№2-1504/2021 УИД: 58RS0018-01-2022-002700-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2022 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Лидина А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Толстоуховой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кувшиновой А.В. к администрации г. Пензы о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Кувшинова А.В. обратилась в суд с иском, указав, что постановлением администрации г. Пензы от 17 марта 2021 года № 346 она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 27 декабря 2004 года ее родители К.В.Н., Дата года рождения, и Б.Н.С., Дата года рождения, были лишены в отношении нее родительских прав и она была передана на воспитание опекуну М.Н.В. До настоящего времени она не являлась и не является нанимателем какого-либо помещения по договору социального найма, а также она не являлась и не является членом семьи нанимателя какого-либо жилого помещения по договору социального найма. Также до настоящего времени она не являлась и не является собственником какого-либо жилого помещения. В настоящее время она вынужденно проживает в жилом помещении по адресу: Адрес . В состав ее семьи входят ее несовершеннолетние дети: К.В.О., Дата года рождения, К.В.О., Дата года рождения. На данный момент она является дееспособной и достигла возраста 23 лет. После достижения совершеннолетия 3 декабря 2021 года ею было подано заявление в администрацию г. Пензы о предоставлении ей жилого помещения в соответствии с абз. 2 п. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако до настоящего времени администрацией г. Пензы какого-либо жилого помещения ей предоставлено не было, что нарушает ее право на жилое помещение.
На основании вышеизложенного просила обязать администрацию г. Пензы предоставить Кувшиновой А.В., Дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории г. Пензы, взыскать с ответчика в пользу истца сумму уплаченной истцом государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Кувшинова А.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации г. Пензы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Кувшинова А.В., Дата года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Заочным решением Ленинского районного суда г. Пензы от 27 декабря 2004 года, К.В.Н. и Б.Н.С. лишены родительских прав в отношении Кувшиновой А.В.
Кувшинова А.В. в настоящее время зарегистрирована и проживает вместе со своими детьми К.В.О., Дата года рождения, и К.В.О., Дата года рождения, по адресу: Адрес , в квартире, принадлежащей на праве собственности М.Н.В., М.М.Ю., М.Ю.Н.
Как следует из приказа главы администрации Ленинского района г. Пензы от 17 февраля 2004 года № 90, опекуном над несовершеннолетней Кувшиновой А.В. была назначена ее бабушка М.Н.В.
Из выписки из постановления администрации г. Пензы от 17 марта 2021года № 346 следует, что Кувшинова А.В., Дата года рождения, зарегистрированная по месту жительства по адресу: Адрес 45, в жилом помещении, принадлежащем на праве общей долевой собственности М.Н.В., М.М.Ю., Б.Н.С., М.Ю.Н., включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, как подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно выписке из постановления администрации г. Пензы от 6 апреля 2021 года № 464 внесено в постановление администрации от 17 июля 2021 года № 346 следующее изменение: изменена дата рождения Кувшиной А.В. с «Дата » на «Дата ».
Дата Кувшинова А.В. достигла совершеннолетия.
3 декабря 2021 года Кувшинова А.В. обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении жилого помещения в соответствии с ЖК РФ и Федеральным законом № 159-ФЗ.
17 декабря 2021 года администрация г. Пензы в ответ на обращение Кувшиновой А.В. сообщило, что жилое помещение будет предоставлено в соответствии с действующим законодательством.
До настоящего времени Кувшинова А.В. жилым помещением не обеспечена, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ, действующей с 1 января 2013 года, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, действующей с 1 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 3, 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 указанного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 указанной статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 данной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу 1 января 2013 года, действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ (в редакции указанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что ответчик не оспаривает право истца на обеспечение жилым помещением, однако до настоящего времени Кувшинова А.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена.
Согласно ст. 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» Правительство Пензенской области утверждает порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Пензенской области от 27 мая 2013 года № 369-пП «О мерах по реализации ст. 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок).
В соответствии с п. 8 Порядка в случае возникновения ситуации, при которой количество заявлений от граждан о предоставлении жилого помещения превышает количество имеющихся в специализированном жилищном фонде свободных жилых помещений, предоставление жилых помещений уполномоченным органом осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с датами наступления у граждан права на обеспечение жилым помещением в соответствии с подп. 1-6 п. 2 Порядка.
При наступлении у граждан права на получение жилого помещения в соответствии с подп.1-6 п.2 Порядка в один день, предоставление жилых помещений уполномоченным органом осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с датами подачи гражданами (их представителями) заявлений о включении в Список.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 (ред. от 16 апреля 2013 года) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой ст. 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Учитывая нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда предусмотрено ст. 109.1 ЖК РФ реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов - наличие очереди, нехваткой жилых помещений или отсутствием денежных средств на финансирование.
Кроме того, истец Кувшинова А.В. достигла 23 лет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поэтому суд считает необходимым возложить на администрацию г. Пензы обязанность по предоставлению Кувшиновой А.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, в связи с чем с администрации г. Пензы в пользу истца подлежат взысканию понесенные последним расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кувшиновой А.В. к администрации г. Пензы о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию г. Пензы предоставить Кувшиновой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Взыскать с администрации г. Пензы в пользу Кувшиновой А.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 1 июня 2022 года.
Судья А.В. Лидин