ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело 91RS0003-01-2021-002126-97 №2-1597/2021 №33-10946/2021 | Председательствующий судья первой инстанции | Федоренко Э.Р. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 декабря 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Готовкиной Т.С.,
судей: Притуленко Е.В., Любобратцевой Н.И.,
при секретаре - Калиниченко В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Симферополе гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» к ФИО1, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент труда и социальной защиты населения администрации г.Симферополя Республики Крым о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки,
по апелляционной жалобе представителя Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» ФИО2 на решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 28 июля 2021 года, -
УСТАНОВИЛА:
В апреле 2021 года Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной меры социальной поддержки «Государственная социальная помощь (ГСП) – ежемесячно» за период с 01.10.2019г. по 31.07.2020г. в размере <данные изъяты> руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что 22.10.2019г. ФИО1 обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г.Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия, по результатам рассмотрения которого была назначена мера социальной поддержки «государственная социальная помощь – ежемесячно» на период с 01.10.2019г. по 31.03.2020г. в размере <данные изъяты> руб. Согласно акта проверки предоставленных сведений получателя пособия от 30.06.2020г. № стало известно о предоставлении ФИО1 недостоверных сведений о доходах супруга – ФИО3 по месту работы, ввиду чего полученная ею сумма меры социальной поддержки подлежит взысканию как неосновательно полученная в порядке ст.1102 ГК РФ.
Решением Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 28 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки отказано в полном объеме.
Не согласившись с таким решением суда, представителем Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильному применению норм материального права.
Автор жалобы указывает, что при обращении ФИО1 в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г.Симферополя Республики Крым с заявлением о назначении пособия был предоставлен ряд документов, в том числе справка о доходах супруга ответчика - ФИО3 в количестве 1 экземпляр; на основании заявления ФИО1 была назначена государственная социальная помощь. В дальнейшем, Департаментом установлено, что при обращении ФИО1 предоставлены недостоверные сведения о доходах супруга ФИО3, которые не соответствуют сведениям, полученным из ИФНС по г.Симферополю, на основании чего принято решение о прекращении назначенной меры социальной поддержки. Доводы ответчика о том, что ею при обращении было предоставлено 2 справки о доходах супруга надлежащими доказательствами не подтверждены, ввиду чего полученная ею сумма социального пособия подлежит взысканию в пользу истца.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 указывает на то, что при осуществлении своих полномочий по приему документов и расчету социальных выплат, должностные лица Департамента ненадлежаще исполняли свои обязанности, выразившиеся в утере предоставленных ею документов, что в дальнейшем повлияло на общий расчет социальных выплат.
Кроме того, ссылается на то, что истец не был лишен возможности проверить достоверность предоставленной ею информации, в течении 10 дней с момента подачи заявления; выплата государственной социальной помощи получена на законных основаниях, так как с её стороны какие-либо виновные, недобросовестные или противоправные действия, связанные с их получением, отсутствуют.
В предоставленных ею документах, а именно, в дублирующей справке о доходах супруга по месту работы с 01.01.2019г. по 30.09.2019г. (за 9 месяцев) имелась полная информация о начисленных и полученных суммах. Сумма, указанная справке о доходах с места работы - <данные изъяты> и сумма согласно предоставленных данных ИФНС по г. Симферополю суммы налога физического лица за 2019г. – идентичны.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 поданную апелляционную жалобу поддержал, просил решения суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Ответчик ФИО1 против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по мотивам, изложенным в письменных возражениях, указывая на отсутствие оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент труда и социальной защиты населения администрации г.Симферополя Республики Крым в судебное заседание не явился. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.
Заслушав докладчика, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца и ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к нижеследующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Республики Крым от 27.11.2014г. №10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014г. №587, пришел к выводу, что истцом не доказано каких-либо недобросовестных действий со стороны ответчика ФИО1 при получении в период с 01.10.2019г. по 31.07.2020 г. сумм государственной социальной помощи, выплаченной вследствие предоставления ответчиком документов, содержащих недостоверные сведения о доходах супруга, несмотря на то, что добросовестность гражданина по требованиям о взыскании социальной выплаты презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика ФИО1 лежит именно на истце, требующем ее возврата.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку последние соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, а также основаны на верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, ввиду нижеследующего.
Так, из материалов дела следует и судом установлено, что 22.10.2019 года ФИО1 обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия как малоимущей семье, предусмотренной Законом Республики Крым «О государственной социальной помощи в Республике Крым» от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 года (л.д. 7-8).
По результатам поданного заявления 29.10.2019 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым принято решение о назначении государственной социальной помощи ежемесячно с 01.10.2019г. по 31.03.2020г. в размере <данные изъяты> руб. (л.д.12).
С 01.04.2020г. выплата указанной государственной социальной помощи ежемесячно ФИО1 продлена Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым до 30.09.2020 года в беззаявительном порядке.
Ответчик заявление о назначении государственной социальной помощи за период с 01.04.2020 года по 30.09.2020г. не писала, дополнительных документов (справок) не предоставляла.
В целях проведения проверки достоверности предоставленных заявителем ФИО1 сведений о доходах для назначения государственной социальной помощи, а также ежемесячных денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, 27.04.2020г. в рамках межведомственного информационного взаимодействия Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым в ИФНС России по г. Симферополю Республики Крым направлен запрос о предоставлении информации о полученных доходах за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. на членов семьи заявителя ФИО1 (л.д. 14).
30.04.2021г. на указанный запрос ИФНС России по г. Симферополю Республики Крым предоставлена информация о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. (л.д. 15, 16).
Согласно акту проверки предоставленных сведений получателя пособия № от 30.06.2020 года Департаментом установлено, что ФИО1 предоставила недостоверные сведения о доходах своего супруга ФИО3 по месту работы в <данные изъяты> (сумма дохода за период с 01.07.2019 года по 30.09.2019 года составляет <данные изъяты> руб.), которые не соответствуют информации, содержащейся в данных ИФНС по г. Симферополю (сумма доходов за период с 01.07.2019 года по 30.09.2019 года составляет <данные изъяты> руб.) (л.д. 17).
Решением Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым от 30.06.2020 года выплата ФИО1 государственной социальной помощи в виде социального пособия в сумме <данные изъяты> руб. ежемесячно прекращена с 01.10.2019 года (л.д.18).
08.07.2020г. Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым в ГКУ Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» направлена информация по факту образования излишне назначенных и выплаченных мер социальной поддержки ФИО1 (л.д. 31); 14.08.2020г. – письмо о необходимости произвести перерасчет удержания №, предоставленных ФИО1 мер социальной поддержки (л.д. 34).
17.07.2020г. ФИО1 на имя начальника Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым подано заявление, в котором она сообщила, что при подаче заявления о назначении государственной социальной помощи за период с 01.10.2019г. по 31.07.2020г. были предоставлены две справки о доходах её супруга ФИО3: за период с 01.07.2019 года по 30.09.2019 года (без учета отпуска) и с 01.01.2019 года по 30.09.2019 года (за 9 месяцев с учетом отпуска); обе справки датировались 07.10.2019 года и были представлены в оригиналах.
Согласно протокола № от 20.08.2020г. заседания комиссии по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат администрации г. Симферополя Республики Крым сумма излишне выплаченной ФИО1 государственной социальной помощи за период с 01.10.2019г. по 31.07.2020 года составила <данные изъяты> руб.; ФИО1 предложено возместить указанную сумму переплаты путём погашения суммы переплаты на расчётный счет ГКУ Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» (л.д. 36).
20.08.2021г. Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым в адрес ФИО1 направлено уведомление с копией решения Комиссии по взысканию излишне выплаченных сумм социальных выплат в н. Симферополе Республики Крым, с просьбой в добровольном порядке возместить переполученную сумму государственной социальной помощи (л.д.37).
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В целях реализации Федерального закона "О государственной социальной помощи" в субъекте Российской Федерации – Республике Крым утвержден Закон Республики Крым «О государственной социальной помощи в Республике Крым» №10-ЗРК/2014 от 27.11.2014г. (далее Закон №10-ЗРК/2014).
Согласно ст.1 Закона №10-ЗРК/2014 государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым (далее - получатели государственной социальной помощи).
В силу абз.2 ст.2 Закона №10-ЗРК/2014 малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым; социальное пособие - безвозмездное предоставление получателям государственной социальной помощи денежной суммы за счет средств бюджета Республики Крым.
Согласно ч.1 ст.5 Закона №10-ЗРК/2014 расчет среднедушевого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Частями 1-3 ст.6 Закона №10-ЗРК/2014 государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (далее - орган социальной защиты населения).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
В силу ст.10 Закона №10-ЗРК/2014 получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных получателем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано получателем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) суд.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Республики Крым следует, что оказание социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан, поэтому по своей правовой природе данные выплаты относятся к средствам существования гражданина.
Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014г. №587 (далее Порядок).
В силу п.9 Порядка, для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым; документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период; документ медицинской организации, подтверждающий прохождение лечения продолжительностью более двух месяцев подряд.
Согласно п. 16 Порядка при приеме заявления орган социальной защиты населения, назначающий пособие, выдает расписку-уведомление о приеме (регистрации) заявления (при направлении заявления по почте)-направляет извещение о дате получения (регистрации) заявления в 5 -дневный срок с даты его получения (регистрации)).
Согласно п.17 Порядка на основании заявления и представленных документов органом социальной защиты населения определяется среднедушевой доход малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления пособия.
Решение об отказе в назначении пособия принимается, если: не представлены необходимые документы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка; в представленных документах выявлена недостоверная или искаженная информация; среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для семьи (одиноко проживающего гражданина) (п.28 Порядка).
Согласно п.40 Порядка органы социальной защиты населения проводят проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
Суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.41 Порядка).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе выплат пособий на детей.
Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленных гражданину (семье) выплат, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как следует из материалов дела, истец, обращаясь в суд с иском, ссылался на предоставление ответчиком недостоверных сведений о доходах супруга ФИО3, что, как следствие привело к выплате излишних сумм социального пособия, которые в порядке ст.ст.1102, 1107 ГК РФ подлежат взысканию с ответчика.
Из материалов выплатного дела ФИО1, копии которого имеются в материалах гражданского дела, следует, что в заявлении ФИО1 от 22.10.2019г. о назначении государственной социальной помощи в графе выплаты по месту работы указано - заработная плата мужа; к заявлению приложены документы на всех членов семьи, в том числе указаны справки о доходах супруга ФИО3, дочери ФИО4, справка об обучении сына ФИО5(л.д. 7-8).
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 указано, что при подаче заявления о назначении государственной социальной помощи были предоставлены оригиналы справок о доходах её супруга ФИО3 в количестве 2 экземпляра: за период с 01.07.2019 года по 30.09.2019 года (без учета отпуска) и с 01.01.2019 года по 30.09.2019 года (за 9 месяцев с учетом отпуска).
В судебных заседаниях суда первой и апелляционной инстанции ФИО1 также пояснила, что расширенная справка с места работы супруга (за период 01.01.2019 года по 30.09.2019 года с учетом отпуска), а именно указанная в ней сумма дохода ФИО3 за соответствующий период, полностью соответствует сумме, указанной в представленной из налоговой службы справки по форме 2НДФЛ; по какой причине Департаментом не была приобщена вторая (расширенная) справка о доходах ее супруга к материалам выплатного дела, ей неизвестно.
По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях ФИО1 при обращении ее в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым, а также факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками Департамента своих должностных обязанностей при предоставлении ответчику данных выплат.
Суд первой инстанции, разрешая спор, установил данные обстоятельства при полном и всестороннем изучении обстоятельств дела, оценки представленным сторонами доказательствам и пришел к обоснованным выводам об отсутствии недобросовестности в действиях ФИО1
Судебная коллегия соглашается с мотивированными выводами суда первой инстанции о том, что истец не предоставил суду доказательств, свидетельствующих о предоставлении ФИО1 заведомо недостоверных сведений, сознательном сокрытии данных, влияющих на право назначения государственного пособия как малоимущей семьи, исчисление их размеров.
Из материалов дела следует, что сведения о доходах ФИО3, указанные в справке за 2019 год (за 9 месяцев) от 07.10.2019 года, полностью соответствуют сведениям, представленным из налоговой службы (л.д. 16, 85).
Материалы дела не содержат, ни суду первой, ни апелляционной инстанции истцом не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестность действий ФИО1, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований.
Кроме того, материалы выплатного дела не содержат сведений о выдаче ФИО1 расписки о получении от нее конкретного перечня представленных ею документов при обращении 22.10.2019г. в орган социального обеспечения с заявлением о назначении государственной социальной помощи, как то предусмотрено п. 16 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014г. №587.
По сути, доводы жалобы повторяют правовую позицию, изложенную в исковом заявлении, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, указывающих на допущенные нарушения, влекущие отмену состоявшегося по делу решения, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не предоставила доказательств предоставления двух справок о доходах супруга при обращении в Департамент, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку в данном случае добросовестность действий ответчика, как получателя социального пособия, презюмируется, и обязанность доказать недобросовестность действий ответчика возлагается на истца, чего им в рамках данного дела сделано не было.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 28 июля 2021года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий: Т.С. Готовкина
Судьи: Е.В. Притуленко
Н.И. Любобратцева