Дело № 2-229/2022
45RS0008-01-2021-003421-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Анашкиной А.А.,
рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области 03 марта 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетовского района Курганской области к администрации Новосидоровского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кетовского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосидоровского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее – администрация Новосидоровского сельсовета) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указали, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального зако-нодательства по распоряжению муниципальным имуществом в части обеспечения антитеррористической защищенности в деятельности Администрации Новосидоровского сельского совета. Проверка показала, что на территории Кетовского района в границах муни-ципального образования Новосидоровский сельсовет расположен объект жилищно-коммунального хозяйства - линия электропередач ВЛ-0,4 кВ протяженностью 630 метров. Посредством указанной сети осуществляется электроснабжение жилых домов, расположенных по <адрес> и <адрес> в <адрес>. Вместе с тем, линия электропередач не стоит на балансе Администрации, в собственности иных субъектов не значится, соответственно является бесхозяйной. Отсутствие собственника линии электропередач, имеющей потенциальную опасность для населения Кетовского района, требует принятия незамедлительных мер по определению собственника, который бы обеспечил дальнейшую безопасную эксплуатацию объекта. Однако, Администрацией до настоящего времени не приняты меры по постановке данного объекта на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного, в целях дальнейшего установления собственника. Администрацией не принимается должное участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета, чем существенно нарушаются права граждан на охрану жизни, здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие Администрации Новосидоровского сельсовета Кетовского района Курганской области в части неосуществления полномочий по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, как бесхозяйного имущества линии электропередач ВЛ-0,4 кВ протяженностью 630 метров, расположенной по <адрес> и <адрес> в <адрес>; обязать Администрацию Новосидоровского сельсовета <адрес> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта линии электропередач ВЛ-0,4 кВ протяженностью 630 метров, расположенной по <адрес> и <адрес> в <адрес>.
Представитель истца – помощник прокурора Иванов И.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Новосидоровского сельсовета, Чернышов А.А., действующий на основании Устава, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – ПАО «СУЭНКО», действующий на основании доверенности, Абалин А.А. оставил разрешение требований на усмотрение суда, против удовлетворения заявленных требований не возражал.
С учетом мнения явившихся лиц, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п.п. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 данного закона под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. «д» ч. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 основными задачами противодействия терроризму являются в том числе: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу части 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3 статьи 225 ГК РФ).
В силу п. 8 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Обязанность органа местного самоуправления поставить данный объект на учет в органе государственной регистрации прав предусмотрена и ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 15 которого к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 50 того же Закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
Согласно пп.1-5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: 1) энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда; 2) энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; 3) энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций; 4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; 5) организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;
В соответствии с ч.1 ст. 38 Федерального закона от 21.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно пункту 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка).
Установлено, что прокуратурой Кетовского района проведена проверка на территории Кетовского района в границах муниципального образования Новосидоровский сельсовет, которой установлено, что на территории указанного муниципального образования расположен объект жилищно-коммунального хозяйства – линии электропередач ВЛ-0,4 кВ протяженностью 630 метров, расположенной по <адрес> и <адрес> в <адрес>, которая не состоит на балансе Администрации.
31.08.2021 в адрес Главы Новосидоровского сельсовета направлено представление.
Из ответа Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 15.10.2021 следует, что указанные линии электропередач на балансе Новосидоровского сельсовета не состоят. Сведений о собственнике указанных линий в Администрации Новосидоровского сельсовета не имеется, а также сведения о том, что данные лиши электропередач являются бесхозными - отсутствуют. В связи с этим поставить на учет указанные линии электропередач не предоставляется возможным.
Также представлен ответ АО СУЭНКО от 28.10.2021, согласно которому линия электропередачи в границах муниципального образования «Новосидоровский сельсовет» (осуществляет электроснабжение жилых домов по <адрес>, Лесная в <адрес>) - собственник и технические характеристики сетевой организации не известны.
Из ответа АО СУЭНКО от 10.11.2021 следует, что линия электропередачи в границах муниципального образования «Новосидоровский сельсовет» (осуществляет электроснабжение жилых домов по <адрес>, Лесная в <адрес>): собственник линии электропередачи не известен; класс напряжения линии - 0,4 кВ; линия подключена к трансформаторной подстанции № Б-3-433 (собственник ТП - АО СУЭНКО), протяжённость линии, ориентировочно - 630 м, марка проводов: А-25, А-35, А-16, АПВ-16; материал опор: древесина на ж/б приставках; количество опор - 18 штук; состояние линии оценивается как удовлетворительное. Аварийно-восстановительные работы на указанной линии электропередачи осуществляло АО СУЭНКО. От Новосидоровского сельсовета в адрес АО СУЭНКО не поступало сведений о том, что данная линия электропередачи числится как бесхозяйная или её собственник не известен.
Согласно Уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 27.10.2021 № КУВИ-002/2021-143244985 от 27.10.2021, № КУВИ-002/2021-143245493 в ЕГРН сведения об объекте недвижимости: сооружение, описание объекта недвижимости: адрес: Курганская обл, <адрес>, <адрес> дополнительная информация: наименование объекта: Линия электропередач, отсутствуют.
Таким образом, в границах муниципального образования Новосидоровский сельсовет расположено сооружение – линии электропередач ВЛ-0,4 кВ протяженностью 630 метров, расположенной по <адрес> и <адрес> в <адрес>, сведения о собственнике которого отсутствуют, то есть данный объект недвижимости является бесхозяйным.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать, поскольку рассматриваемый объект - линии электропередач ВЛ-0,4 кВ протяженностью 630 метров, расположенной по <адрес> и <адрес> в <адрес> расположен в границах муниципального образования – Новосидоровского сельского совета <адрес>, бездействие ответчика по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии линии электропередач на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствие собственника линии электропередач влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> как бесхозяйного имущества, в связи с чем полагает правомерным возложить обязанность на Администрацию Новосидоровского сельсовета Кетовского района Курганской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта линии электропередач ВЛ-0,4 кВ протяженностью 630 метров, расположенной по <адрес> и <адрес> в <адрес>.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кетовского района Курганской области к администрации Новосидоровского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Новосидоровского сельсовета Кетовского района Курганской области в части неосуществления полномочий по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, как бесхозяйного имущества линии электропередач ВЛ-0,4 кВ протяженностью 630 метров, расположенной по <адрес> и <адрес> в <адрес>
Обязать Администрацию Новосидоровского сельсовета Кетовского района Курганской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта линии электропередач ВЛ-0,4 кВ протяженностью 630 метров, расположенной по <адрес> и <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд.
Мотивированное решение составлено 25.03.2022.
Судья Ю.А. Димова