно-социального характера в Управление Пенсионного фонда Луганской Народной Республики в <адрес>. По истечении трех месяцев ответ на запрос не поступил, Стрепетова Г.Н. необходимые документы предоставлены не были, в связи с чем, с учетом ч.7 ст.21 Закона №400-ФЗ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение № об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости. Стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ составил 3 года 2 месяца 28 дней, за период работы ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Стрепетова Г.Н. обратился в Управление с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ Документы, по ранее запрошенные Управлением поступили ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, назначение пенсии Стрепетова Г.Н. стало возможно с ДД.ММ.ГГГГ Требование истца о назначении ему пенсии с ДД.ММ.ГГГГ является безосновательным.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Ч.1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" регламентировано, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Ч.ч.3,4 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Пунктом 23 Правил №н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Ч.8 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Согласно ч.8,9 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца. В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Из материалов дела судом установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Стрепетова Г.Н. обратился в ГУ - ГУ УПФР в <адрес> Республики Крым с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д.5-6, 50-52).
ФИО9 - ГУ УПФР в <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального и страхового стажа, предусмотренного п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д.7-9, 47-49).
Из данного решения следует, что по представленным документам льготный стаж истца составил 3 года 2 месяца 28 дней, в стаж истца на соответствующих видах работ не были включены периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в армии по призыву, ввиду незаверенных сведений.
Как обычные условия работы включены периоды:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – руководитель кружка - должность не предусмотрена списком №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – неполный рабочий день, 05, ставки мастера производственного обучения;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Луганским художественно-промышленным колледжем, работа в должности «мастера производственного обучения». Уточняющие сведения о норме рабочего времени педагогической нагрузке, установленной за ставку заработной платы, периоды не подлежащие включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение согласно Правил № в справке от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует. Кроме того отсутствуют и сведения о начислении (уплате) с ДД.ММ.ГГГГ взносов в пенсионный фонд Украины.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 повторно обратился в ГУ - ГУ УПФР в <адрес> Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д.10-12,53-55).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ - ГУ УПФР в <адрес> Республики Крым принято решение № о назначении Стрепетова Г.Н. страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" в размере <данные изъяты> руб. с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты повторного обращения (л.д. 13).
Справки Луганского художественно-промышленного колледжа о заработной плате Стрепетова Г.Н. датированы августом и ДД.ММ.ГГГГ г., об условиях труда - августом 2020 г. (л.д.14,16).
Справка об уплате взносов Стрепетова Г.Н. УПФ ЛНР в <адрес> датирована – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
В ГУ - ГУ УПФР в <адрес> Республики Крым справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ.№, справка от ДД.ММ.ГГГГ №, справка от ДД.ММ.ГГГГ №-К в отношении ФИО7 поступила ДД.ММ.ГГГГ, иные документы ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56,57).
Оценивая представленные доказательства, суд исходит из того, что Стрепетова Г.Н. в период после первичного обращения к ответчику о назначении пенсии - ДД.ММ.ГГГГ и до повторного обращения ДД.ММ.ГГГГ не обращался в пенсионные органы с заявлением о назначении страховой пенсии, т.е. не реализовал свое право на обращение в пенсионные органы с заявлением о назначении пенсии.
Ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Закона №400-ФЗ
Учитывая, что действующее пенсионное законодательство предусматривает заявительный характер назначения пенсии, устанавливающий обязательное обращение гражданина, предполагающего наличие у него права на пенсию, с письменным заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган, который только при наличии заявления обязан начать процедуру назначения пенсии, а также отсутствие доказательств, позволяющих с момента первичного обращения назначить досрочную страховую пенсию, поскольку при обращении ДД.ММ.ГГГГ Стрепетова Г.Н. в пенсионный орган на указанную дату не были представлены необходимые документы при этом, повторно истец обратился в Пенсионный фонд за пределами установленного законом трехмесячного срока, иные документы, подтверждающие характер его работы к моменту принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ не были представлены, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом также принимая во внимание, что истцом и прокурором, действующим в его интересах, решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривается.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, о том, что требования истца не основаны на законе.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Стрепетова Г.Н. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о возложении обязанности совершить определённые действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 07.12.2021 г.