Гр. дело № 2-922/2020 мотивированное решение составлено 28.08.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2020 года город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.В.,
при секретаре Воронковой Е.А.,
с участием представителя ответчика Майзеровой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мороза Никиты Сергеевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочно страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Мороз Н.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) (далее – УПФ РФ в г. Апатиты) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании досрочно назначить страховую пенсию с даты возникновения права. В обоснование указал, что он обратился в УПФР в г. Апатиты с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и вступившим в законную силу решением суда № 2-437/2020 от 26 мая 2020 года о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Истцу было отказано в назначении пенсии по причине того, что пенсия может быть назначена не ранее чем через полтора года после вступления в силу судебного решения.
Просит признать данное решение УПФ РФ незаконным и обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание истец не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что Мороз Н.С. 26.11.2019 обратился в УПФ РФ в г.Апатиты с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. Решением от 12.02.2020 № 317981/19 Морозу Н.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Решением суда от 26 мая 2020 года Морозу Н.С. включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации. 09 июля 2020 года УПФР в г. Апатиты было принято решение об отказе в установлении пенсии ввиду отсутствия права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Обращает внимание, что решение суда, обязывающее территориальный орган ПФР включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, определенные периоды работы, рассматривается территориальным органом ПФР как документ, подтверждающий периоды работы, с момента вступления его в законную силу. Соответственно, требуемую продолжительность стажа на соответствующих видах работ истец приобретает со дня вступления рассматриваемого решения в законную силу. С учетом изложенного, считает, что страховая пенсия по старости, в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, при наличии решения суда, вступившего в законную силу в 2020 году, может быть назначена Морозову Н.С. не ранее чем через полтора года со дня приобретения требуемого стажа, то есть не ранее, чем через полтора года со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие истца.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, материалы гр.дела № 2-404/2020, обозрев пенсионное дело, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года (далее –Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 -лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону.
Из Приложения N 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» следует, что гражданам, которые в 2019 году приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Для адаптации к вносимым изменениям законодатель установил переходный период. Так, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года №350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, в соответствии с действующим правовым регулированием страховая пенсия по старости истцу Морозу Н.С. может быть назначена не ранее чем через шесть месяцев со дня возникновения права на такую пенсию.
Судом установлено, что Мороз Н.С. 26 ноября 2019 года обратился в УПФР в г. Апатиты с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Апатиты № 317981/19 от 12 февраля 2020 года Морозу Н.С. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа (на 25.11.2019 подтверждено документально 29 лет 00 месяцев 04 дня).
Решением Апатитского городского суда от 26 мая 2020 года удовлетворены исковые требования Мороза Н.С., в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 10 марта 2001 года по 8 апреля 2001 года, с 9 ноября 2002 года по 24 декабря 2002 года, с 13 марта 2006 года по 24 марта 2006 года, с 4 февраля 2008 года по 6 марта 2008 года, с 18 апреля 2011 года по 20 апреля 2011 года, с 21 мая 2012 года по 9 июня 2012 года, с 20 октября 2012 года по 22 ноября 2012 года, с 17 февраля 2014 года по 19 февраля 2014 года, с 17 января 2017 года по 27 января 2017 года, с 14 октября 2017 года по 18 ноября 2017 года, 5 апреля 2019 года в льготном исчислении (один год равен одному году шести месяцам).
Указанное решение суда вступило в законную силу 30 июня 2020 года.
07 июля 2020 года Мороз Н.С. вновь обратился в УПФР в г. Апатиты с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
Решением УПФР в г. Апатиты от 09 июля 2020 года Морозу Н.С. была отказано в назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 26 ноября 2019 года. Отказ мотивирован тем, что при наличии решения суда, вступившего в законную силу в 2020 году, страховая пенсия по старости может быть назначена не ранее чем через полтора года со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, то есть через полтора года после вступления в законную силу судебного решения.
Материалами дела достоверно подтверждается и сторонами не оспаривается, что с учетом решения суда у Мороза Н.С. имеется необходимый стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при этом данный специальный стаж на 31 декабря 2019 года составлял 30 лет 01 месяц 11 дней.
Таким образом, с учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации, специальный стаж у Мороза Н.С. выработан 04 декабря 2019 года. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что право на страховую пенсию по старости с учетом положений Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" у истца наступило с 04 июня 2020 года, то есть через шесть месяцев после выработки необходимого медицинского стажа (30 лет).
Доводы представителя ответчика о том, что требуемую продолжительность стажа на соответствующих видах работ истец приобрел со дня вступления в законную силу решения суда от 26 мая 2020 года, судом признаются несостоятельными, поскольку вступившее в законную силу решение Апатитского городского суда от 26 мая 2020 года не является документом, подтверждающим какие-либо отдельные периоды работы истца, а является судебным актом (обязательным к исполнению всеми лицами на всей территории Российской Федерации), которым суд включил в специальный стаж истца соответствующие периоды. В этом случае у истца изначально в силу действующего законодательства возникло право на включение названных периодов в специальный стаж. Данное право является неотъемлемым и принадлежит истцу вне зависимости от факта его признания (не признания) соответствующими органами и должностными лицами, включая Пенсионный фонд.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании незаконным решения УПФР в г. Апатиты от 09 июля 2020 года и о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 04 июня 2020 года, то есть по истечении шести месяцев со дня приобретения стажа на соответствующих видах работ, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, требования истца о взыскании с ответчика расходов по уплате госпошлины не подлежат удовлетворению в виду следующего.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора (пункт 11 подраздела "Вопросы уплаты государственной пошлины" раздела "Судебная практика по гражданским делам" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 года).
В случае, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в судебном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Из изложенного следует, что для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы участие соответствующего учреждения в судебном процессе было обусловлено выполнением отдельных функций государственного (муниципального) органа с целью защиты государственных и (или) общественных интересов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2122-1 от 27 декабря 1991 года, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направляются на выплату государственных пенсий.
На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации входят в состав государственной казны Российской Федерации, которая отнесена к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней, при этом к первому уровню относятся как федеральный бюджет, так и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Согласно статье 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации входит бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации N 1709 от 27 сентября 2000 года "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, передана в оперативное управление материально-техническая база, обеспечивающая реализацию указанных полномочий.
В силу статьи 3.1 Федерального закона N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относится: установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения; установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования; управление системой обязательного пенсионного страхования; обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Как следует из статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет полномочия по обязательному пенсионному страхованию на территории Российской Федерации, является государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществляет контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета; назначает (пересчитывать) и своевременно выплачивает страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Участие ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) в судебном процессе обусловлено осуществлением указанных выше функций органа управления средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования в Российской Федерации, в связи с чем, он по существу наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, и в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации N 13 от 28 мая 2019 года "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" признал утратившим силу пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", содержащий положения о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации не относится к государственным органам, освобожденным при обращении в суд на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Мороза Никиты Сергеевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочно страховую пенсию по старости, удовлетворить.
Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) от 09 июля 2020 года, признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) назначить Морозу Никите Сергеевичу досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", с 04 июня 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Апатитский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Ткаченко