Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2019 года г. Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В.,
при секретаре Гукиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-33/2019 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Холдинговая компания «Доуль» к правительству Тульской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, в размере их рыночной стоимости,
установил:
ОАО «Холдинговая компания «Доуль» обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к правительству Тульской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области в котором просило установить кадастровую стоимость, принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков:
- с кадастровым №, площадью 5641 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, местоположение: <адрес>
- с кадастровым №, площадью 555 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объекта торговли, местоположение: <адрес>
- с кадастровым №, площадью 2557 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в производственных целях, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
- с кадастровым №, площадью 2210 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, местоположение: <адрес> в размере, равном их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков, определенные постановлением правительства Тульской области №546 от 30.11.2016 и актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области в размерах :
-для земельного участка с кадастровым № – по состоянию на 01.01.2016 - 3 029 837,51 руб.;
-для земельного участка с кадастровым № - по состоянию на 01.01.2016- 2 162 762,85 руб.;
-для земельного участка с кадастровым №- по состоянию на 01.01.2016 - 3 915 508,53 руб.;
-для земельного участка с кадастровым № по состоянию на 18.07.2016 - 3 301 651,60 руб., завышены, чем нарушаются права административного истца, как собственника данных земельных участков, поскольку на него возложена обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного земельного налога, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
В подтверждение доводов о завышении стоимости объекта недвижимости, административный истец сослался на отчеты <...> № 255н-2018 от 29.06.2018, и № 256н-2018 от 29.06.2018, согласно которым рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составила:
-для земельного участка с кадастровым № – по состоянию на 01.01.2016 - 1 849 120 руб.;
-для земельного участка с кадастровым № - по состоянию на 01.01.2016- 736 985 руб.;
-для земельного участка с кадастровым №- по состоянию на 01.01.2016 – 1 007 714 руб.;
-для земельного участка с кадастровым № по состоянию на 18.07.2016 – 724 438 руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Тульской области от 12.09.2018 № 496 заявление ОАО «Холдинговая компания «Доуль» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимости, на основании указанных отчетов было отклонено, что и послужило основанием для обращения с настоящим административным иском в суд.
В судебное заседание представитель административного истца ОАО «Холдинговая компания «Доуль» Хохлов В.Б., а также представители административных ответчиков и заинтересованного лица не явились. О дате месте слушания по делу извещались своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного истца ОАО «Холдинговая компания «Доуль» Хохлов В.Б в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие, поддержав заявленные Обществом требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в письменном ходатайстве указал, что не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) и просил разрешить их на усмотрение суда и в отсутствие представителя управления.
Представитель административного ответчика - правительства Тульской области в адресованном суду ходатайстве указал, что правительство Тульской области не оспаривает заявленное требование ни по основаниям возникновения, ни по содержанию и просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством и в отсутствие представителя правительства.
Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области указал, что правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются, в связи с чем, просил вынести решение на усмотрение суда и в отсутствие представителя Учреждения.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования г. Донской в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что возражает относительно заявленных требований.
Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, учитывая наличие доказательств, подтверждающих их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость – это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3). Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Пунктамиунктами 3 и 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22 июня 2015 г. № 388), установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости методом массовой оценки, под которой понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
В силу требований главы III.1 закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. результаты определения кадастровой стоимости, отраженные в соответствующем отчете, подлежат утверждению уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, затем внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 7,8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», после чего обязательны к применению для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
Кроме того, кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть определена в порядке ст. 24.19 закона №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости. В таком случае, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В свою очередь, согласно ч.2 ст. 3 закона № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ и абзаца 3 ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость, суд приходит к выводу, что законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, а также возможность определения кадастровой стоимости исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в том случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности лиц, владеющих объектом недвижимости.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в силу требований части 5 статьи 247 и части 1 статьи 248КАС РФ лежит на административном истце.
Платность использования земли в Российской Федерации относится к одному из принципов земельного законодательства (подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Формами платы за землю являются арендная плата и земельный налог. При этом независимо от формы внесения платы отправной величиной, из которой производятся расчеты, является кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база для расчета земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу ч.2 указанной статьи кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Решением Собрания депутатов муниципального образования г. Донской от 29.04.2013 № 45-4 «Об утверждении Положения о земельном налоге» на территории данного муниципального образования был установлен и введен в действие земельный налог. В соответствии с указанным решением налоговая база определена как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (раздел 4 решения).
В ходе рассмотрения спора по существу судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
ОАО «Холдинговая компания «Доуль» на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым №, площадью 5641 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, местоположение: <адрес> Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 20.12.2004;
- с кадастровым №, площадью 555 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объекта торговли, местоположение: <адрес>. Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 11.11.2003;
- с кадастровым №, площадью 2557 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в производственных целях, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 20.12.2004;
- с кадастровым №, площадью 2210 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, местоположение: <адрес> Участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 18.07.2016.
Указанное обстоятельство объективно подтверждено представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 05.07.2018 № 71/105/002/2018-833, № 71/105/002/2018-831, № 71/105/002/2018-828, № 71/105/002/2018-826, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, принадлежащие административному истцу на праве собственности земельные участки, кадастровая стоимость которых составляет предмет спора по настоящему административному делу, являются объектами налогообложения по земельному налогу, исчисляемому исходя из их кадастровой стоимости, следовательно, результатами определения кадастровой стоимости затронуты права административного истца, как налогоплательщика, а значит, он обладает правовой заинтересованностью в установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере рыночной.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (ст. 24.12).
Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
По итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2016 кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих на праве собственности административному истцу, установлена в следующих размерах:
-для земельного участка с кадастровым № – по состоянию на 01.01.2016 - 3 029 837,51 руб.;
-для земельного участка с кадастровым № - по состоянию на 01.01.2016- 2 162 762,85 руб.;
-для земельного участка с кадастровым №- по состоянию на 01.01.2016 - 3 915 508,53 руб.;
<...>
Указанная кадастровая стоимость земельных участков внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05.07.2018 года № 71/ИСХ/18-327423, № 71/ИСХ/18-327438, № 71/ИСХ/18-327441.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 71:26:020204:120 был поставлен на кадастровый учет 18.07.2016, его кадастровая стоимость была определена по состоянию на 18.07.2016 в размере - 3 301 651,60 руб., в соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 18.07.2016, оформленным органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости 1493,96 руб. за кв.м. на площадь данного земельного участка. Копия акта представлена в материалы дела.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка внесена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 18.07.2016, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05.07.2018 года № 71/ИСХ/18-327451.
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются, поскольку государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований и установление кадастровой стоимости, равной рыночной, не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки (Определения Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 № 1555-О и от 23.10.2014 № 2342-О).
В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
С целью определения рыночной стоимости указанных земельных участков административный истец обратился в <...>
В соответствии с отчетами № 256н-2018 и № 255н-2018 от 29.06.2018, подготовленными оценщиком ФИО4, рыночная стоимость оцениваемых земельных участков составила :
-земельного участка с кадастровым № – по состоянию на 01.01.2016 - 1 849 120 руб.;
-земельного участка с кадастровым № - по состоянию на 01.01.2016- 736 985 руб.;
-земельного участка с кадастровым №- по состоянию на 01.01.2016 – 1 007 714 руб.;
-земельного участка с кадастровым № по состоянию на 18.07.2016 – 724 438 руб.,
Как следует из указанных отчетов, при определении рыночной стоимости земельных участков оценщиком был применен сравнительный подход.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2012 №П/321 от 12.09.2018 № 496 административному истцу было отказано в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании указанных отчетов, копия решения представлена в материалы дела.
В указанном решении комиссия указала на недостатки представленных административным истцом отчетов об оценке, выразив сомнения в обоснованности и достоверности определенной в них величины рыночной стоимости объектов недвижимости, ввиду несоответствия отчета требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, ввиду имеющейся разницы между кадастровой и рыночной стоимостью принадлежащих административному истцу земельных участков, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда, по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО5
Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта №167/2018 от 21.12.2018 отчеты <...> № 256н-2018 от 29.06.2018, № 255н-2018 от 29.06.2018, соответствуют требованиям технического задания договора на оценку, соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ от 29.07.1998, соответствуют федеральным стандартам оценки в части Эксперт подтвердил рыночную стоимость земельных участков, рассчитанную оценщиком.
В соответствии с ч.8 ст.82 КАС РФ заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается по правилам ст. 84 КАС РФ.
Оценивая заключение судебной экспертизы, проведенной экспертом ФИО5 в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд учитывает, что представленное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, рассчитанную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст.4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, осуществляющие оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате.
Эксперт ФИО5, проводивший судебную оценочную экспертизу, равно как и оценщик ФИО6, подготовивший отчет об оценке, являются членами саморегулируемых организаций оценщиков, имеют квалификационный аттестат по оценке недвижимости, их ответственность застрахована, то есть указанные требования Закона соблюдены.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Как следует из Постановления правительства Тульской области от 30.11.2016 № 546 кадастровая стоимость, принадлежащих административному истцу на праве собственности, земельных участков с кадастровыми № определена по состоянию на 01.01.2016.
В свою очередь, как следует из акта определения кадастровой стоимости от 18.07.2016, утвержденного филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:26:020204:120 определена по состоянию на 18.07.2016.
На те же даты установлена и рыночная стоимость указанных объектов в отчетах оценщика ФИО6, выводы которого подтверждены заключением судебной оценочной экспертизы.
О несогласии с указанными отчетами об оценке и заключением эксперта лицами, участвующими в деле, в процессе судебного разбирательства не заявлялось.
С ходатайствами о назначении повторной судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости земельных участков стороны к суду не обращались; обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельных участков, подтвержденная заключением судебной экспертизы, не соответствует сложившемуся рынку цен на сходные объекты недвижимости на дату установления его кадастровой стоимости, судом при рассмотрении дела по существу не добыто.
Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что установленная в отчетах <...> № 256н-2018 и № 255н-2018 от 29.06.2018, рыночная стоимость спорных земельных участков ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости и оспариваемой кадастровой стоимости, что затрагивает права и обязанности административного истца, как налогоплательщика.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость указанных выше и принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчетов <...> № 256н-2018 и № 255н-2018 от 29.06.2018, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На основании абз. 3 п. 25 постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения должна быть указана дата подачи соответствующего заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, связи с чем, суд считает необходимым указать дату обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 22 августа 2018 года.
В соответствии с абз. 4 п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Ссылки представителя администрации г.Донской на то, что в результате установления кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, уменьшатся поступления в бюджет муниципального образования, в связи с чем, административному истцу следует отказать в иске, суд находит неубедительными, поскольку в силу ст. 57 Конституции Российской Федерации орган местного самоуправления имеет право претендовать только на законно установленные и исчисленные налоги.
В силу пункта 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Таким образом, связанные с кадастровой стоимостью объектов недвижимости обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.
Поскольку действующим законодательством предусмотрено законное право административного истца обращаться в суд с целью установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанное право не может быть ограничено фактом снижения размера налоговых платежей в пользу заинтересованных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд,
решил:
административное исковое заявление открытого акционерного общества «Холдинговая компания «Доуль» к правительству Тульской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью 5641 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, местоположение: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 849 120 ( один миллион восемьсот сорок девять тысяч сто двадцать) рублей.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью 555 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объекта торговли, местоположение: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 736 985 ( семьсот тридцать шесть тысяч девятьсот восемьдесят пять) рублей.
Установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью 2557 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в производственных целях, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 007 714 ( один миллион семь тысяч семьсот четырнадцать) рублей.
Установить по состоянию на 18.07.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью 2210 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, местоположение: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 724 438 (семьсот двадцать четыре тысячи четыреста тридцать восемь) рублей.
В целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, датой подачи ОАО «Холдинговая компания «Доуль» заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутого земельного участка является день обращения указанного лица в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 22 августа 2018 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий