Дело № 2-1733/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.
при помощнике Гудилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИСТЕЦА к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о признании незаконным решения, обязании повторно рассмотреть заявление, -
установил:
ИСТЕЦ обратилась в суд с иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, просит признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 02.06.2021 № № об отказе в государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Орлиновская. Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление Беличенко Марины Витальевны № № о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от 15 февраля 2021 года, заключенного с ФИО
Требования мотивированы тем, что административный истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в результате перехода права на истца, как покупателя по договору купли-продажи земельного участка от 15 февраля 2021 года, заключенного с ФИО 02.06.2021. Государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права, так как, в договоре купли-продажи земельного участка отсутствует указание на то, что на объект не возникает ипотека в силу закона, в связи с чем, не представлено заявление о государственной регистрации ипотеки в силу закона.
Указанное решение истец считает незаконным, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Административный истец и представитель административного ответчика, заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обжалуемое решение вынесено ответчиком 02.06.2021, административное исковое заявление направлено в суд посредством почтовой связи 02.09.2021, т.е. в пределах сроков, установленных ст. 219 КАС РФ.
Судом установлено, что 16.02.2021 административный истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением № № о регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: город Севастополь, <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от 15 февраля 2021 года, заключенного с ФИО
02.06.2021 государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права по заявлению № №, по мнению регистратора, с учетом рассрочки платежа в договоре не указано, что на объект не возникает ипотека в силу закона, в связи с чем, не представлено заявление о государственной регистрации ипотеки в силу закона.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 2 части 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 4 ст. 18 ФЗ №218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ №218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством -Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой государственной регистрации.
Согласно 27 Закона № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего закона.
Из условий договора купли-продажи земельного участка от 15 февраля 2021 года, заключенного между ФИО (продавец) и ИСТЦОМ (покупатель) следует, что расчет по договору осуществлен до подписания договора.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг административным истцом регистратору представлен платежный документ для подтверждения факта оплаты по договору - платежное поручение банка от 15.02.2021, в связи с чем, оснований для регистрации ипотеки не имелось, а государственным регистратором в нарушение вышеуказанных норм законодательства отказано в регистрации перехода права по вышеуказанному договору.
Таким образом, поскольку административным истцом предоставлены все необходимые документы для регистрации права, оснований для приостановления, а впоследствии для отказа в предоставлении государственной услуги, не имелось.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования ИСТЦА к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о признании незаконным решения, обязании повторно рассмотреть заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 02.06.2021 №№ об отказе в государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление Беличенко Марины Витальевны № № о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от 15 февраля 2021 года, заключенного с ФИО
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд г. Севастополя.
Судья Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 12.11.2021