Решение по делу № 2а-27/2020 от 25.11.2019

дело №2а-27/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2020 года                         пгт.Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Чулкова Р.В.,

при секретаре Задорожной О.А.,

с участием административного истца Кондрашова С.В.,

административных соответчиков Петухова Р.В., Ласки В.И., Жасинаса И.И., Будаева С.О., Соколова Д.Л., Ландышевой Н.В., Пыстина А.В., представителя Болотовой Н.В.,

заинтересованного лица Одинцова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску главы городского поселения «Троицко-Печорск» Кондрашова Сергея Владимировича к Совету городского поселения «Троицко-Печорск» о признании незаконным 17 заседания Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019, отмене решений Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019 «Об отмене решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 №16/53 «Об исполнении обязанностей руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск», «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУП «Стандарт»,

установил:

глава городского поселения «Троицко-Печорск» Кондрашов С.В. (далее административный истец, Глава) обратился в суд с административным иском к Совету городского поселения «Троицко-Печорск» (далее административный ответчик, Совет) о признании незаконным 17 заседания Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019, отмене решений Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019 «Об отмене решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 №16/53 «Об исполнении обязанностей руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск», «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУП «Стандарт».

В обоснование заявленных требований указал, что является главой городского поселения и председателем Совета. 20.11.2019 на внеочередном заседании Совета депутатами были приняты ряд решений, которые, по его мнению, являются незаконными и необоснованными. Так, указывает, что депутатами было принято решение о проведении закрытого заседания Совета, что нарушает права граждан, гарантированные Конституцией РФ, Федеральными законами №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Отмечает, что депутатами также были приняты ряд решений в нарушение регламента Совета и Устава городского поселения. С учетом уточнения исковых требований, истец просил признать незаконным 17 заседание Совета городского поселения от 20.11.2019, а также принятые на нем решения «Об отмене решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 №16/53 «Об исполнении обязанностей руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск», «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУП «Стандарт», обязав ответчика устранить допущенные нарушения путем отмены вышеуказанных решений.

С учетом возникшего спорного правоотношения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Волкова О.Н., администрация ГП «Троицко-Печорск», МУП «Стандарт».

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить. Дополнительно указал, что принятые Советом 20.11.2019 и оспариваемые им в настоящем деле решения до настоящего времени не подписаны и не опубликованы, поскольку он считает их незаконными.

В судебном заседании административные соответчики (депутаты Совета городского поселения «Троицко-Печорск») Петухов Р.В., Ласка В.И., Жасинас И.И., Соколов Д.Л., Ландышева Н.В., Пыстин А.В., а также представитель Болотова Н.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласились, просили в его удовлетворении отказать.

Ласка В.И. суду пояснил, что 20.11.2019 на заседании Совета МО ГП Троицко-Печорск было принято решение о проведении закрытого заседания в соответствии со ст.23 Регламента Совета ГП «Троицко-Печорск» большинством голосов депутатов, а именно 6 голосов за и 2 против. Такое решение обосновывалось тем, что первый вопрос повестки заседания касался рассмотрения представления прокуратуры от 08.11.2019. В этом представлении затрагивались вопросы в отношении определенного круга лиц и не затрагивались вопросы неопределенного круга лиц и жителей пгт.Троицко-Печорск. Дополнительно в повестку заседания Совета ГП Троицко-Печорск в соответствии с п.2, п.3 ст.24 Регламента Совета ГП «Троицко-Печорск» были внесены вопросы об утверждении тарифов, оказываемых МУП «Стандарт» и об изменениях и дополнениях в Положение об упорядочении труда оплаты труда работников МУП «Стандарт», а также вопрос об отмене решения Совета ГП «Троицко-Печорск» №16/53 от 18.09.2019. Касаемо последнего вопроса, он был внесен в повестку заседания 20.11.2019, поскольку депутаты Совета полагали его не принятым по причине того, что заседание Совета 18.09.2019 открыто не было.

Ландышева Н.В. суду пояснила, что неоднократно на обсуждение Совета выносились вопросы по тарифам МУП «Стандарт» на технику, однако, решение по ним никак не принималось. Ей пришлось вынести этот вопрос прямо перед началом заседания сессии 20.11.2019. Были предоставлены сравнительные таблицы, проанализирована работа МУП «Стандарт». Не исполнение Главой ГП своих обязанностей ставило под угрозу качество и своевременность оказания социально значимых для населения видов деятельности предприятия. Сравнивая выставленные за отработанное предприятием время по старым тарифам услуги в сравнении с новыми тарифам, МУП «Стандарт», упущенная выгода за 3 месяца составила 278505 рублей, которая является значительной. По данному вопросу предлагалось повысить для администрации тариф на 10%. Вопрос об упорядочении оплаты труда работникам МУП «Стандарт» был перенесен на другое заседание Совета ГП, так как отсутствовала информации о ее проверке прокуратурой.

Административный соответчик – депутат ГП «Троицко-Печорск» Будаев С.О. административный иск признал, пояснив, что действия и проводимые депутатами Совета решения носили явно незаконный характер. Депутаты не указали причины проведения сессии в закрытом режиме, которые явились основанием ограничения доступа общественности к заседанию. Также была нарушена ч.3 ст.55 Конституции РФ, то есть были ограничены права и свободы человека. Статья 3 Федерального закона №131-ФЗ устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Считает, что приняв оспариваемые Главой ГП решения, Совет ГП превысил свои полномочия и создал препятствия к осуществлению прав на сбор информации, гарантированные ч.4 ст.29 Конституции РФ, так же Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах и организации органов местного самоуправления», ст.6 Федерального закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов» посредством доступа, а именно присутствие граждан на заседании.

В судебном заседании заинтересованное лицо Одинцов А.В. возражал против удовлетворения административного иска. Пояснил, что административный истец присутствовал на заседании совета 20.11.2019, был председательствующим, выносил предложения по повестке заседания на голосование. На заседании присутствовал представитель прокуратуры Троицко-Печорского района, который не нашел никаких нарушений в работе 17 заседания Совета ГП «Троицко-Печорск», не вносил актов прокурорского реагирования по поводу заседания Совета ГП «Троицко-Печорск» от 20.11.2019, следовательно, заседание Совета ГП «Троицко-Печорск» от 20.11.2019 является законным, легитимным и состоявшимся. На основании ст.23 Регламента Совета ГП «Троицко-Печорск» 20.11.2019 большинством голосов депутатов Совета было принято решение о проведении закрытого заседания. По мнению заинтересованного лица, административный истец сам нарушает положения Конституции РФ, Федеральных законов №131-ФЗ и №8-ФЗ о доступе граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления, поскольку не подписывает и не обнародует принимаемые Советом решения.

В судебное заседание заинтересованные лица Волкова О.Н., администрация ГП «Троицко-Печорск», МУП «Стандарт», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей в суд не направили. Принимая во внимание надлежащее уведомление указанных лиц, в порядке ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено без их участия.

Выслушав пояснения сторон, заинтересованного лица, показания допрошенных свидетелей, исследовав и проанализировав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9, 11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п.4 ч.9 ст.226 КАС РФ, ч.3 ст.55 Конституции РФ).

Судом установлено, что решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 21.09.2018 №1/1 Кондрашов С.В. избран главой поселения «Троицко-Печорск» - председателем Совета городского поселения «Троицко-Печорск».

20.11.2019 состоялось 17 заседание Совета городского поселения. В повестку заседания изначально было включено 5 вопросов:

-рассмотрение представления прокуратуры Троицко-Печорского района от 08.11.2019 «Об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, о муниципальной службе»;

-об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск»;

-о внесении изменений и дополнений в бюджет МО ГП «Троицко-Печорск» на 2019 год;

-о внесении изменений в решение Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 №2/9 «О некоторых вопросах муниципальной службы администрации ГП «Троицко-Печорск»;

-о внесении изменений по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, выборных должностных лиц.

Согласно машинописному протоколу заседания Совета от 20.11.2019 на нем присутствовали 8 депутатов из 9 избранных, правомочность на открытие сессии 5 депутатов. Помимо депутатов на заседании присутствовали и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» Волкова О.Н., помощник прокурора Троицко-Печорского района Чистюхина С.В., граждане Одинцов А.В., ФИО2 и ФИО3. Глава городского поселения Кондрашов С.В. открыл заседание Совета. Депутат Совета Жасинас И.И. предложил провести заседание в закрытом формате, при этом, причину целесообразности проведения закрытого заседания не обосновал. Глава поставил вопрос о проведении закрытого заседания на голосование. По результатам голосования принято решение о проведении заседания в закрытом режиме (за-6, против-2). Граждане ФИО2 и ФИО3. покинули зал заседания, при этом, Одинцову А.В. предложено остаться в зале. Далее депутаты единогласно проголосовали за открытие заседания. Глава предложил повестку заседания из 5 вопросов. Депутат Ландышева Н.В. предложила внести в повестку 2 дополнительных вопроса: об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУП «Стандарт» и об изменениях и дополнениях в Положение об упорядочении оплаты труда работников МУП «Стандарт». Депутат Будаев С.О. полагал предложенные Ландышевой Н.В. вопросы обсудить после завершения сессии и внести их в повестку следующего заседания. Депутат Петухов Р.В. предложил в повестку заседания внести вопрос об отмене решения Совета ГП «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 о возложении обязанностей и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» на Волкову О.Н. Затем Глава Кондрашов С.В. поставил на голосование депутатов принятие повестки заседания из 8 вопросов с дополнительными 3-мя вопросами (за-6, против-2). В процессе обсуждения вынесенных на заседание вопросов по рассмотрению представления прокуратуры Глава Кондрашов С.В. предложил депутатам отменить 4 решения, принятых Советом 18.10.2019, а именно: №16/54 «Об отмене решения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Ландышевой Н.В.», №16/55 «Об отмене некоторых решений Совета», №16/56 «Об исполнении обязанностей руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск»; №16/56 «Об утверждении кандидатуры на должность руководителя МУП «Стандарт». Проголосовали за-2, против-6. По второму вопросу повестки заседания об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск» депутаты проголосовали против варианта, предложенного и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» Волковой О.Н. По третьему вопросу о внесении изменений и дополнений в бюджет МО ГП «Троицко-Печорск» на 2019 год докладывала Волкова О.Н., которая пояснила о необходимости ремонта водовозной машины. Депутаты голосовали против принятия данного решения (за-2, против-5, воздержался-1). По четвертому и пятому вопросу повестки заседания депутаты Совета единогласно приняли решения о внесении изменений в решение Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 №2/9 «О некоторых вопросах муниципальной службы администрации ГП «Троицко-Печорск»; о внесении изменений по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, выборных должностных лиц. По шестому вопросу повестки депутат Ландышева Н.В. предложила повысить тарифы на услуги, оказываемые МУП «Стандарт» (за-6, против-1, воздержался-1). По седьмому вопросу депутат Ландышева Н.В. обосновывала необходимость повышения оплаты труда работников МУП «Стандарт», депутаты предложили доработать данный вопрос и рассмотреть его на заседании Совета 29.11.2019, проголосовав за это (7-за, против-0, воздержался-1). По восьмому вопросу доложил депутат Петухов Р.В., аргументировав свою позицию тем, что заседание Совета 18.09.2019 фактически открыто не было, однако, Главой ГП Кондрашовым С.В. было подписано решение Совета №16/53 о возложении обязанностей руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» на Волкову О.Н. После продолжительных обсуждений Глава Кондрашов С.В. поставил данный вопрос на голосование (за-6 против-2).

Из рассмотренных на 17 заседании Совета ГП «Троицко-Печорск» вопросов и принятых по ним Советом решений, Главой ГП «Троицко-Печорск» подписано и обнародовано лишь 2 решения, а именно: о внесении изменений в решение Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 №2/9 «О некоторых вопросах муниципальной службы администрации ГП «Троицко-Печорск»; о внесении изменений по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, выборных должностных лиц.

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО2 и ФИО3 суду показали, что на момент проведения заседания Совета 20.11.2019 являлись сотрудника МУП «Стандарт». Необходимость их присутствия за заседании Совета была вызвана тем, что 20.11.2019 должен был решаться вопрос с водовозной машиной, поскольку в пгт.Троицко-Печорск данный вопрос стоял остро. Тем, что заседание Совета проходило в закрытом режиме, были нарушены права свидетелей на доступ к информации о деятельности представительного органа местного самоуправления, при том, что оба свидетеля полагали, что на данном заседании не обсуждались вопросы, рассмотрение которых, в силу действующего законодательства, возможно в закрытом режиме. В дальнейшем, о принятых на заседании Совета 20.11.2019 решениях свидетель ФИО2 узнал от должностных лиц администрации городского поселения «Троицко-Печорск», а свидетель ФИО3 принятыми Советом решениями не интересовался.

Указанные обстоятельства подтверждены представленными сторонами доказательствами, оценив которые в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований в силу нижеследующего.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определение государственных гарантий его осуществления регулируются Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закон №131-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.1 вышеуказанного Закона, местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Статьей 2 Закона №131-ФЗ предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия: органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В соответствии с ч.1 ст.4, ч.1, 3, 4 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Статьями 35, 36, 43, 46-48 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.

Аналогичные нормы содержатся в Законе Республики Коми от 09.12.2014 №53-РЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Республике Коми».

В соответствии с ч.4 ст.29, ч.3 ст.55 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно положениям ст.6, 15 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет»; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.

Согласно ст.21 Устава МО ГП «Троицко-Печорск» (далее Устав) структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют: Совет городского поселения – представительный орган городского поселения; глава городского поселения – высшее должностное лицо городского поселения; администрация городского поселения – исполнительно-распорядительный орган.

Статьей 22 Устава определено, что Совет городского поселения состоит из 10 депутатов; обладает правами юридического лица; может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов; заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует 50% от числа избранных депутатов.

В соответствии со ст.23 Устава организацию деятельности Совета осуществляет глава городского поселения, исполняющий полномочия председателя Совета. Глава организует работу Совета в соответствии с регламентом Совета.

Статьей 26 Устава каждому депутату Совета предоставлено право предлагать вопросы в повестку дня заседаний Совета; участвовать в обсуждении вопросов, рассмотрение которых относится к компетенции Совета, участвовать в прениях по обсуждаемым вопросам; высказывать мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых Советом. Полномочия депутата прекращаются досрочно в т.ч. в случае отставки по собственному желанию.

На основании ст.27-28 Устава глава городского поселения входит в состав Совета с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. Глава подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом нормативные правовые акты, принятые Советом; издает в пределах своих полномочий правовые акты (постановления, распоряжения); вносит предложения о созыве внеочередного заседания Совета; организует выполнение нормативных правовых актов Совета в пределах своих полномочий; обладает правом внесения в Совет проектов муниципальных нормативных правовых актов и предлагает вопросы в повестку дня заседаний Совета.

В соответствии со ст.36 Устава систему муниципальных правовых актов городского поселения образуют, в т.ч. нормативные и иные правовые акты (решения) Совета; правовые акты (постановления и распоряжения) председателя Совета по вопросам организации деятельности Совета; правовые акты (постановления и распоряжения) главы в пределах полномочий, установленных Уставом и решениями Совета. Муниципальные правовые акты городского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования. Официальное место обнародования муниципальных правовых актов расположено по адресу: пгт.Троицко-Печорск, ул.Мира, 26, холл 2 этажа здания администрации городского поселения. Места доведения до сведения населения нормативно-правовых актов городского поселения определяются решением Совета.

Статьей 39 Устава определено, что Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законодательством, законами Республики Коми, данным Уставом, принимает нормативные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения, оформляемые в виде решений; а также принимает решения по вопросам организации деятельности Совета и решения ненормативного характера. Нормативные правовые акты (решения) Совета принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подлежат обязательному обнародованию. Решения ненормативного характера принимаются в порядке, установленном регламентом Совета, обнародованию не подлежат. Нормативный правовой акт, принятый Советом, в пятидневный срок после принятия направляется главе для подписания и обнародования. Акты ненормативного характера, принятые Советом подписываются председателем Совета в течение 10 дней с момента принятия решения. Председатель Совета в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности совета.

На основании ст.41, 42 Устава проекты муниципальных правовых актов могут вноситься в т.ч. депутатами Совета, главой городского поселения. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их официального обнародования, если другая дата вступления в силу не установлена самим нормативным правовым актом. Порядок вступления в силу иных муниципальных правовых актов определяется регламентом органа, принимающего (издающего) соответствующий муниципальный акт.

Решением совета городского поселения от 14.08.2015 №19/67 утвержден регламент Совета (далее Регламент).

В соответствии с п.4 ст.1 Регламента, его соблюдение является обязанностью всех депутатов Совета и его органов. Пунктами 1-3 статьи 3 Регламента определено, что Совет осуществляет свою деятельность в форме заседаний Совета, а также заседаний его органов. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории МО ГП «Троицко-Печорск» предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Деятельность Совета основывается на принципах свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов, законности, гласности, ответственности и подотчетности перед Советом создаваемых им органов и избираемых им должностных лиц.

На основании ст.15 Регламента правом внесения на рассмотрение Совета проектов решений и поправок к ним обладают глава, депутаты Совета и их группы, постоянные комиссии, руководитель администрации ГП «Троицко-Печорск», прокурор Троицко-Печорского района. Необходимым условием при осуществлении права внесения проектов решений является предоставление ответственному специалисту администрации ГП «Троицко-Печорск»: текста проекта решения на бумажном и магнитном носителях; пояснительной записки, которая должна содержать: обоснование необходимости принятия решения, его целей, основных положений, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат); перечень законов и иных нормативных правовых актов, на основании которых подготовлен проект решения; согласование или заключение руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск». Согласование или заключение предоставляется руководителем администрации ГП «Троицко-Печорск» в 20-дневный срок со дня получения проекта решения.

На основании ст.24 Регламента, ведет заседания Совета глава, а в случае его отсутствия – заместитель председателя Совета. Предложения и замечания по повестке дня заседания и порядку работы Совета передаются депутатами главе в письменном виде, либо излагаются ими в выступлении на заседании при обсуждении повестки дня и порядка работы Совета. Вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня решается путем открытого голосования простым большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании. Перед проведением процедуры голосования председательствующий оглашает, каким количеством голосов принимается решение (большинством от числа присутствующих, 2/3 от установленного числа депутатов Совета). Подсчет голосов осуществляют председательствующий и секретарь заседания (п.1 ст.34 Регламента). В случае, если решением совета вносятся изменения или отменяются ранее принятые решения, в тексте нового решения должно быть указано о том, какие именно решения утрачивают силу или в какой части изменяются ранее принятые (ст.37 Регламента). Решения Совета подписываются главой, протокол заседания подписывается председательствующий и секретарь заседания. Решения Совета вступают в силу со дня их обнародования, если иное не указано в самом решении (ст.38 Регламента).

Проанализировав вышеперечисленные нормы права, положения Устава МО ГП «Троицко-Печорск» и Регламента Совета городского поселения, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания незаконным заседания Совета городского поселения от 20.11.2019 и принятых на нем решений Совета.

Оценивая доводы административного истца о незаконности проведения заседания Совета в закрытом режиме, суд отмечает, что в соответствии со ст.23 Регламента Совет вправе принимать решения о проведении закрытых заседаний по требованию большинства депутатов, избранных в Совет, или о рассмотрении вопросов на заседании в присутствии только депутатов. Из материалов дела следует, что перед открытием заседания Совета 20.11.2019 по предложению депутата Жасинаса И.И. и регламентированной процедуры, большинством голосов депутаты приняли решение о проведении заседания в закрытом режиме, что в свою очередь не противоречит Регламенту. Ссылки административного истца о том, что в рассматриваемом случае были нарушены права граждан, приглашенных на заседание и изъявивших желание присутствовать на нем, на доступ к информации о деятельности представительного органа местного самоуправления, подлежат отклонению, поскольку нормами вышеуказанных Федеральных законов №131-ФЗ и №8-ФЗ, предоставленное гражданам право присутствовать на заседаниях коллегиального органа местного самоуправления ставится в зависимость от регламентов или иных нормативных правовых актов, регламентов органов местного самоуправления. Как отмечалось ранее, принятым Регламентом Совета предусмотрена возможность проведения закрытых заседаний Совета, что в свою очередь не свидетельствует о нарушении прав граждан на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления. При этом, суд также отмечает, что ст.23 Регламента Совета не предусматривает необходимость обоснования проведения заседания в закрытом режиме. В данной норме речь идет лишь о процедуре инициации данного вопроса и принятия по нему решения.

Кроме того, суд отмечает, что доступ граждан к информации о деятельности представительного органа местного самоуправления возможен в иных, предусмотренных ст.6 Федерального закона №8-ФЗ, формах. Суд соглашается с позицией административных соответчиков и заинтересованного лица о том, что не подписание и не обнародование решений, принятых Советом на заседании 20.11.2019, свидетельствует о нарушениях прав граждан на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления со стороны Главы городского поселения, на которого в соответствии с положениями Федерального закона №131-ФЗ и Устава МО ГП «Троицко-Печорск» возложены данные обязанности.

Рассматривая требования истца о признании незаконными оспариваемых им решений Совета, принятых на заседании 20.11.2019, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в совокупности с нормами законодательства, регламентирующего организацию местного самоуправления, Устава МО ГП «Троицко-Печорск» и положения Регламента Совета, суд приходит к выводу, что принятые Советом 20.11.2019 решения соответствуют компетенции и полномочиям Совета, процедуры выдвижения вопросов на повестку заседания и голосование по их принятию не нарушены.

В соответствии с положениями п.3 ст.16 Регламента документы, подготовленные с нарушением порядка и сроков, установленных ст.15 Регламента, могут включаться в повестку дня только в качестве информационных сообщений или возвращаются Главой на доработку.

Вместе с тем, из протокола 17 заседания Совета от 20.11.2019 следует, что три дополнительных вопроса, инициированные депутатами в ходе проведения заседания, в нарушение п.3 ст.16 Регламента Главой были поставлены на голосование в повестку заседания, большинством голосов депутатов приняты, в дальнейшем подвергались обсуждению и в конечном итоге решения по ним голосовались. При этом, правом, предоставленным п.3 ст.16 Регламента Глава не воспользовался.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что допущенное формальное нарушение Регламента не повлекло существенное нарушение прав и свобод административного истца.

Для признания решения, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением либо действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.

При рассмотрении дела указанной совокупности обстоятельств судом не установлено, в связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск главы городского поселения «Троицко-Печорск» Кондрашова С.В. к Совету городского поселения «Троицко-Печорск» о признании незаконным 17 заседания Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019, отмене решений Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 20.11.2019 «Об отмене решения Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 18.09.2019 №16/53 «Об исполнении обязанностей руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск», «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУП «Стандарт» – оставить без удовлетворения.

Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судьей 17 марта 2020.

Судья Р.В.Чулков

2а-27/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Глава городского поселения "Троицко-Печорск" Кондрашов С.В.
Ответчики
Ласка Вячеслав Ипполитович
Жасинас Иван Иванович
Петухов Руслан Васильевич
Ландышева Надежда Вениаминовна
Совет гродского поселения "Троицко-Печорск"
Пыстин Андрей Васильевич
Другие
Администрация ГП "Троицко-Печорск"
Волкова Ольга Николаевна
МУП "Стандарт"
Одинцов Александр Владимирович
Суд
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
Судья
Чулков Р.В.
Дело на странице суда
trpsud.komi.sudrf.ru
04.12.2019Регистрация административного искового заявления
04.12.2019Передача материалов судье
05.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2019Судебное заседание
27.12.2019Судебное заседание
22.01.2020Судебное заседание
08.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
04.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее