Решение по делу № 2а-3397/2021 от 03.06.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                02 июля 2021 года                                                                         г. Улан-Удэ

    Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре Ануевой Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гармаевой А. Н. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

                    У С Т А Н О В И Л :

Обращаясь в суд с административным иском, Гармаева А.Н. просит признать незаконным распоряжение Комитета по управлению и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ (далее Комитет) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ , обязать Комитет принять распоряжение о предварительном согласовании Гармаевой А.Н. предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>

Административный иск мотивирован тем, что Гармаева, будучи пользователем земельного участка с расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес>, обратилась в Комитет с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов с целью получения земельного участка на основании Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», приложив к заявлению, в том числе, технический паспорт на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ Однако распоряжением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ истцу незаконно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Указанное в распоряжении основание отказа, обращение с заявлением лица, которое в соответствие с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов в связи с отсутствием на испрашиваемом земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, созданного до 31.12.2010 г., является необоснованным и незаконным, поскольку в соответствие с названным Законом Республики Бурятия истица представила технический паспорт на жилой дом, свидетельствующий о возведении жилого дома в ДД.ММ.ГГГГ а то обстоятельство, что по сведениям геоинформационной системы Гугл Планета Земля на испрашиваемом земельном участке отсутствуют жилой дом, объясняется тем, что специалисты Комитета на спутниковом снимке не увидели жилой дом из-за больших и густых деревьев на земельном участке. Кроме этого, Закон республики Бурятия не содержит требования к жилому дому наличие почтового адреса, поэтому обоснование отказа является незаконным.

В судебном заседании административный истец Гармаева А.Н. и его представитель по устному заявлению Бакатин Н.А. административный иск поддержали, суду пояснили, что оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не было. В соответствие с требованием Закона РБ Гармаева в подтверждение факта пользования земельным участком с расположенным на нем жилым домом, возведенным до 31.12.2010 г., представила технический паспорт на жилой дом. Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на сведения геоинформационной системы Гугл Планета Земля является незаконным, поскольку на спутниковом снимке видно, что в ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке в гуще деревьев имеется строение. Комитет, не получив из БТИ сведения о техническом паспорте на жилой дом, необоснованно отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Просят удовлетворить административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика по доверенности Хамеруев А.В. административный иск не признал, поддержал письменный отзыв и суду пояснил, что в соответствие с Законом Республики Бурятия Гармаева вправе получить в собственность земельный участок без проведения торгов при наличии жилого дома в фактическом пользовании на испрашиваемом земельном участке, возведенного до 31.12.2010 г. Между тем, на земельном участке до указанного времени не было жилого дома, что подтверждается спутниковыми снимками от ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий органов местного самоуправления, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании действий органов местного самоуправления, наделенных публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Гармаева А.Н. обратилась в Комитет с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов бесплатно на основании Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

К указанному заявлению Гармаева приложила наряду с другими документами технический паспорт, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> согласно сведениям из которого технический паспорт составлен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ самовольно возведенный жилой дом из газобетона площадью <данные изъяты> кв.м. построен в ДД.ММ.ГГГГ., его пользователем с ДД.ММ.ГГГГ является Гармаева А.Н.

Согласно распоряжению Комитета от ДД.ММ.ГГГГ Гармаевой А.Н. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес>

Комитет указал в распоряжении основание отказа обращение с заявлением лица, которое в соответствие с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов (пп.2 п.8 ст. 39.15, п.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, п. «д» ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 1.2.1 Закона республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115), на испрашиваемом земельном участке согласно сведениям геоинформационной системы Гугл Планета Земля на дату ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал объект индивидуального жилищного строительства, согласно ответу ГБУ РБ «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия» от ДД.ММ.ГГГГ в архиве отсутствуют данные об объекте с почтовым адресом: <адрес> в соответствие с п. «д» ч. 1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года.

Суд, проверив законность выданного распоряжения, приходит к выводу, что распоряжение Комитета является законным, не нарушающим права и законные интересы истца.

    Согласно п. «д» ч. 1 ст. 1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы.

Статьей 1.2.1 названного Закона регламентирован порядок предоставления земельных участков по основаниям, установленным пунктом "д" части 1 статьи 1 настоящего Закона. Указанный порядок предусматривает, в том числе, принятие решения уполномоченным органом о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пп. 3 п. 1 ст. 1.2.1 Закона).

    В силу пп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

    Подпунктом 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

    В соответствие с п. 3 ст. 1.2.1 вышеуказанного Закона Республики Бурятия в случае обращения гражданина о предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 1 настоящего Закона дополнительно к документам, указанным в части 2 настоящей статьи, прилагается один из перечисленных видов документов, подтверждающих фактическое пользование земельным участком и создание на нем жилого дома до 31 декабря 2010 года: домовая книга; документы об оплате земельного налога (платежей за землю) (два и более), которые должны иметь дату своего создания до 31 декабря 2010 года; документы от специализированных государственных организаций технической инвентаризации, содержащие сведения о дате создания жилого дома (история домовладения) и включающие в себя указание на первичную техническую инвентаризацию объекта до 31 декабря 2010 года, решения судов, подтверждающие факт пользования земельным участком до 31 декабря 2010 года; регистрация по месту жительства (прописка).

    Таким образом, установленный порядок предоставления земельного участка бесплатно без проведения торгов предусматривает принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению лица, испрашивающего земельный участок, с приложением к заявлению одного из перечисленных в законе документов, подтверждающих фактическое пользование земельным участком и создание на нем жилого дома до 31 декабря 2010 года.

    Комитет по результатам рассмотрения заявления Гармаевой пришел к выводу, что на испрашиваемом земельном участке до 31.12.2010 г. не был возведен жилой дом, в связи с чем отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

    С указанным решением Комитета суд соглашается, исходя из следующего.

    В соответствие со ст. 43, ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред., дейст. до 31.12.2016 г.) "О государственном кадастре недвижимости" до 1 января 2013 года был установлен переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ст. 43), в срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства ( ч. 3 ст. 45 в ред. ФЗ от 21.12.2009 N 334-ФЗ).

    Приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 (ред. от 29.08.2012) утвержден Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства", указанный Порядок введен в действие на территории Российской Федерации поэтапно, в частности, на территории Республики Бурятии с 01 апреля 2012 г. С указанной даты в Республике Бурятия осуществляется государственный кадастровый учет объектов недвижимости.

    Таким образом, законом в срок до 1 января 2013 г. было регламентировано органам и организациям по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившим государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передать в органы кадастрового учета заверенные уполномоченными должностными лицами копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

    По сообщению ГБУ РБ «Агентство Жилкомстройэнерго» до 01.01.2013 г. в Учреждение не поступали сведения об объекте строительства по адресу: <адрес>, после указанной даты сведениями может располагать УФРС по РБ. В УФРС по РБ также отсутствуют сведения о техническом учете и технической инвентаризации объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.

    В связи с указанными обстоятельствами обращение Комитета к снимкам системы Google Earth показало, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на испрашиваемом земельном участке отсутствует жилой дом.

    Гармаева, не согласившись с представленными Комитетом снимками Google Earth в связи с их некачественным изготовлением, представила снимки Google Earth по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра которых суд приходит к выводу, что на снимке на ДД.ММ.ГГГГ строение в виде жилого дома на испрашиваемом земельном участке отсутствует. Указываемые истцом и его представителем на снимках изображения в виде пятен различного цвета и конфигурации суд не считает их изображением крыши жилого дома, поскольку на этом же снимке видны соседние земельные участки, занятые различными по площади строениями, по изображениям которых можно определить, что это строения. По этой же причине суд не принимает довод истца и его представителя о том, что в связи с наличием крон деревьев, закрывающих строение, практически не видна крыша жилого дома.

    Несостоятелен довод истца о том, что существующий ныне жилой дом также не виден из-за густых деревьев, поскольку это не подтверждает факт возведения жилого дома и пользования им до 31.12.2010 г.

    На фотографии, представленной истицей, видны строения, из которых истица указала на строение площадью <данные изъяты> кв.м. как жилой дом, а на строение большей площадью как гараж. Из указанного у суда возникает сомнение, что испрашиваемый у Комитета земельный участок в ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время используется под жилым домом, поскольку в отличие от существующих принципов освоения земельных участков под жилыми домами гаражи не могут быть в два или три раза больше по площади и выше жилого дома, с учетом пояснения Гармаевой о том, что в ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время она имеет в собственности один легковой автомобиль, а гараж примерно площадью <данные изъяты>.м. она построила на всякий случай.

    Таким образом, установленные в судебном заседании в совокупности все обстоятельства, относящиеся к фактическому пользованию Гармаевой земельным участком, приводят суд к выводу об законности распоряжения Комитета об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, Гармаева не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, она не имела в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем жилым домом.

    В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

    В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

    В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

    Распоряжение Комитета об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права и законные интересы административного истца, в требовании Гармаевой следует полностью отказать.

    Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Административное исковое заявление Гармаевой А. Н. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья                                                                                               А.Д. Бунаева

2а-3397/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Гармаева Альбина Николаевна
Ответчики
Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Бунаева А.Д.
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
03.06.2021Регистрация административного искового заявления
03.06.2021Передача материалов судье
04.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2021Подготовка дела (собеседование)
16.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2021Судебное заседание
02.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее