Судья Вакуленко Л.П. |
№ 33-85/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.
судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-928/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21 октября 2020 года по иску Почивалова В.Н. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов в стаж работы и перерасчете трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Почивалов В.Н. обратился с иском к УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) по тем основаниям, что решением ответчика истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера. С указанным решением ответчика истец не согласен. В период с 22.11.1971 по 07.05.1973 истец проходил действительную срочную военную службу по призыву в войсковой части, дислоцировавшейся в г. Кандалакша Мурманской области. После увольнения с действительной срочной военной службы был трудоустроен в течение трех месяцев в Сортавальский мебельно-лыжный комбинат. На основании изложенного истец просил включить период прохождения военной службы по призыву с 22.11.1971 по 07.05.1973 в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил на УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) обязанность включить Почивалову В.Н. период прохождения военной службы по призыву с 22.11.1971 по 07.05.1973 в стаж работы в районах Крайнего Севера, произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с 01.09.2020.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает следующее. В период прохождения истцом военной службы с 22.11.1971 по 07.05.1973 действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», а также Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, в соответствии с подп. «д» п. 16 которого, право на пенсию по старости на льготных условиях имеют рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Период прохождения службы истца мог быть включен только в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, т.е. при наличии до или после службы в армии льготного стажа с целью определения права на такую пенсию. По ранее действующему пенсионному законодательству служба в армии в льготный стаж работы в районах Крайнего Севера не включалась. Последующее нормативно-правовое регулирование пенсионных прав граждан также не предусматривало такой возможности. Период прохождения военной службы по призыву в районе Крайнего Севера не может быть учтен в стаж работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Обращает внимание, что Сортавальский район Республики Карелия отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Указом Президента РФ только 20.12.1993, в связи с чем условие включения периодов службы в армии в стаж работы, дающий право на получение льгот, не соблюдено. Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом ни одним нормативно-правовым актом из ранее действовавшего законодательства право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не предусмотрено. Понятие фиксированного базового размера (базовая часть пенсии) страховой части трудовой пенсии впервые введено в пенсионное законодательство в 2001 г., а понятие повышенный фиксированный базовый размер (базовая часть пенсии) страховой части пенсии введено в 2009 г. Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности истец не мог рассчитывать на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, поскольку данного понятия в период работы истца не существовало, следовательно, ухудшения в реализации пенсионных прав истца не наступило. Ссылка суда на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П не может быть принята во внимание, так как изменение пенсионного законодательства (введение повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии) улучшило реализацию пенсионных прав граждан, имеющих в наличии полный северный стаж в календарном исчислении.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, обозрев пенсионное дело Почивалова В.Н., судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что Почивалову В.Н., (...) года рождения, с (...) назначена трудовая пенсия по старости.
Решением ответчика от (...) № (...) истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно архивной справке ФГКУ «Центральный архив Минобороны России от (...) №(...) Почивалов В.Н. проходил действительную срочную военную службу в войсковой части (...) с 22.11.1971 по 07.05.1973 в должности командира отделения, в воинском звании «сержант», призван в СА Сортавальским ОГВК Карельской АССР 09.05.1971. Войсковая часть 31641 в 1971-1973 гг. дислоцировалась в г. Кандалакша Мурманской области.
Согласно постановлению Совета Министров СССР № 1029 от 10.11.1967 Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера.
Как следует из трудовой книжки истца, после увольнения с военной службы 05.06.1973 он был трудоустроен в Сортавальский мебельно-лыжный комбинат столяром-станочником.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями), Сортавальский район Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Указ Президента РФ от 20.12.1993 № 2226).
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что истец проходил действительную срочную военную службу в районах Крайнего Севера, устроился на работу в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в течение трех месяцев после увольнения с действительной срочной военной службы, в связи с чем пришел к выводу, что период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера подлежит включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, и истец имеет право на перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом спорного периода.
С таким выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ).
Согласно ст. 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч.8 ст.13 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 17 указанного Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст.18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене на основании положений п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
По делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21 октября 2020 года по настоящему делу отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи