Дело № 2а-1565/2021
66RS0003-01-2021-000600-62
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2021 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 02 марта 2021 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре судебного заседания Примаковой Д.С., с участием представителя административного истца Трофимова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колегова Алексея Сергеевича к Администрации муниципального образования «город Ирбит» о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Колегов А.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что обратился в Администрацию муниципального образования «город Ирбит» (далее – Администрация) с заявлением от 15 октября 2020 года о предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что земельные участки еще предстоит образовать, к заявлению приложена схема расположения земельных участков на кадастром плане территории, на которой испрашиваемые земельные участки расположены среди иных сформированных земельных участков, занятых индивидуальными жилыми домами, и отвечают требованиям к образуемым земельным участкам в соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Письмом от 11 ноября 2020 года Администрации Колегову А.С. отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков *** по адресу Свердловская область, город ***, *** по адресу ***, *** по адресу ***, на основании того, что они используются как естественные водостоки, образованные в результате перепада высотных отметок. В соответствии с п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности расширенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. В письме от 11 ноября 2020 года Администрации допущена ошибка – перепутаны номера участков ЗУ7 и ЗУ8. По адресу г. *** испрашивался земельный участок ***, по которому отказано по причине расположения трансформаторной подстанции. Отказ по причине использования в качестве естественного водостока по адресу *** относится к земельному участку ***.
С решением в части отказа в предоставлении земельных участков *** по адресу ***, *** по адресу *** *** *** адресу ***, административный истец не согласен.
Согласно данным публичной кадастровой карты, указанные земельные участки относятся к категории земель поселений (земли населенных пунктов), не отмежеваны, каких-либо данных о праве собственности в отношении указанных участков не имеется. Смежные земельные участки имеют категорию – земли поселений (земли населенных пунктов) с разрешенным использованием для индивидуальной жилой застройки. Испрашиваемые земельные участки не нарушают установленных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам. Доводы Администрации о том, что испрашиваемые земельные участки используются как естественные водостоки, образованные в результате перепада высотных отметок, не соответствуют действительности и не основаны на законе.
Просит признать незаконным решение Администрации в части отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков *** по адресу *** *** по адресу *** *** адресу ***, обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав Колегова А.С. путем повторного рассмотрения его заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков *** по адресу ***, *** по адресу ***, *** адресу ***, согласно заявлению Колегова А.С. от 15 октября 2020 года о предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный истец Колегов А.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Воспользовался правом вести дело через представителя.
Представитель административного истца Трофимов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал. Указал, что требования административного истца направлены на повторное рассмотрение заявления Колегова А.С. на основании ранее представленных документов. Основания, указанные в качестве отказа, не предусмотрены законом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом – копия административного искового заявления, копия определения о принятии административного иска к производству, судебная повестка направлены на электронный адрес Администрации 12 февраля 2021 года, извещение на судебное заседание 02 марта 2021 года направлено 25 февраля 2021 года.
Судом определено рассматривать дело при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив каждое доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Из статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, во взаимосвязи со ст. 17, 18, 19, 120 Конституции Российской Федерации следует, что участники судопроизводства имеют право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу положения ст.ст. 1, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
15 октября 2020 года Колеговым А.С. в Администрацию подано заявление о предоставлении земельного участка, в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации Колегов А.С. просит предварительно согласовать земельные участки с кадастровыми номерами ***. В качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов: из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3: пп. 10, вид права: в собственность, цель использования земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. К заявлению приложены схемы расположения земельного участка на КПТ.
На обращение Колегова А.С. от 15 октября 2020 года (вх. № 1986/у) 11 ноября 2020 года Администрацией направлен ответ, согласно которому на земельном участке с условным кадастровым номером *** по адресу *** расположена трансформаторная подстанция.
Земельные участки с условными кадастровыми номерами *** по адресу ***, *** по адресу ***, *** по адресу ***, используются как естественные водостоки, образованные в результате перепада высотных отметок. В соответствии с п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких участках объектов недвижимости. На основании изложенного Администрация указала, что предварительное согласование схем расположения земельных участков с условными кадастровыми номерами *** не представляется возможным.
Вместе с тем, согласно материалам дела, в ответе на заявление от 11 ноября 2020 года имеется ошибка: по адресу *** расположен земельный участок с условным кадастровым номером ***, а не ***. Земельный участок с кадастровым номером *** расположен по адресу ***
Согласно данным публичной кадастровой карты, земельные участки *** относятся к категории земель поселений (земли населенных пунктов), не отмежеваны, данные о собственниках отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Порядок предоставления земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 1 указанной статьи Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Отказывая Колегову А.С. в предварительном согласовании предоставления земельных участков ***, административный ответчик указал в качестве основания для отказа п. 4 ст. 11.19 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. В обоснование отказа административный ответчик сослался на то, что испрашиваемые участки используются как естественные водостоки, образованные в результате перепада высотных отметок, в результате чего их образование и предоставление не представляется возможным.
Вместе с тем, из материалов дела, данных публичной кадастровой карты, не следует, что испрашиваемые Колеговым А.С. земельные участки используются как естественные водостоки, административный ответчик, отказывая в предварительном согласовании, не указал, в связи с чем образование испрашиваемых земельных приведет к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Таким образом, решение Администрации от 11 ноября 2020 года нельзя признать законным, требования Колегова А.С. подлежат удовлетворению, Администрация обязана устранить нарушение прав Колегова А.С. путем повторного рассмотрения его заявления на основании представленных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования Колегова Алексея Сергеевича к Администрации муниципального образования «город Ирбит» о признании решения незаконным удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации муниципального образования «город Ирбит» от 11 ноября 2020 года в части отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков *** по адресу ***, *** по адресу *** *** адресу ***
Возложить на Администрацию муниципального образования «город Ирбит» устранить допущенное нарушение прав административного истца Колегова Алексея Сергеевича путем повторного рассмотрения его заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков *** по адресу ***, *** по адресу ***, *** адресу ***, согласно заявлению Колегова Алексея Сергеевича от 15 октября 2020 года, о чем сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Войт