Дело № 2-3090/2016г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2016 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
При секретаре судебного заседания Федоровой Т.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирошниченко В. А. к Администрации городского округа Серпухов об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец Мирошниченко В.А. обратился в суд с иском и просит обязать Администрацию г.Серпухова предоставить отдельное жилое помещение.
Свои требования Мирошниченко В.А. мотивирует тем, что является участником Великой Отечественной войны, инвалидом <данные изъяты> группы. В настоящее время проживает в коммунальной квартире по <адрес>, общая площадь которой составляет 58,6 кв.м., жилая – 41,3 кв.м. Ему и его жене принадлежит по 1/9 доле в праве общей долевой собственности, на долю Мирошниченко В.А. приходится 9,75 кв.м. общей площади и 6,88 кв.м.жилой площади. Фактически они с женой занимают комнату площадью 9 кв.м. и производят оплату коммунальных платежей в размере 1/3 доли от общей суммы. На кухне у них имеется свой стол и холодильник, в коридоре - свой шкаф. В двух других комнатах проживает инвалид 1 группы. По состоянию здоровья истцу тяжело жить в коммунальной квартире. Всю свою жизнь истец прожил в <адрес>. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945гг." Мирошниченко В.А. имеет право на получение жилья, однако, Администрацией г.Серпухова ему было отказано в предоставлении отдельного жилого помещения.
Истец Мирошниченко В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Мирошниченко Л.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что истец является участником Великой Отечественной войны. <данные изъяты> группа инвалидности была получена им еще при прохождении военной службы. Истец проживает в коммунальной квартире, при этом с соседями возникают споры по пользованию местами общего пользования. Поскольку на долю истца приходится менее 10 кв.м. жилой площади, истец полагает, что в соответствии с законом он должен быть обеспечен жилым помещением. Представитель истца так же пояснила, что до переезда в г.Серпухов истец проживал в <адрес> на жилой площади своей предыдущей супруги, а еще ранее имел в собственности жилой дом в совхозе <адрес>, который продал, иным жильем истец государством никогда не обеспечивался. По вопросу предоставления жилья истец обращался к ответчику, однако получил отказ в связи с тем, что не является нуждающимся и не проживает на территории Московской области более пяти лет. С таким отказом истец не согласен, поскольку он противоречит Указу Президента РФ, согласно которого указанные обстоятельства учитываться не должны.
Представитель ответчика Администрации г.Серпухова по доверенности Демин С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета участников Великой Отечественной войны и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, определен в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ "О ветеранах". Полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов. В соответствии с п.1 ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 №260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам по договорам социального найма" право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет. Мирошниченко В.А. проживает на территории Московской области только с 27.11.2014 года, что подтверждается копией паспорта со сведениями о регистрации. Таким, образом, истец не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Представитель ответчика так же пояснил, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося истец к ответчику не обращался и такой вопрос не рассматривался. К материалам дела приобщен письменный отзыв (л.д.33-34).
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела, истец Мирошниченко В.А., 1927 года рождения, является ветераном-участником Великой Отечественной войны 1991-1945гг. Проходил службу с сентября 1994 г. по май 1945 г. в составе 105 запасного стрелкового полка 43 запасной стрелковой дивизии (л.д. 13, 16).
Согласно справке Тимашевского межрайонного бюро медико-социальной экспертизы <номер>, Мирошниченко В.А. с <дата> установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (л.д.14-15).
С 27.11.2014 года Мирошниченко В.А. зарегистрирован по <адрес>. Ранее истец был зарегистрирован в <адрес>, что подтверждается данными его паспорта (л.д.22-23).
Установлено так же, что квартира, расположенная по <адрес>, находится в общей долевой собственности А. (2/3 доли), истца Мирошниченко В.А. (1/9 доля) и его жены Мирошниченко Л.Н. (2/9 доли) (л.д. 19,20, 21, 29).
Право собственности Мирошниченко В.А. на 1/9 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по <адрес>, зарегистрировано на основании договора дарения от <дата>, о чем в ЕГРП <дата> сделана запись регистрации <номер> (л.д. 19). Право собственности Мирошниченко Л.Н. на 2/9 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру зарегистрировано на основании договора дарения от <дата>, о чем в ЕГРП <дата> сделана запись регистрации <номер> (л.д. 20).
Как следует из поэтажного плана трехкомнатной квартиры, расположенной по <адрес>, общая площадь жилого помещения составляет 58,6 кв.м., жилая площадь – 41,3 кв.м. В квартире одна изолированная комната площадью 9 кв.м. и две смежные комнаты площадью 18,2 кв.м. и 14,1 кв.м. (л.д. 17).
Согласно акта проверки жилищных условий от 06.04.2016 года квартира, расположенная по <адрес>, является коммунальной, в ней проживают С., Мирошниченко Л.Н., Мирошниченко В.А. (л.д. 18).
На обращения Мирошниченко В.А. в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, к Губернатору Московской области, в Администрацию г.Серпухова, ему даны письменные ответы, из которых следует, что вопрос о постановке гражданина на очередь в целях обеспечения его жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" может быть рассмотрен после истечения 5-летнего срока проживания ветерана Великой Отечественной войны на территории Московской области, связи с чем, в настоящее время основания для обеспечения жильем в соответствии с данным указом отсутствуют (л.д. 7-11, 37).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно названному Указу Президента РФ от 09.01.2010 N 30 "О внесении изменений в Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.", право на получение жилых помещений предусмотрено для тех граждан - ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые уже признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, независимо от очередности.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с пп. 3 п. 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Исходя из смысла вышеприведенных норм предоставление жилья указанной категории граждан производится при условии признания их нуждающимися.
Действующие нормативные правовые акты Московской области не предусматривают для указанной категории граждан каких-либо льгот по предоставлению жилья.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст. 52 ЖК РФ, имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ малоимущие и другие категории граждан, в том числе и относящиеся к определенной Указом Президента РФ категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В Московской области обеспечение жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Законом Московской области от 26.07.2006 №125/2006-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
В соответствии с п. 4 ст. 1 указанного Закона Московской области учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Московской области №260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с предъявлением документа, подтверждающего право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч.1 ст. 2 Закона Московской области №260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма имеют граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях и постоянно проживающие в Московской области не менее 5 лет.
Судом установлено, что Мирошниченко В.А. является участником Великой Отечественной войны 1991-1945гг. <дата> за Мирошниченко В.А. на основании договора дарения зарегистрировано право собственности на 1/9 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по <адрес>. С 27.11.2014 года истец зарегистрирован по указанному адресу. Данное жилое помещение является трехкомнатной коммунальной квартирой, общей площадью 58,6 кв.м., жилой площадью 41,3 кв.м. В предоставлении отдельного жилого помещения истцу было отказано, поскольку он проживает на территории Московской области менее 5 лет.
Анализируя представленные доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку в настоящее время отсутствуют основания для обязания ответчика предоставить истцу жилое помещение, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Московской области, истец к ответчику не обращался.
Сам по себе факт того, что истец является ветераном-участником Великой Отечественной войны без наличия 5-летнего периода проживания в Московской области не порождает законных оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечения Мирошниченко В.А. жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мирошниченко В. А. об обязании Администрации городского округа Серпухов предоставить отдельное жилое помещение, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В.Козлова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 октября 2016 года