Решение по делу № 3а-764/2021 от 29.03.2021

Дело № 3а-764/2021                                    

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь                                  28 июня 2021 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием прокурора Захарова Е.В.,

представителя административного истца – Пухова С.Б., действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика Правительство Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – Артемьевой К.С. действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кравчека Николая Дмитриевича о признании недействующими в части

постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

правительством Пермского края 25.11.2017 года принято постановление № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п). Нормативный правовой акт опубликован 04.12.2017 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, а также размещен 30.11.2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного постановления Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к настоящему Постановлению. В пункте 355 Таблицы № 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее Перечень 1) указано здание с кадастровым номером **:40, расположенное по адресу: ****.

Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2018 года №756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее постановление № 756-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК от 13 ноября 2017 года «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее – Закон Пермского края № 141-ПК), постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.

Указанное постановление № 756-п опубликовано на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2018 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» 03 декабря 2018 года № 47, вступило в силу с 01 января 2019 года.

    Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённый постановлением №756-п содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень 2). Под пунктом 3437 в Перечень включено здание с кадастровым номером **:40, расположенное по адресу: ****.

Правительство Пермского края постановлением от 28 ноября 2019 года №874-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - Постановление № 874-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.

Указанное Постановление № 874-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 02 декабря 2019 года, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - №48, 09 декабря 2019 года, вступило в силу с 01 января 2020 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённый Постановлением № 874-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 3). В указанный Перечень 3 под пунктом 65 включен объект недвижимого имущества: здание с кадастровым номером **:40, расположенное по адресу: ****.

Правительство Пермского края постановлением от 25 ноября 2020 года №896-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - Постановление № 896-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.

Указанное Постановление № 896-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.11.2020, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - № 49, 07.12.2020 года, вступило в силу с 01 января 2021 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённый Постановлением № 896-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 4). В указанный Перечень 4 под пунктом 1139 включено здание с кадастровым номером **:40, расположенное по адресу: ****.

Кравчек Николай Дмитриевич (далее по тексту также – Кравчек Н.Д., административный истец), являясь собственником помещения с кадастровым номером **:344, находящегося в вышеуказанном Здании, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пункта 355 Перечня 1, пункта 3437 Перечня 2, пункта 65 Перечня 3, пункта 1139 Перечня 4.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником помещения с кадастровым номером **:344, расположенного в вышеуказанном здании. Полагает, что правовых оснований для включения здания в Перечни не имелось, поскольку здание не обладало предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не отвечало требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемые в указанной части нормативные акты противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушают права административного истца, поскольку незаконно возлагают на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

Административный истец Кравчек Н.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом надлежащим образом.

Представитель административного истца Пухов С.Б. в судебном заседании, на удовлетворении заявленных требований настаивал, в своих пояснениях изложил позицию, указанную в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края Артемьева К.С. в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, из которых следует, что у Правительства Пермского края имелись основания для включения Здания в Перечни, исходя из вида разрешенного использования земельного участка и предназначения здания.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Пермского края № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год. В пункт 355 указанного Перечня 1 включено Здание с кадастровым номером **:40, в котором расположено помещение с кадастровым номером **:344, принадлежащее административному истцу.

Постановлением Правительства Пермского края № 756-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год. В пункт 3437 указанного Перечня 2 включено Здание с кадастровым номером **:40, в котором расположено помещение с кадастровым номером **:344, принадлежащее административному истцу.

Постановлением Правительства Пермского края № 874-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год. В пункт 65 указанного Перечня 3 включено принадлежащее административному истцу Здание с кадастровым номером **:40, в котором расположено помещение с кадастровым номером **:344, принадлежащее административному истцу.

Постановлением Правительства Пермского края № 896-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год. В пункт 1139 указанного Перечня 4 включено Здание с кадастровым номером **:40, в котором расположено помещение с кадастровым номером **:344, принадлежащее административному истцу.

Постановление № 944-п, Постановление № 756-п, Постановление № 874-п и Постановление № 896-п изданы в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликованы на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05 октября 2007 года № 223-П, Указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Проверяя порядок принятия, обнародования оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил, акты приняты в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, что признается административным истцом.

Из материалов административного дела следует, что административному истцу принадлежит объект недвижимого имущества – нежилое помещение с кадастровым номером **:344, расположенное в здании, назначение: нежилое, наименование: административное здание с подземной автостоянкой, общей площадью 4 471,6 кв.м., с кадастровым номером **:40, расположенное по адресу: ****, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости (л.д.11-14, 85-111).

Здание с кадастровым номером **:40 включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года №944-п под пунктом 355; в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года №756-п под пунктом 3437; в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №874-п под пунктом 65; в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года №896-п под пунктом 1139.

Возражая против удовлетворения административного искового заявления, представитель административного ответчика указывал в письменном отзыве на то, что спорный объект недвижимого имущества включен в оспариваемые нормативные правовые акты, утвердившие Перечень 1 (на 2018 год), Перечень 2 (на 2019 год), Перечень 3 (на 2020 год) и Перечень 4 (на 2021 год) на основании сведений представленных Управлением Росреестра по Пермскому краю, поскольку на момент включения объекта в Перечни, он представлял собой нежилое здание – административное здание с подземной автостоянкой, общей площадью 4 471,6 кв.м., следовательно, предназначен для использования в целях административного назначения. Кроме того, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером **:5 с видом разрешенного использования – под административное здание с подземной автостоянкой (лит. Д), крыльцо (лит. д), лестницу (лит. д1). Исходя из этого, объект признан соответствующим критериям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законе 141-ПК.

Из представленных административным ответчиком в материалы дела документов, пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что в 2017 году, 2018 году, в 2019 году и в 2020 году обследования на предмет установления фактического использования Здания, уполномоченным органом не проводилось.

Между тем, суд не может согласиться с доводами административного ответчика, которые были поддержаны его представителем в ходе рассмотрения дела по существу.

Согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу требований п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Исходя из системного толкования приведенных выше положений закона при наличии хотя бы одного из приведенных условий объект недвижимости признается торговым центром (комплексом), налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.

Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края; 2) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах); 3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные жилые помещения.

Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК (в ред. Закона Пермского края от 05 ноября 2019 года № 458-ПК) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;

2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв. метров;

3) жилых домов, квартир, комнат по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные квартиры, комнаты.

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 указанной статьи, определяется Правительством Пермского края.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановлений №944-п, № 874-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения Здания в Перечень 1 на 2018 год и в Перечень 2 на 2020 год.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Пермского края обязано доказать законность включения принадлежащего административному истцу Зданий в оспариваемые Перечни, в том числе: в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), а также предназначения для использования или фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, предусмотренному пунктом 1.2.7 Приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 (далее по тексту также – Приказ) виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Представитель административного ответчика пояснила, что при определении основания включения спорного объекта в Перечни учитывалось назначение земельного участка, на котором расположено Здание и предназначение Здания.

Из материалов дела следует, что Здание с кадастровым номером **:40 расположено по адресу: **** и находится на земельном участке с кадастровым номером **:5.

Для указанного земельного участка вид разрешенного использования установлен как «под административное здание (лит.Д), крыльцо (лит.д), лестницу (лит.д1)», что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка не изменялся.

Вышеуказанный вид разрешенного использования земельного участка, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания.

В связи с изложенным вопрос о включении Здания в Перечни должен был разрешаться с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на назначение Здания - для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, размещения объекта общественного питания, бытового обслуживания, не менее 20 процентов общей площади здания.

Из объяснений представителя административного ответчика, заинтересованного лица, следует, что Здание с кадастровым номером **:40 было включено в Перечни по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании того, что здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. Осмотр указанного Здания, помещений в нем на предмет его фактического использования, при подготовке проектов Перечня 1, Перечня 2, Перечня 3 и Перечня 4 уполномоченным органом - Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (с 2019 года - Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края), не проводился.

Назначение здания по сведениям Единого государственного реестра недвижимости – нежилое здание, что также не позволяет отнести их к административно-деловым или торговым центрам.

Наименование здания «административное здание с подземной автостоянкой» не свидетельствует о том, что данное здание относится к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и также не может быть признан, безусловно, определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, по документам технического учета невозможно сделать вывод о предназначении Здания как объекта, предназначенного для размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером **:40, является нежилым зданием – административным зданием с подземной автостоянкой, количество этажей, в том числе подземных этажей: 10, в том числе подземных - 2, общей площадью 4 471,6 кв.м.

Как следует из описания объекта недвижимости в техническом паспорте, составленном по состоянию на 12 января 2012 года ГУП «Центр технической инвентаризации Пермской области» Пермского края Пермский филиал объект имеет назначение – административное здание с подземной автостоянкой.

Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещения в Здании имеют следующие наименования: подвал: загрузочная, лестница, коридор, техническое помещение, лестничная клетка, автостоянка, сан.узел, насосная; цокольный этаж: автостоянка, техническое помещение, лестничная клетка, венткамера, коридор, лестница, кладовая, прачечная, электрощитовая; 1 этаж: кабинет, зал, лестничная клетка, хранилище денег, коридор, касса, кабина клиента, умывальная, туалет, лифтовой холл, помещение охраны, тамбур, вестибюль, гардероб, помещение приема пищи, бар, WIP зал, кладовая продуктов, моечная, кухня; 2 этаж: кабинет, лестничная клетка, сан.узел, кладовая, коридор, серверная, архив, умывальная, туалет, лифтовой холл; 3 этаж: кабинет, лестничная клетка, коридор, туалет, умывальная, переговорная, холл, лифтовой холл, подсобное помещение; 4 этаж: кабинет, кладовая, комната отдыха, сан.узел, лестничная клетка, коридор, туалет, умывальная; 5 этаж: кабинет, сан.узел, комната отдыха, туалет, умывальная, лестничная клетка, лифтовой холл, кладовая, приемная, коридор; 6 этаж: кабинет, лестничная клетка, коридор, умывальная, туалет, лифтовой холл, приемная, переговорная; 7 этаж: кабинет, лестничная клетка, коридор, умывальная, туалет, холл, лифтовой холл; технический этаж: техническое помещение, венткамера (л.д.15-43).

При этом перечисленные помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания либо бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Понятие «кабинет» не является тождественным с понятием «офис».

Помещения поименованные «помещение приема пищи», «бар», «кухня» в сумме составляют 150,6 кв.м., что от общей площади здания 4 471,6 кв.м. составляет менее 20%.

Таким образом, помещения, поименованные в техническом паспорте здания, не свидетельствуют о наличии помещений не менее 20 процентов от общей площади этого здания, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания либо бытового обслуживания.

Между тем, обследование здания на предмет его фактического использования до определения Перечня 1, Перечня 2, Перечня 3 и Перечня 4 не проводилось, что не оспаривал представитель административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании.

Из объяснений представителя истца следует, что вид разрешенного использования земельного участка не совпадает с кодами разрешенного использования земельных участков, установленных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 и с кодами классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540. Мероприятия по фактическому использованию здания не проводились. Из технического паспорта видно, что помещения с назначением «офис» вообще отсутствуют в здании. Оснований для включения здания в Перечни не имелось.

То обстоятельство, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости в наименовании спорного здания имеется слово «административное», о правомерности включения Здания в Перечень 1, Перечень 2, Перечень 3 и Перечень 4, само по себе без учета содержащихся в экспликации наименования и назначения помещений, его образующих, а также без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования свидетельствовать не может.

Таким образом, спорный объект недвижимости по своему назначению, площади и виду разрешенного использования земельного участка на котором расположен, не соответствует установленным критериям.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что назначение поименованных выше помещений не позволяет сделать вывод о том, что указанное Здание используется в целях делового, административного и коммерческого назначения. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) сведения на здание и результаты мероприятий по установлению фактического использования здания не подтверждают, что объект подлежал включению в перечень объектов недвижимого имущества, поскольку назначение и наименование расположенных в нем помещений и их фактическое использование не предусматривают размещение офисов, административного назначения, общественного питания и бытового обслуживания в объеме не менее 20 процентов от общей площади здания. При этом административным ответчиком не представлено доказательств тому, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) здания в нем предусмотрено не только размещение офисов, но и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Изучив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что помещений для осуществления административной и офисной деятельности в Здании с кадастровым номером **:40 не имеется, а также Здание не предназначено и не используется для целей торговли, в целях общественного питания и бытового обслуживания.

Иных доказательств в обоснование соответствия Здания условиям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, Правительством Пермского края не представлено.

Поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, не предусматривает размещение офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, доказательств предназначения или фактического использования не менее 20 процентов общей площади здания в указанных целях в материалах дела не имеется, отнесение такого Здания к категории административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), к категории объектов, предназначенных для общественного питания, по признакам, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нельзя признать законным.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обоснованности включения Здания в оспариваемые Перечни объекта недвижимого имущества возлагается на Правительство Пермского края, принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующим пункта 355 Перечня 1, пункта 3437 Перечня 2, пункта 65 Перечня 3, пункта 1139 Перечня 4, подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018 год, 2019 год, 2020 год и 2021 год) суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

В связи с тем, что заявленные административным истцом требования судом удовлетворены, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 200 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением № 40330523 от 26.03.2021, имеющимся в материалах дела.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Кравчека Николая Дмитриевича удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 355 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать недействующим со дня принятия пункт 3437 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать недействующим со дня принятия пункт 65 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать недействующим со дня принятия пункт 1139 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Кравчека Николая Дмитриевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 200 рублей.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в четвертый Апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 9 июля 2021 года.

Судья: подпись                         

3а-764/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пермского края Бухтояров П.В.
Кравчек Николай Дмитриевич
Ответчики
Правительство Пермского края
Другие
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Коротаева Ольга Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.03.2021Регистрация административного искового заявления
29.03.2021Передача материалов судье
29.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.04.2021Предварительное судебное заседание
19.05.2021Предварительное судебное заседание
28.06.2021Судебное заседание
09.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее