Дело №2а-148/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2017 г пгт Беково
Бековский районный суд Пензенской области в составе:
судьи Буйлова И.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий.
В заявлении он указал, что прокуратурой Бековского района Пензенской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об охране окружающей среды.
Установлено, что проведенной прокуратурой района 23.06.2017 проверкой исполнения администрацией Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области требований законодательства об охране окружающей среды установлено, что в нарушении требований федерального законодательства администрацией сельсовета не осуществляются мероприятия по экологическому просвещению населения. Кроме того, в сети Интернет на официальном сайте администрации Мошковского сельсовета Бековского района (httр://moshkovo.bekovo.pnzreg.ru) в нарушение требований закона не размещена информация о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования.
Бездействие администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с указанной информацией.
Просит признать незаконным бездействие администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования.
Возложить на администрацию Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области обязанность по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (httр://moshkovo.bekovo.pnzreg.ru) информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования в срок до 01.10.2017 г. опубликовать решение в информационном бюллетене «Ведомости Мошковского сельсовета».
В соответствии со ст.292 КАС РФ административному ответчику были разъяснены особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам, и, в частности, возможность применения правил упрощенного (письменного) производства к настоящему административному делу.
Административные ответчики каких-либо возражений против рассмотрения дела в упрощенном порядке в установленный срок не представил.
Учитывая изложенное, судья счел возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КА РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002г № 7-ФЗ (ред.03.07.2016) «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 3 названного Федерального закона, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе одних из следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; сохранение биологического разнообразия; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.
Согласно ст. 71 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
Статьей 74 ФЗ от 10.01.2002 г №7-ФЗ определено, что в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
При этом п.2 ч. 4 ст. 8 указанного закона установлено, что не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местно самоуправления», доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе путем размещения государственными органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет.»
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.
Согласно п.4 ч.1 ст.13 названного закона, информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления (ч.7 ст. 14 ФЗ от 09.02.2009 г № 8-ФЗ). При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в частях 1-3,5-7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», за исключением информации размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информаций своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Актом осмотра официального сайта администрации Мошковского сельсовета от 23.06.2017 г установлено, что в нарушении требований федерального законодательства администрацией сельсовета не осуществляются мероприятия по экологическому просвещению населения. Кроме того, в сети Интернет на официальном сайте администрации Мошковского сельсовета Бековского района (httр://moshkovo.bekovo.pnzreg.ru) в нарушение требований закона не размещена информация о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе распечаткой с сайта администрации данного сельсовета. Исходя из изложенного, указанное бездействие со стороны администрации ответчика следует признать несоответствующим приведенным выше нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Поэтому заявленное требование должно быть удовлетворено, бездействие администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязанноcти по размещению информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования признано незаконным, и на данную администрацию возложена обязанность по размещению на сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования, в срок до 01.10.2017 ода, а также на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца, и опубликования решения суда в официальном печатном издании «Ведомости Мошковского сельсовета».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 291-293 Кодекса административного судопроизводства, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования.
Обязать администрацию Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области в срок до 01.10.2017 года разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (httр://moshkovo.bekovo.pnzreg.ru) информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования.
Об исполнении решения суда, известить суд и административного истца не позднее чем в течение 10 суток со дня исполнения решения суда.
Опубликовать решение суда в официальном печатном издании «Ведомости Мошковского сельсовета» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бековский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати суток со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии.
Судья